Лев Гумилев: «Всех русских скрепляло Православие как духовная ценность»

В июле 1992 года, буквально через месяц после преставления ко Господу историка, религиозного философа и этнографа Льва Гумилева, был создан Фонд его памяти. Настолько ученые ценили его вклад в науку, считали важным сохранить его направление исследований. 

Александр Трушин
Александр Трушин

Он был необычным человеком. И в школе, и в университете держался в стороне от «коллектива», видимо, помнил о своем дворянском происхождении. Тем более что был сыном двух поэтов – Николая Гумилева и Анны Ахматовой, а отца расстреляли в 1921 году. Живя в Советской России, Гумилев-старший не скрывал своих религиозных взглядов, открыто крестился на храмы и прямо заявлял, что он – монархист.

Самому Льву Гумилеву тоже доставалось от усердия работников ВЧК-ГПУ-НКВД: четыре ареста и в сумме 12 лет лагерей («Муж в могиле, сын в тюрьме, / Помолитесь обо мне», – писала Анна Ахматова).

С 1938 по 1944 год Лев Гумилев отбывал заключение в Норильске. Потом был отправлен на фронт, участвовал во взятии Берлина. И в 1949 – второй раз попал в лагерь, теперь сидел до ХХ съезда КПСС в 1956-м. После освобождения вернулся в родной Ленинград. Работал библиотекарем в Эрмитаже, потом – в НИИ при географическом факультете Ленинградского университета.

Но это все – скорее формальная биография. А вот что стояло за нею? Прежде всего, он через всю свою жизнь (прожил 80 лет), через фронт и лагеря пронес твердую веру в Бога. Ее привила ему бабушка, которая воспитывала его до семи лет, затем тетя, учительница Александра Сверчкова. Он исповедовался, причащался, ходил в храм по праздникам. Отпели его в Воскресенской церкви на набережной Обводного канала, а похоронили на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. Многие близкие и просто знакомые Льва Гумилева приняли крещение, видя перед собой образец христианина.

Но свои взгляды и свое понимание мира Гумилев предпочитал не афишировать. Он был слишком научен горьким опытом «сына контрреволюционера и классово чуждого элемента».

Только в 1990 году в одном из интервью он сказал так: «Да, всех русских скрепляло Православие как духовная ценность вплоть до XV века, когда объединение наступило (на северо-востоке оно уже оформилось и политически), и до XVIII века, когда была присоединена юго-западная Русь, находившаяся 400 лет под властью Польши.

Православие, именно эта духовная ценность, сохранило цельность российского этноса, не давая ему распасться на части».

Тогда же, в 1992-м Лев Гумилев написал в предисловие к школьному учебнику «Закон Божий»: «Мир, в котором мы живем, создан Богом единым в трех лицах – Пресвятой Троицей. Первое лицо – Бог-Отец – Творец всего видимого и невидимого. Мир, созданный Богом, Им же и поддерживается, и развивается… Бог не покинул мир, но общается через Свет, который происходит от его первоначального Света, как сказано в нашем символе веры: «Света от Света, Бога истинна от Бога истинна».

Свой главный научный труд, свое величайшее открытие – теорию пассионарности и этногенеза – Гумилев описал в советское время. И конечно, он не мог писать, что источником развития мира, цивилизаций, народов является Божья воля. В 1972 году ВАК не пропустила его диссертацию «Этногенез и биосфера Земли». На нее обрушился вал критики. Во-первых, там нет ссылок на классиков марксизма-ленинизма. Во-вторых, все рассуждения автора бездоказательны, под ними нет статистических данных. И вообще это не наука. Тут надо бы добавить, что труд Гумилева – действительно, был не советской, а настоящей наукой.

Гумилев считал, что основой всему служит «пассионарный толчок». Некая область испытывает «мгновенное изменение энергетики». Люди, несущие высокий заряд этой энергии и способные передать ее по наследству (пассионарии), одержимы необоримой внутренней страстью. По словам Льва Гумилева, она выражается в тяге к «…целенаправленной деятельности, всегда связанной с изменением окружения, общественного или природного, причем достижение намеченной цели, часто иллюзорной или губительной для самого субъекта, представляется ему ценнее даже собственной жизни».

Именно из деятельности пассионариев рождаются новые стереотипы поведения, а следовательно, и новые этносы. Все они, этносы, возникшие в результате пассионарного толчка, входят в один суперэтнос, сплавляются в единую цивилизацию. Стадии этногенеза, то есть жизни суперэтноса – это постепенное иссякание заряда пассионарности.

Возраст суперэтноса-цивилизации определяется по единственному критерию: сколько еще живительной пассионарной энергии сохранилось у составляющих его этносов. Чем меньше ее, тем старше возраст.

Возникает закономерный вопрос: что за источник у энергии пассионарного толчка? Гумилев отвечает так: «Поскольку импульс, инициировавший пассионарный взрыв, …не связан с наземными природными и социальными условиями, то происхождение его может быть только внепланетарным». То есть внеземным. Про инопланетян – не надо. Гумилев имел в виду Божественный источник пассионарного толчка.

Это именно то слово, которое подразумевается на каждой странице в религиозно-философском трактате великого ученого Льва Гумилева.