10 января
В тот день в 1929 году родился будущий великий русский дирижер Владимир Минин.
22 декабря 2022 года в зале имени Шнитке Московского дома музыки проходил концерт. Исполняли сочинение грузинского композитора Гия Канчели «Убаюкивание солнца». В нем слово «солнце» звучит на 27 языках мира, древних и современных — в том числе шумерском, древнеегипетском, грузинском, абхазском, китайском, японском, иврите, турецком, румынском, английском, французском, испанском, итальянском, русском... Исполнял это сочинение Московский государственный камерный хор под управлением Владимира Минина. На вопрос, почему было выбрано именно это произведение, он ответил: «Может быть, кому-то это покажется наивным или идеалистичным, но я верю, что в конце концов наступит всеобщий мир, который будет светлым и радостным».
Наверное, в этом заключается важнейшее свойство хорового искусства — выражать общие чувства, мысли, соборность, национальную идентичность.
Не случайно Патриарх Московский и всея Руси Алексий II наградил Владимира Минина Орденом святого князя Владимира и орденом святого князя Даниила Московского. В 2013 году Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вручил ему Орден «Славы и Чести» — за выдающийся вклад в дело в сохранение духовных шедевров русской культуры. Владимир Минин также награжден Орденом святого равноапостольного великого князя Владимира (за возрождение церковной музыки), Орденом святого благоверного князя Даниила Московского, Международной премией Андрея Первозванного «За веру и верность», Национальной премией «Имперская культура» имени Эдуарда Володина. Конечно, у Минина есть и государственные награды — звание Народного артиста СССР, Государственная премия СССР, Орден Трудового Красного знамени и другие — но, в основном, они были присвоены ему в советской время, за исключением Ордена «За заслуги перед Отечеством», который был вручен в 2019 году (через 9 месяцев после 90-летнего юбилея).
Владимир Минин — ученик выдающегося регента ХХ века Александра Свешникова. Родился Минин в Ленинграде (сейчас — Санкт-Петербург). Отец его, Николай Минин, был сотрудником НКВД, по ложному доносу был арестован и провел пять лет в лагерях.
В семилетнем возрасте Володю взяли в Детскую хоровую школу при Ленинградской государственной академической капелле (бывшие регентские классы). Создал эту школу в 1937 году Александр Свешников. Собственно, школа имела очень давнюю историю и традиции, начинавшуюся еще с Государевых певчих дьяков, переведенных в 1703 году в Санкт-Петербург. Эти традиции русского церковного пения, утраченные после 1917 года, и восстанавливал Свешников.
В 1941-м хор мальчиков был эвакуирован в Кировскую область, в село Арбаж. Уехали из Ленинграда тридцать хористов, через два года их осталось десять. Кого-то родители забрали, кто-то умер от голода. А в 1943-м маршал Климент Ворошилов разрешил Свешникову открыть в Москве Хоровое училище мальчиков. Свешников забрал всех десятерых из бывшего ленинградского хора, в том числе и Володю Минина. В 1945 году тот окончил учебу в училище и поступил в Московскую консерваторию, где продолжил учиться у Александра Свешникова. По окончании консерватории Минин был направлен на работу главным дирижером Ансамбля песни и пляски Группы советских войск в Польше. Кстати, этот Ансамбль исполнял не только песни, но и крупные хоровые произведения, например, ораторию «Александр Матросов» композитора Владимира Сорокина.
После трех лет службы в армии Минин вернулся в Москву и работал дирижером в Государственном академическом русском хоре, который возглавлял Свешников. Сейчас этот хор носит его имя.
Работа в хоре Свешникова стала важнейшем этапом дальнейшего творчества Минина. В 1966 году Свешников начал разучивать с хором «Всенощное бдение» Рахманинова. Начиная с 20-х годов ХХ века исполнение в концертах духовных сочинений русских композиторов категорически запрещалось. Надо сказать, что в этом вопросе большевики поступили также, как Священный Синод, запретивший в середине XIX века исполнение духовной музыки вне храмов. Александр Кастальский, композитор, сумел добиться отмены этого нелепого правила. А в советские времена снова возник этот парадокс: «Dies irae» Джузеппе Верди или католическое песнопение «Agnus Dei» (Агнец Божий) исполнять разрешалось, а, например, «Литургию Иоанна Златоуста» Чайковского — нет.
И главный идеолог брежневских времен, член политбюро ЦК КПСС Михаил Суслов не раз повторял: «Церковную музыку мы запретили, потому что она мешает строительству коммунизма».
Так вот, Александр Свешников, не спрашивая разрешения у начальства, начал в 1966 году разучивать со своим хором «Всенощную» Рахманинова. И в этой работе нашему великому регенту помогали молодые дирижеры, в частности, Владимир Минин. Спустя полвека после первого исполнения в 1915 году это сочинение зазвучало вновь.
А Владимира Минина, создавшего вскоре свой собственный Камерный хор, стали считать лучшим интерпретатором русской церковной музыки. Кроме «Всенощной» Рахманинова, он вернул к жизни множество запрещенных произведений русских композиторов — Дмитрия Бортнянского, Максима Березовского, Павла Чеснокова, Апостола Струмского, Петра Чайковского, Сергея Танеева... Причем. он сделал русскую духовную музыку достоянием не только советских слушателей. Именно Минин добился того, что она стала неотъемлемой частью мировой музыкальной культуры. Русская православная музыка в исполнении мининского Камерного хора звучала в лучших концертных залах Европы, Северной и Южной Америки, Японии, Китая, Южной Кореи.
С Камерным хором Владимира Минина выступали лучшие мировые певцы. На репетиции хора часто приходил послушать и тихонько садился в последнем ряду известный ценитель и собиратель записей дореволюционных хоров писатель Владимир Солоухин. Бывали на концертах хора Валентин Распутин, Владимир Крупин, Сергей Залыгин… Ведь между разными видами искусства нет непроходимых границ, и хор Минина пел о том, о чем писали эти великие русские литераторы.
Восстановление русской церковной музыки стало главным делом жизни Владимира Минина. Причем, он занимался этим тогда, когда поднялась последняя в советские времена волна антирелигиозной пропаганды. Если в конце хрущевского правления насчитывалось 7853 храма, то в 1985 году (когда генсеком был избран Михаил Горбачев) их осталось 6806 — более тысячи церквей были закрыты. Но Минин именно в эти годы сохранял и исполнял публично русскую духовную музыку. Ему было нелегко. Не раз его вызвали в высокие кабинеты и говорили: убрать из программы церковные песни. Минин рассказывает, что приходилось идти на хитрость: в афише концерта, где должна была исполняться «Всенощная», стояло: «Рахманинов. Сочинение № 37».
В музыке, особенно, в духовной, есть две стороны. Первая — то, что надо исполнять или петь, то есть нотная запись, партитура. А вторая сторона, может быть, даже более важная — как это должно звучать. Есть в музыке то, что в нотах не записано: чувство, состояние души. Это трудно объяснить словами. Это надо слышать, надо откликаться на духовное содержание музыки.
Так вот, Владимир Минин дал всем нам возможность услышать, как должна звучать русская православная духовная музыка. И когда начали вновь открываться в России храмы, когда в них появились регенты и певчие, они знали, как надо исполнять духовные песнопения. В этом и заключается великая заслуга Владимира Минина, отмеченная в том числе Патриархами Алексием II и Кириллом.
Многая лета выдающемуся дирижеру!
19.01.2025