Священномученик Александр. Расстрелян вместе со лжесвидетелями

13 ноября 1937 года расстрелян священномученик Алексий Сибирский, а вместе с ним – те, кто лжесвидетельствовал на священника.

Без имени-1.jpg

1937-1938 годы вошли в историю нашей страны как время Большого террора. И особенно пострадала Русская Православная Церковь. Игумен Дамаскин (Орловский) со ссылкой на правительственную Комиссию  по реабилитации жертв политических репрессий, пишет: «В 1937 году было арестовано 136 900 православных священно- и церковнослужителей, из них расстреляно 85 300; в 1938 году арестовано 28 300, расстреляно 21 500». В последующие два годы цифры арестов и расстрелов снижались. В Московской области за эти годы были расстреляны около 1000 священников и прихожан, в Тверской области — около 200. В частности, в августе-сентябре 1937 было арестовано все духовенство, церковные старосты и миряне Ново-Карельского и Козловского районов Тверской области. Священник Александр Сибирский был арестован прямо во время богослужения.

Будущий священномученик родился 17 марта 1870 года в селе Козлово Вышневолоцкого уезда Тверской губернии в семье священника Василия Сибирского. После окончания Тверской духовной семинарии женился и в 1902 году был рукоположён во священника к Введенскому храму родного села. 27 лет отец Алексий служил в этой церкви, а также преподавал Закон Божий в училище для крестьянских детей в селе Владимирском. Осенью 1929 года отец Алексий был арестован за невыполнение плана по хлебозаготовкам.

Тогда пострадали многие священники практически во всех областях РСФСР. Поясним: после коллективизации сельского хозяйства, начатой властями в декабре 1927 года, в 1928-м сбор зерна упал на 2 млн. тонн (с 78 до 76 млн. тонн). Это вызвало рост цен и продовольственный кризис в стране.

20 сентября 1929 года Политбюро ЦК ВКП (б) приняло постановление «О мерах по усилению хлебозаготовок». В этом постановлении говорилось, что партийные комитеты на местах должны «обеспечить проведение твердых заданий по продаже хлеба кулацкими и зажиточными слоями села, применяя к уклоняющимся установленные репрессивные меры». Кроме того, ОГПУ было поручено усилить проведение репрессий во всех областях СССР. На местах был составлен график сдачи зерна: каждому «зажиточному» жителю (а к ним относили и священников), давался один день на сдачу хлеба. 

Отец Алексий не сумел привезти зерно на хлебосдаточный пункт в течение суток. Его арестовали, почти шестидесятилетнего священника приговорили к году заключения в исправительно-трудовом лагере с конфискацией имущества, включая личные вещи, а также двум годам ссылки. Батюшку отправили на Северный Урал. На обороте фотографии, которую он отправил из ссылки родным, им была сделана надпись: «С твердым духом… Хоть и на Севере, а тепло, и у вершин Урала, а не страшно…».

По возвращении отца Алексия из ссылки он был назначен священником в село Козлово Тверской области, получив послушание благочинного.

Власти тем временем искали повод, чтобы вновь арестовать священника. Во время весеннего сева в 1937 году кто-то донес, что священник молился в храме "за стахановскую весну", что было расценено властями как нарушение закона об отделении Церкви от государства. Поясним, о чем идет речь. ЦК ВКП (б) призвал провести посевные работы ударными темпами, «по-стахановски». И в частности, районная газета «Большевик» напечатала заметку «Стахановской весне — стахановские методы».

Отец Алексий немедленно был вызван для объяснений по этому поводу в районное управление НКВД. Священник сказал, что "за стахановскую весну" он не молился, а молился о изобилии плодов земных, и эти слова были взяты им из служебника. Много раз вызывали священника в сельсовет и по другим поводам. Например, прихожане подавали прошение местным властям разрешить батюшке ходить по домам с молебнами и иконами. И каждый раз священника вызывали в ОГПУ и допрашивали.
А к августу 1937-го местные власти были уже подготовлены к исполнению «Директивы всем секретарям областных и краевых парторганизаций и всем областным, краевым и республиканским представителям НКВД, № 51 от 2 июля 1937 года «Об антисоветских элементах». В той директиве предлагалось в течение пяти дней подготовить списки вернувших из лагерей и ссылок «враждебных элементов, чтобы наиболее важные из них были немедленно арестованы и были расстреляны в порядке административного проведения их дел через тройки, а остальные, менее активные, но все же враждебные элементы, были бы переписаны и высланы в районы по указанию НКВД». Под директивой подпись: «Секретарь ЦК И.Сталин».

29 августа 1937 года в храме села Козлово шло богослужение. Внезапно ворвались солдаты. Людей разогнали, батюшку тоже выставили, начали выбрасывать на улицу иконы и давить их копытами лошадей. Одна прихожанка рассказывала: «Я стояла в стороне, потом осмелела и взяла три иконы, которые не были раздавлены. Сложила их на левую руку, правой придерживала. Хотела ещё взять, но боялась — не донести. Когда в очередной раз толкнули отца Алексия, я вступилась за него, один из сотрудников ГПУ толкнул меня лошадью. Упала одна из икон, но не разбилась. Отец Алексий сказал: «Не трогайте её. Иди, Полинушка, иди». Когда он так сказал, его с двух сторон ударили прикладами винтовок в спину, но он не упал, сделав два шага вперед. Священника увезли в Тверь.

Его допрашивали каждый день. Задавали вопросы о священниках, с которыми в последние годы общался отец Алексий. Спрашивали, какие он вел с ними контрреволюционные разговоры. Батюшка говорил, что виделся с теми людьми, но никаких антисоветских разговоров не вел. Потом появился «свидетель», подписавший донос на отца Алексия.

Следователь подвел итог допроса:

–   Вы обличаетесь как участник контрреволюционной фашистско-монархической организации, которая ставила задачей свержение советской власти и реставрацию капитализма при помощи иностранных фашистских государств через интервенцию Советского Союза и вооруженное восстание антисоветских сил из кулацких и бывших элементов и крестьянства, недовольного советским строем. Признаете ли вы себя виновным?

Отец Алексий все это отрицал. 11 ноября 1937 года «тройка» НКВД приговорила священника Алексия Сибирского к расстрелу. Он был расстрелян через день после приговора и похоронен в безвестной могиле.

Вместе с ним были расстреляны и лжесвидетели.

Александр Трушин

 





Другие статьи по теме

Живое наследие «Всё, что не от веры – грех». Памяти священномученика Кирилла, митрополита Казанского
Вера Как святитель Николай сохранил свою верную почитательницу и 12 ее детей
Образ святости Храм Всемилостивого Спаса: место памяти и молитвы о мордовских новомучениках
Очерекин Кирилл
Образ святости Священномученик Амфилохий (Скворцов): ученый-миссионер и мужественный епископ
Трушин Александр
Образ святости Священномученик Иоанн Никольский: не признается, значит виновен
Образ святости Священномученик Феодор Распопов: и пуля его не брала
Образ святости Репрессии XX века в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре и на Радонежской земле
Высота День памяти мученика Никиты Сухарева
Вера Молитвы священноисповедника Виктора (Островидов) сильнее развращающего влияния экрана
Орлова Ольга
Уроки истории Священномученик Гермоген (Долганов), ректор Тифлисской семинарии, исключивший Сталина
Трушин Александр