Тимофей Грановский – историк, чьи идеи помогали принять происходящее

16 октября

10-16-1.jpgВ этот день 1813 года родился русский историк Тимофей Грановский.

Он был первым ученым, превратившим историю из набора фактов и сведений в науку. Дружил с Николаем Огаревым и Александром Герценом. Был одним из первых, кто после трехлетней научной командировки в Германию привез в Россию идеи философии Гегеля. На эту основу и опирался в своих трудах Грановский.

Главная его заслуга в том, что он показал взаимосвязь исторических событий. По Грановскому, исторический процесс движим противостоянием противоречий (тезиса и антитезиса). На протяжении всей истории происходит постепенное развитие абсолютного Духа. И высший нравственный закон (сформулированный Гегелем – мораль и нравственность определяют отношения в семье, обществе и государстве) подталкивает человечество к изменениям. Грановский утверждал, что многие современные события аналогичны событиям прошлого и проведение исторических аналогий может помочь решить современные противоречия.

«Уяснение исторических законов положит конец несбыточным теориям и стремлениям, нарушающим правильный ход общественной жизни. Всеобщая история показывает различие, существующее между вечными, безусловными началами нравственности и ограниченным пониманием этих начал в данный период времени», – так считал Тимофей Грановский.

Будущий историк родился в Орле, в дворянской семье. Как и следовало в то время, до 13 лет его обучали домашние учителя. Затем поступил в московский частный пансион Федора Кистера и окончил его через 2 года. Некоторое время (до 1831 года) снова жил в Орле, потом полгода служил в Департаменте иностранных дел в Санкт-Петербурге, но вскоре подал в отставку и сумел после самостоятельной подготовки в 1832 году поступить на философско-юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Грановский прошёл трёхгодичный курс университета как добрую солидную школу, в которой познакомился со многими науками и собрал хороший запас разных фактических сведений. Он не состоял ни в каких научных школах и не был подвержен никаким влияниям. Интерес у него вызвал только профессор литературы Петр Плетнев. Грановский был на его вечерах, где познакомился с Василием Жуковским, Владимиром Одоевским и Александром Пушкиным.

Молодой ученый вскоре был представлен попечителю Московского учебного округа графу Сергею Строганову, который командировал Грановского за границу «для приготовления к профессорскому званию по кафедре всеобщей истории в Московском университете». Грановский занимался науками три года в Берлинском университете, где и познакомился с философией Гегеля.

Московский университет, в котором предстояло преподавать Тимофею Грановскому, переживал непростой период. Дело в том, что университеты изначально были задуманы как учебные заведения, где правящая элита будет получать европейское образование. Как известно, в послепетровской России западные ценности насаждались сверху (ведь Пушкин назвал правительство «единственным в России европейцем»). Поэтому на подготовку профессоров в Московском университете денег не жалели.

Преподаватели, приехавшие в университет из Европы, привезли любовь к Гегелю, а также желание размышлять и искать внутреннюю логику в процессах, о которых рассказывали ученикам. Студентам этот стиль преподавания явно импонировал: вместо сухих систематических лекций – живые эмоциональные рассказы.

Но первая такая лекция Грановского оказалась неудачной. Огромная аудитория, две сотни студентов, профессора, университетское начальство – все это вогнало Грановского в ступор; он с трудом добрел до кафедры и понял, что от ужаса не в состоянии разобрать собственные записи. Дебютант проговорил четверть часа, раскланялся и ушел. Однако провал не смутил ни его, ни университетскую администрацию, и уже через месяц Грановский с гордостью сообщал, что студенты ловят каждое его слово.

Слава о замечательном лекторе быстро распространилась по Москве. Грановский (а он был профессором медиевистики –  истории Средних веков) в своих лекциях всегда балансировал на грани дозволенного – это искусство было очень востребованным. Тем более что лекции по истории Европы, где была Реформация, революции и прочая крамола, сами по себе вызывали подозрения, а рассказы об идее личной свободы и главенства закона могли восприниматься почти как призыв к бунту. Повторим – «почти», потому по форме его лекции были мягкими и аккуратными. 

Грановский часто обращался к Евангелию. В одной из лекций он говорил так: «Лишь христианство сделало историю общечеловеческой, распространив ее интерес на всех потомков Адама. Христос сказал удивленному древнему миру, что все люди суть сыны Божии, что все они братья и что перед Богом нет ни эллина, ни варвара! Итак, в христианстве лежит идея всеобщей истории».

Университетские и публичные лекции влияли на умы современников. Их записывали, повторяли, обсуждали. Он не дожил до реформ Александра II. Но те, кто слушал лекции Грановского, понимали историческую необходимость этих событий и воплощали эти идеи в жизнь. 

Грановский умер в 1855 году. Студенты несли на руках его гроб от университета до Пятницкого кладбища.