Сергей Прокудин-Горский. Царский фотограф, пионер цветной фотографии

30 августа 1863 года родился выдающийся русский фотограф, пионер цветной фотографии Сергей Прокудин-Горский.

Александр Трушин
Трушин Александр

Он на сотню лет опередил время. Его четкие, ясные снимки удивительны. Конечно, у него не было современной фотоаппаратуры. Но было другое. Талант художника. Любовь к России. Он совершил выдающееся техническое открытие – цветоделение. Но это – всего лишь технология, которая дала ему возможность показать нашу Родину. И кажется, все, что он фотографировал, было обращено к будущим поколениям. Он снимал в цвете Россию, словно останавливал время – самые прекрасные мгновения, когда Российская империя достигла высшего расцвета и благополучия. Возможно, предвидел страшные потрясения. Как Лермонтов: «Настанет год, России черный год, когда царей корона упадет...» 

Прокудин-Горский.png

Вот описание единственного цветного портрета Льва Толстого, сделанного 23 мая 1908 года. Фотограф делился впечатлениями: 

«Лицо очень добродушное – лицо хорошего русского крестьянина средней полосы. Словом, внешность не представляла чего-либо поражающего, пока вы близко не видели глаз Толстого. Вот тут только сразу чувствовалось нечто необычное, становилось ясно, что перед вами не обыкновенный человек. Глаза Толстого сине-голубые, глубоко сидящие, вдумчивые, тотчас же изучающие вас и, как глаза великого психолога, сейчас же вносящие вас к той или иной категории людей. Чувствовалось, что соответственно этому определению и все дальнейшее общение с вами будет таким, как все ваше существо того заслуживает». К сожалению, негативы портрета не сохранились.

Точная дата начала цветных съемок Прокудина-Горского неизвестна. Скорее всего, он сформировал первую серию цветных фотографий в поездке по Великому княжеству Финляндскому в сентябре – октябре 1903 года, где были сделаны фотографии Нейшлота, Выборга, Вильманстранда, Сайменского канала и Сайменского озера. В 1904 году делал цветные фотографии Дагестана, Черноморского побережья и Лужского уезда Санкт-Петербургской губернии.

В апреле – сентябре 1905 года совершил первую большую фотопоездку по Российской империи, в ходе которой снял около 400 цветных фотографий Кавказа, Крыма и Украины (включая 38 видов Киева). Все эти снимки он планировал издать в виде фотооткрыток по договору с благотворительной Общиной Святой Евгении. Однако из-за политических потрясений в стране и вызванного ими финансового кризиса договор был расторгнут в том же 1905 году, и свет увидели лишь около 90 открытых писем. С апреля по сентябрь 1906 года провёл много времени в Европе, участвуя в научных конгрессах и фотовыставках в Риме, Милане, Париже и Берлине. Получил золотую медаль на Международной выставке в Антверпене и медаль за «Лучшую работу» в области цветной фотографии от фотоклуба в Ницце. В 1906 году отправился в Туркестан, снимал Самарканд, Бухару, Голодную степь.

В 1909 году задумал грандиозный проект: запечатлеть в цветных фотографиях современную ему Россию, её культуру, историю и модернизацию. Прокудин-Горский в мае 1909 года получил аудиенцию у императора Николая II, который поручил ему заснять всевозможные стороны жизни всех областей, составлявших тогда Российскую империю. 

Для этого фотографу был выделен специально оборудованный железнодорожный вагон. Для работы на водных путях был арендован небольшой пароход, способный идти по мелководью, с командой, а для реки Чусовой – моторная лодка. Для съёмок Урала и Уральского хребта в Екатеринбург был прислан автомобиль «Ford». Прокудину-Горскому были выданы царской канцелярией документы, дававшие доступ во все места империи, а чиновникам было предписано помогать в его путешествиях. Все расходы на технику и содержание экспедиции он оплачивал из своих средств. Он понимал значение того, что делал для современников и будущих поколений. В своем выступлении на съезде российских художников в 1913 году он сказал: 

Император Николай II.jpg

«Работа моя производится с соизволения Государя Императора уже четыре года. Я езжу по всей России и делаю снимки, руководствуясь указаниями и этнографов, и художников, и главным образом местных людей, которые знают свое место больше, чем кто-либо; я воспроизвожу все древнее, все интересное в том или ином отношении. Работа длится 7–8 месяцев в году подряд. Цель моей работы – дать возможность наглядным обучением школе и народу ознакомиться со своим государством, – знать его промышленность, кустарную и в широком смысле, – народности и т.д. Понятно, знание своей родины – это первая задача каждого живущего в государстве человека».

Этот проект Прокудин-Горский выполнил. Затем начал экспериментировать с цветным кино. Разработал технологию производства дешевых цветных диапозитивов для школ. Во время Первой мировой войны он обучал летчиков аэрофотосъемке, а воздухоплавателей – съемке с воздушных шаров.

В 1918 году Прокудин-Горский уехал из России. По какой причине – можно догадаться, хотя точных сведений об этом нет. Вся коллекция фотографа насчитывала около трех с половиной тысяч снимков. Как ему удалось вывезти эти материалы – это до сих пор остается загадкой. Родственники его говорили, что самую ценную часть коллекции он спрятал на даче под Лугой. Но этих негативов тоже не нашли. Библиотека Конгресса США в 1948 году выкупила у родственников 1902 негатива. В 2002 году они были оцифрованы.

photo_2022-09-27 18.22.15.jpeg
photo_2022-09-27 18.25.41.jpeg
photo_2022-09-27 18.25.57.jpeg
photo_2022-09-27 18.25.25.jpeg
photo_2022-09-27 18.22.24.jpeg
photo_2022-09-27 18.25.33.jpeg
photo_2022-09-27 18.22.19.jpeg
photo_2022-09-27 18.21.55.jpeg
Фотографии Прокудина-Горского

Работы можно посмотреть на сайте Международного научного проекта «Наследие С. М. Прокудина-Горского»: https://prokudin-gorsky.org