В скорби – сурово-сдержанная, в радости – полноцветная. Духовная музыка Александра Кастальского

28 ноября

В этот день в 1856 году родился Александр Кастальский, будущий русский композитор, хоровой дирижер, создатель нового стиля духовной музыки, профессор Московской консерватории.

04.jpgОб особенностях его творчества очень точно сказал музыковед и композитор Борис Асафьев: «Искусство Кастальского не знает томлений и нервных изломов. Оно насквозь оптимистично, бодро. В скорби – сурово-сдержанное, в радости – светлое и полноцветное, яркое». 

Отец его, Дмитрий Кастальский по окончании Московской духовной академии преподавал в семинарии патрологию, логику, психологию, латинский и немецкий языки. В 1851 году был рукоположен во священника, служил в разных московских храмах, последним местом службы был Казанский собор на Красной площади. У Дмитрий Кастальского было пятеро сыновей, четверо пошли по технической стезе, а Александр, названный в честь святого Александра Невского, поступил в Московскую консерваторию.

В 1883 году, проучившись в консерватории почти шесть лет, будущий композитор решил начать трудовую карьеру на ниве народного просвещения и отправился служить учителем в провинциальный город Козлов. Там он преподавал музыку ученикам Технического училища Рязано-Козловской железной дороги и руководил оркестром рабочих железнодорожных мастерских. В 1884 году вернулся в родную Москву и некоторое время занимался музыкой с рабочими Прохоровской Трехгорной мануфактуры – одного из самых крупных в те годы в России предприятий по производству тканей.

Но дальнейшую судьбу композитора определило поступление на службу в Московское синодальное училище церковного пения. Здесь обучались мальчики-певчие Синодального хора, который был старейшим русским хором, ведущим свою историю от Патриарших певчих дьяков. В течение многих столетий хор пел в Успенском соборе Московского Кремля.

Кастальский попал в Синодальное училище и Синодальный хор накануне их реформирования. Целью реформ было создание церковно-музыкального центра, призванного заниматься восстановлением и изданием сочинений на основе древних церковных распевов, обработкой их в духе русской церковной традиции и образцовым исполнением этих обработок. Кастальский написал 174, по другим источникам, около 200 сочинений для хорового исполнения. Здесь он стал композитором высочайшего класса, на уровне Чайковского, Рахманинова, Танеева… Кстати, он и был учеником Чайковского и Танеева.

Но первый шаг на этом пути был случайным (а случай, как говорят, синоним Бога). В 1896 году Синодальный хор готовился к службе в Успенском соборе Кремля. Регент хора Василий Орлов был недоволен предложенной ему обработкой «Достойно есть» сербского распева. И предложил Кастальскому сделать новую обработку. Она понравилась всем. Кроме самого Кастальского. А следующей его работой стала обработка для хора нескольких попевок, объединенных в одно песнопение – «Милосердия двери».

Это сочинение очень понравилось директору Синодального училища Степану Смоленскому. В 1901 году Смоленского перевели в Петербург на должность управляющего Придворной певческой капеллой. И там он исполнил это сочинение перед святым праведным Иоанном Кронштадтским. Святой пришел в величайшее умиление и горячо молился, слушая «Милосердия двери» Александра Кастальского. Синодальное училище в начале ХХ века было образцовым заведением хорового искусства. Этому хору ведущие композиторы доверяли первое исполнение своих сочинений.

На рубеже XIX и XX веков именно Москва становится местом притяжения русских художественных сил. Здесь сложился «новый русский стиль» в живописи, архитектуре, музыке. Родоначальником этого стиля принято считать Виктора Васнецова. Вслед за ним шли его брат Аполлинарий, а также Нестеров, Врубель, Рерих, Щусев, Шехтель, Покровский... Все они ориентировались на древнерусские церковные памятники и народное искусство.

В музыке же именно Кастальский стал тем мастером, которому было суждено создать стилевой образец. Этот образец оказался созвучным идее национального церковно-музыкального стиля, которая витала в русском воздухе середины 1890-х годов.

Особая дружба связывала Кастальского с Сергеем Рахманиновым. В 1903 году состоялся первый авторский концерт Кастальского. Перед концертом он направил Рахманинову ноты сочинений, которые должны были исполняться - кондак «Со святыми упокой» и икос «Сам Един» с надписью: «Глубокоуважаемому Сергею Васильевичу Рахманинову от А. Кастальского в знак напоминания ему о том, что есть на белом свете область, где терпеливо, но настойчиво ждут вдохновений Рахманинова». Однако такое вдохновение пришло к Рахманинову только через семь лет, когда летом 1910 года он принялся за сочинение литургии, обратившись за советами к Кастальскому.

Это сочинение впервые прозвучало 25 ноября 1910 года в исполнении Синодального хора. Регентом этого хора уже был Кастальский. Успех был феноменальным. В те годы сочинения Кастальского и Рахманинова очень часто исполнялись в одних и тех же концертах Синодального хора.

И конечно, вершиной русской духовной музыки было рахманиновское «Всенощное бдение», впервые исполненное Синодальный хором в 1915 году.

Римский-Корсаков как-то сказал, что русская музыка будет жить, пока жив Александр Кастальский. Но это, конечно, не точно: музыка Кастальского намного пережила его, она и сейчас с нами, ее поют церковные хоры, мы молимся, слушая ее.

Александр Трушин