Полвека в Мариинке, или Музыка духа Эдуарда Направника

eb19b0004d42af0d394739a4d4998023.jpeg

24 августа исполнилось 185 лет со дня рождения чешского и русского композитора и дирижера Эдуарда Направника (1839-1916), возглавлявшего более 50 лет Мариинский театр в Санкт-Петербурге и поставившего все оперы выдающихся русских композиторов. Сам он также писал духовную музыку после того, как принял в России православие.

«Искренняя, тесная, ни на мгновение не нарушавшаяся дружба связывает меня с Эдуардом Направником. Его прекрасные душевные качества – прямота, честность, правдивость, трудолюбие и готовность помочь каждому – всё это с давних пор внушало мне пламенную любовь и уважение к нему». Так отзывался об этом человеке Петр Ильич Чайковский. Кстати, Направник был единственным дирижером, которому Чайковский разрешал вносить поправки в свои сочинения – он ему полностью доверял. 

«Генерал Мариинки», «властелин оркестра» – так восторженно отзывалась о нем публика. Он превратил Мариинский театр в эталон исполнительского искусства. 

Родился Эдуард Направник в Чехии, точнее в королевстве Богемии, как та земля называлась в XIX веке. Отец его был школьным учителем музыки. У ребенка с раннего детства проявились музыкальные способности, и его начали обучать игре на фортепиано и органе. Но все же учиться его отдали в реальное училище в Праге. Учебу там он не закончил – умер отец, и Эдуарду пришлось зарабатывать на жизнь игрой на органе в храме. Все же он, поднакопив денег, начал брать уроки фортепиано, оркестровки и дирижирования.

В 1861 году с Направником встретился русский князь Николай Юсупов. Представитель богатейшего дворянского рода России с детства увлекался живописью и музыкой. Он сочинял сонаты, ноктюрны и романсы, которые исполняли в Санкт-Петербурге и городах Европы. Князь был почетным членом Римской музыкальной академии и Парижской консерватории. Также он писал романы и философские трактаты. Юсупов пригласил Направника занять место дирижера в своем домашнем оркестре. Ему были предложены отличные условия – хорошее жалованье с полным содержанием. Уговаривать его долго не пришлось, и Направник отправился на свою вторую родину.

Может быть, Направник так и служил бы капельмейстером юсуповского оркестра (хотя он и при этой должности был известен в Петербурге), но судьба распорядилась иначе. Как-то он присутствовал на опере «Руслан и Людмила» Михаила Глинки в Мариинском театре. Спектакль все не начинался, так как не пришел исполнитель фортепианной партии. Концертмейстер оркестра, зная Направника как сильного пианиста, мигом представил его дирижеру Константину Лядову. Эдуард сел в оркестр и с листа сыграл фортепианную партию… Словом, в 1863 году Направник занял должность помощника капельмейстера и органиста Мариинского театра, в 1867 получил место второго капельмейстера, в 1869 – первого (главного дирижёра) и занимал этот пост до самой смерти.

Он продирижировал более 4000 оперных представлений. В его репертуаре были 150 опер, из которых 80 были разучены впервые, в том числе семь опер Чайковского («Мазепа», «Орлеанская дева», «Пиковая дама», «Иоланта» и др.). Направник сам тоже писал оперы и ставил их в Мариинке – «Нижегородцы» (1868), «Гарольд» (1885), «Дубровский» (1894) и «Франческа да Римини» (1902). Он был первым в России дирижером, кто управлял оркестром, повернувшись спиной к публике – до него дирижеры стояли лицом к залу. Это важно было для качества звучания оркестра: слушатели видели его лицо, а оркестранты нет. Дочь Михаила Глинки, основоположника русской композиторской школы, в знак особого уважения передала Направнику дирижёрскую палочку своего отца. 

Направник принял православие в 1902 году после смерти жены Ольги Шредер, солистки Мариинского театра. И тогда же начал писать духовную музыку. Правда, этому предшествовали светские романсы на стихи русских поэтов – «Молитва» и «У врат обители святой», «Ангел» Михаила Лермонтова, «Псалмопевец Давид» Константина Романова, «Молитва» Якова Полонского. А после православного крещения появляются восхитительные хоры Направника «Отче наш», «Иже херувимы», «Верую», «Да исправится молитва моя», «Достойно есть» и другие. Их исполняли в концертах и в церковных службах лучшие хоры Петербурга и Москвы. 

 

Александр Трушин