Красота и мудрость Печор. Ежедневные правила схиигумена Саввы (Остапенко)

Остапенко Савва, схиигумен
Остапенко Савва, схиигумен

27 июля - день память схиигумена Саввы (Остапенко), старца Псково-Печерского монастыря. Он широко известен как духовник, неустанный проповедник слова Божия, писатель, простым, доступным языком разъясняющий святоотеческое учение о спасении. 

Вот его ежедневные правила:

1. Быть во всем справедливым и беспристрастным до мелочей.

2. Никогда, даже шутя, никого не обманывать.

3. Быть бескорыстным даже в мелочах.

4. Искать случая, где только можно, быть кому-нибудь полезным.

5. Во всех неприятностях судить строже всех самого себя и быть снисходительным к другим.

6. Никогда и ни над кем не шутить и не насмехаться.

7. О себе никогда ничего хорошего не говорить и забывать самого себя для других.

8. Более молчать, нежели говорить, выслушивать других и по возможности избегать споров.

9. Всегда стараться не быть праздным.

10. Не горячиться, а ежели будешь чувствовать, что гнев так овладел тобой, что тяжело преодолеть себя, то тотчас замолчать и, если можно, уйти.

Много есть добрых чувств, но чувство негожества есть основное; коль скоро нет его, все не впрок!

Из наставлений схиигумена Саввы

Сердце и вера 

8.png

Можно веровать умом, но много выше веровать сердцем. Наше сердце жаждет жизни вечной, и мы верим в нее, верим, что она начинается здесь, на земле, и продолжается по смерти и воскресении. Разум являет себя в рассуждениях, доводах, часто очень сложных, длинных умозаключениях. 

Сердце выражает себя по-иному. Оно обычно не строит доказательств, порой не нуждается даже в словах. Решения его бывают быстры. Когда апостол Иоанн вошел в опустевший гроб Господень, то и увидел, и уверовал (Ин. 20:8). 

Когда пришла «полнота времен», Бог послал к нам на землю Сына Своего, Который возвестил людям слова любви о подвиге, о совершенстве, о милосердии, о вечной жизни. 

Слово Евангелия близко нашему сердцу. Нужно только, чтобы сердце отозвалось на него. И когда оно отзовется, то уже само станет судьею всех наших поступков. 

Апостол Иоанн, зная это свойство нашего сердца, говорит: "Если сердце наше осуждает нас, то колъми паче Бог... если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу" (1 Ин. 3:20-21).

Восполнение слабой человеческой воли и разума Божией благодатью 

"Благодатию вы спасены (Еф. 2:8). Господи, посли благодать Твою в помощь мне... Аще и ничтоже благо сотворих пред Тобою, но даждь ми по благодати Твоей положити начало благое. Господи, окропи в сердце моем росу благодати Твоея". (Молитвы свт. Иоанна Златоуста на каждый час). 

Благодать есть Бог, ощущаемый в сердце (Паскаль).  

10.png

Недостаточность разума и воли человеческой при стремлении ее к добру может быть восполнена содействием благодати Божией, проявляющейся как следствие покаяния и молитвы к Богу. 

Святой Максим Исповедник говорит: «Человек имеет два крыла; свободу и благодать... Добродетели влагает в нас Бог; Он вкладывает их в сердце человека, а человеку принадлежит «труд и пот». 

Слабы часто разум и воля человека, не по силам ему бороться с грехом, но чрез начало покаяния, выполнение заповедей и чрез молитву его воля укрепляется благодатью, и тогда он побеждает грех. То же действие производит и молитва за него ближних.

Благодать Божия не идет только к тому, кто ее не ищет. Ее нельзя домогаться, но ради нее надо трудиться.

С первых же минут побуждения себя на тесный путь — благодать приходит на помощь. "Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей". 

Здесь как бы надо взойти на высоту пяти километров, а у человека силы только на один. Пусть он все же дерзает идти. На все остальные четыре километра его вознесет благодать Божия. 

Снимок экрана 2022-07-27 в 17.50.35.png


По существу, без промыслительной помощи Божией человек вообще не может сделать ничего доброго. 

Можно сказать, что причиной большего или меньшего дара является предуведанный Богом ответ человека на действие благодати. 

Если небольшая благодать, то в душе мир и чувствуется любовь ко всем; если благодать больше, то в душе свет и радость великая, а если еще больше, то и тело ощущает благодать Святаго Духа. 

Как получить благодать 

Старец Силуан: «Чтобы иметь благодать, человек должен быть воздержен во всем: в движениях, в слове, в смотрении, в помыслах, в пище... Будь послушлив, не осуждай и храни ум и сердце от плохих помыслов, а помышляй:

Все люди добрые, и их любит Господь. За эти смиренные мысли благодать Свята го Духа будет жить в тебе, и ты скажешь: «Милостив Господь». 

3.png

Блюдите благодать Божию: с ней легко жить, все делается хорошо по Богу, все мило и радостно, душа покойна в Боге и ходит как по какому-то саду, в котором живут Господь и Божия Матерь. 

Гнев, тщеславие, высокоумие, осуждение ближнего отгоняют благодать Святаго Духа.

Вот путь для христианина, часто страждущего от раздвоения воли и не имеющего силы для следования своим высоким стремлениям.

Привычки


Прочная привычка — это большая сила, которая легко преодолевает препятствия. При наличии прочных привычек действия человеком совершаются очень легко, автоматически, без затраты волевых усилий.

Поэтому хорошая привычка есть скопленный духовный капитал, процентами с которого можно жить всю жизнь. 

И наоборот, скверная привычка — это яд в крови, который постепенно отравляет человеческую жизнь. 

Если привыкнешь ко греху, то так и будет постоянно тянуть ко греху, и бесы в том помогают, а если привыкнешь к добру, то Бог в том содействует Своею благодатью. 

6.png

Если привыкнешь постоянно молиться, любить ближнего и плакать в молитве за весь мир, то так и будет влечься душа к молитве, слезам и любви. 

Если привыкнешь давать милостыню, быть послушным, откровенным на исповеди духовному отцу, то так и будешь всегда делать, и в этом найдешь ты покой в Боге. 

Древние греки говорили: «Самая большая победа — это победа над самим собой». Для христианина она вполне возможна. Но начинать надо с усиленной о том молитвы.

Главное условие успеха: «Если Господь на созиждет дома, напрасно трудятся строящие его». 

Залог успеха в Божией помощи достигается усиленной молитвой. 

Душе христианина не полезно богатство. Усиленный труд разовьет отвращение к безделью. Скудость в пище развивает воздержание, низкое положение в обществе способствует скромности. 

Испытанием скудостью Господь Сам помогает нам в развитии в нас добрых привычек. Пост служит закалке нашего духа. Рост духовного организма происходит постепенно и медленно, как рост организма животного мира. 

Исаак Сириянин: «Если привычка потребует чего однажды и требование не будет исполнено, то в другой раз найдешь ее слабой». 

Итак, в развитии своих добрых привычек нельзя рассчитывать на внезапность перемены, но при постоянных усилиях в преодолении трудности поставленных задач привычки развиваются постепенно. 

Цепь добрых привычек — это ограда нашего духа, стены крепости. Прорыв в одном месте уже передает город неприятелю. Так одна привычка, например, невоздержанность в осуждении, лишает христианина духовной устроенности — способствования в нем Духа Святаго. 

Какие привычки развить прежде всего? 

1) Привыкнуть выполнять молитву тщательно, неторопливо, с наивысшим вниманием. 

2) Приучить себя к постоянной — в течение всего дня — молитве. 

В отношении к ближним приучить себя: 

1) К тщательному сбережению своего мирного состояния духа, имея отвращение к спорам, раздражению, ссорам, упрекам, укорам и т. п.; 

2) К предпочтению воли ближнего, а не своей;

3) По возможности, к исполнению всех просьб ближнего, не противоречащих совести или интересам других, ставя целью успокоение духа ближних; 

4) Посетителей принимать как посланных от Бога, оказывая им гостеприимство, радушие и помощь. 

В отношении слова приучить себя: 

1) К скудости слов, то есть не говорить ничего лишнего и ненужного, не празднословить. 

2) Иметь отвращение ко лжи и осуждению других; 

3) В основе всех слов иметь любовь к поддержанию в других бодрости духа; 

4) К частому произношению слов: «прости», «благодарю», «пожалуйста». 

В делах приучить себя: 

1) Проверять себя перед всяким делом: можно ли получить на него благословение Господне; 

2) К неторопливому, тщательному и своевременному выполнению всех дел; 

3) Не быть ни одной минуты в праздности; 

4) Приучить себя к возможно более раннему подъему с постели, сразу вставая с нее. 

В отношении пищи приучить себя: 

1) Принимать пищу только в определенное время; 

2) Есть и пить мерою, без пресыщения; 

3) Принимать пищу с молитвою и благодарением, как дар Божий. В области мышления приучить себя не дозволять мыслей маловерия, неприязни, осуждения.