Три великих дела русского художника Ильи Глазунова

06-10-.jpg

10 июня

В этот день 1930 года родился Илья Глазунов. «Каждое художественное произведение, несущее правду о человеке, о тьме и свете в душе его, – это подвиг, требующий от художника гражданского мужества. Искусство – не монолог с самим собой, оно всегда обращено к кому-то. Важно, во имя каких духовных ценностей ведет разговор художник с миром». Так писал в своей статье «Поиски» художник Илья Глазунов. Три великих дела совершил мастер помимо создания картин, городских пейзажей и портретов.

Первое – возрождение Академии живописи, ваяния и зодчества в Москве. Причем Глазунов воссоздал академию в том же здании на Мясницкой улице, где в 1840-х годах было открыто Московское училище с таким же названием.

Второе важнейшее дело – создание Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. В 1958 году началась последняя кампания борьбы советской власти с религией. Под прикрытием строительства пятиэтажек в очередной раз в России разрушались храмы. Илья Глазунов вместе с единомышленниками (среди которых были Павел Корин, Георгий Свиридов, Владимир Солоухин и другие) открыто выступили против этой политики и создали так называемый «Русский клуб», который позже превратился во Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры.

И третье дело. В 1981 году Глазунов организовал в Москве Всесоюзный музей декоративно-прикладного и народного искусства и стал его первым директором. Эти дела были разными, но у них была общая идея – сохранение и развитие русской культуры. Это было чрезвычайно важно для второй половины ХХ века.

За свою жизнь Илья Глазунов (он умер 9 июня 2017 года, за день до своего 87-летия) написал более трех тысяч картин. Это портреты разных людей – политических деятелей, актеров и актрис, людей выдающихся и не очень. Хотя для Глазунова «невыдающихся» людей не было. Он говорил так: «Во всех своих картинах я хотел выразить мою любовь к России и заразить своим пониманием добра и зла в формах, неотрывных от Божиего мира. Когда я пишу человека, я никогда не забываю, что он – образ и подобие Божие. И когда я пишу портреты иностранцев, я горжусь, что впервые пригласили русского художника, которому важно в первую очередь почувствовать внутреннюю музыку человека и выразить это на холсте».

Илья Глазунов родился в Ленинграде. Пережил страшное блокадное время, когда умерли его родители, бабушка и другие родственники. В 1942-м его вывезли по Дороге жизни. После снятия блокады вернулся в Ленинград. Учился в художественной школе, потом в Институте живописи, скульптуры и архитектуры.

Его картины постоянно не нравились партийным начальникам. Например, в 1957 году он выставил работу «Дороги войны». На полотне были изображены отступающие летом 1941 года советские солдаты. Картина просто исчезла с выставки, Глазунов спустя много лет сделал авторскую копию. В 1964-м проходила авторская выставка Глазунова. Через пять дней выставку закрыли, потому что в газете «Правда» вышла статья, подписанная всем партбюро московского Союза художников. В статье говорилось, что картины Глазунова – «очень сомнительная духовная пища». В 1977 году выставка, на которой была представлена его картина «Мистерия XX века», была тоже закрыта, так как «противоречила советской идеологии». Словом, в эту самую советскую идеологию Глазунов явно не вписывался.

06-10-1.jpg«Вечная Россия». Илья Глазунов 

Илья Глазунов создал четыре огромных полотна в жанре монументальной живописи. Они связаны с крутыми историческими поворотами жизни нашей страны. Это «Вечная Россия» – «Мистерия ХХ века» – «Рынок нашей демократии» – «Россия, проснись!». Названия картин однозначно говорят об их тематике. И надо сказать, что они вызвали немало споров среди посетителей выставок. Но это совершенно нормально: художник выразил свое отношение к трагическим событиям в нашей отечественной истории.

Это отношение художника к истории и вере точно выразил Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. Узнав о смерти художника, он сказал: «На протяжении всей своей активной творческой деятельности Илья Глазунов стремился донести до зрителя смысл и красоту Евангельского послания миру, его непреходящее духовно-нравственное значение. Он не раз высказывал глубокую убежденность в том, что подлинное возрождение России немыслимо без опоры на ее тысячелетний исторический опыт, без возвращения к ее христианским духовным истокам и традициям. Эти идеи находили свое выражение и в произведениях автора, и в его публицистических выступлениях, и в участии художника в значимых церковно-общественных проектах».

Александр Трушин