Василий Розанов. Апокалипсис нашего времени

5-2.jpg

5 февраля

В этот день в 1919 году умер Василий Розанов, русский религиозный философ, писатель-импрессионист, который послереволюционный период характеризовал так:

«Мы умираем как фанфароны, как актеры. Ни креста, ни молитвы. Уж если при смерти чьей нет креста и молитвы – то это у русских. И странно. Всю жизнь крестились, богомолились: вдруг смерть – и мы сбросили крест. Просто, как православным человеком, русский никогда не живал. Переход в социализм и, значит, в полный атеизм совершился у мужиков, у солдат до того легко, точно в баню сходили и окатились новой водой. Это – совершенно точно, это действительность, а не дикий кошмар».

Так писал незадолго перед смертью Василий Розанов в своей последней книге «Апокалипсис нашего времени». Начало этой работы – декабрь 1917 года. Время, когда мир перевернулся. Василий Розанов видел этот переворот, происходивший в душах людей, в общественном сознании, и описал его. Потому что он говорил: «Я пришел в мир, чтобы видеть, а не совершить». И оставить людям впечатления об увиденном. Поэтому Розанов – импрессионист, от слова impression – впечатление. Розанов незадолго до этого, в сентябре 1917-го переехал из голодного Петрограда в Сергиев Посад, жил там в доме преподавателя Вифанской духовной семинарии. С большой семьей (жена и шестеро детей) ютились в трех комнатах. Жили по-нищенски, голодали, как и многие в те годы.

Василий Розанов написал более трех десятков работ. Иногда трудно определить их жанр. Это не художественные произведения, но они основаны чаще всего на собственных впечатлениях – потому Розанова и называют импрессионистом. Судьба его в чем-то схожа с судьбой Горького. Розанов тоже рано потерял родителей, воспитывал его старший брат (Василий родился в 1856 году). Но Горький стал революционным романтиком, а Розанов оставался верующим человеком, философом.

По окончании историко-филологического факультета Московского университета в 1882 году работал учителем в школах разных российских губерний. Начал публиковать в журналах статьи с критикой тогдашней системы образования. Известность ему принесло эссе «Легенда о Великом Инквизиторе Достоевского». Но парадокс в том, что мысли Инквизитора, его веру в правду «могучего и страшного духа», который искушал Спасителя, Розанов приписывает самому Достоевскому. И таких парадоксов в творчестве Розанова немало. Например, события 1905-1907 годов в России он описывал в журнале «Новое время» как монархист и черносотенец, а в других изданиях – как народник или социал-демократ. Кстати, он считал необходимым освещать события и явления с разных точек зрения: «на предмет надо иметь тысячу точек зрения». Это гораздо лучше, чем судить о разных явлениях только с одной точки зрения. И это – тоже признак мудрости.