«Любовь не есть свойство Божества, любовь есть сущность Божества». И другие аксиомы преподобного Иустина (Поповича)

6 июня 2012 года сербского преподобного Иустина (Поповича) внесли в месяцеслов Русской Православной Церкви. Какие ошеломительные духовные горизонты открывает его наследие, – глубокое, емкое и живое личной сопричастностью Христу слово. Публикуем подборку его мыслей-цитат. 

Человек – христианин, если он мыслит Христом, если чувствует Христом, если желает Христом (Фил. 2: 5). В желаниях, чувствах и мыслях христианина нет ничего смертного и нечистого, ибо он выполняет евангельский совет: о Горнем помышляет, а не о земном (Кол. 3: 2). Насколько человек оживляет себя Христом, настолько он умирает стихиям мира (Кол. 2: 20), то есть: грехам, страстям и порокам. Христианин убивает смерть в себе и вокруг себя, живя Христовым добром.

Любовь делает бессмертными в человеке и душу, и чувства: преображает их из смертных в бессмертные, из временных в вечные. Почему? Потому что любовь приходит от Бога, Который есть любовь.

Святая литургия. Это всегда лестница, мост на небо. Каждый день ты на небе. Всё, что в ней, мгновенно возносит тебя в оный мир и ставит среди Ангелов и святых. Каждая молитва – разве это не лестница для души на небо? Какое может быть уныние, когда есть святая литургия!

В Раю тоже есть Литургия .jpg В Раю тоже есть Литургия

Земная жизнь человека есть не что иное, как непрестанная борьба со смертью, с ее разведчиками и предтечами, с ее конвоирами и армиями. Здесь никогда нет перемирия, не говоря уже о мире. Смерть постоянно нападает на человека и извне, и изнутри. Как? Каким образом? – Извне через искушения, изнутри через грехи. И еще и извне, и изнутри через видимые и невидимые болезни. А все это: и искушения, и грехи, и болезни, суть не что иное, как зубы смерти. И они постоянно грызут человека, и снаружи, и изнутри. Но что самое страшное: они разъедают не только тело, но и душу, и разум, и совесть.

Из этого есть только один выход, только одно спасение: Воскресение Христово, и в нем победа над смертью во всех мирах. Как смерть есть источник всех горестей, всегоресть, так и воскресение Спасово есть источник всех радостей, всерадость. Человек, если только он разбудит все очи свои, не может не почувствовать и не увидеть, что воскресший Господь – ничем не заменимый и никем не заменимый осмыслитель и усладитель горькой жизни человеческой на земле.

Что самое главное и самое важное в человеческой жизни? – Нет сомнения: осмыслить свою жизнь, которая и онтологически, и феноменологически обессмыслена смертью. А это означает: обессмыслена грехом. Ибо грех и смерть единственные обессмысливатели жизни и бытия; они делогисируют и человека, и тварь; вытесняют из творения Божия ту первоначальную логосность и логичность, которую Бог Слово посеял в нем при его сотворении.

В самом деле, грех и смерть – единственная бессмыслица в этом мире, единственная нелогосность и единственная нелогичность. До тех пор, пока в человеке существуют грех и смерть, бессмысленность опустошает ему и самоощущение, и самосознание, и жизнь, и мир.

Только тогда, когда человек приобщится радости Христова воскресения, его душу посетят истинный смысл и логос, истинная логика и логичность, и поведут ее в чудесные Христовы бессмертия и бесконечности.

Христос Пантократор. Икона Ватопедского монастыря на Афоне Бессмертие, которое дает Христос человеку своей победой над смертью, обеспечивает переход в вечную жизнь всему доброму, возвышенному и прекрасному в человеке. Только таким образом наше людское добро становится небесным, бессмертным и вечным. Только таким образом человек становится бессмертным и распространяется на все небесные миры. И всегда рассматривает себя как существо бессмертное и вечное. А через это – и всех остальных людей. И знает вечную ценность, и достоинство, и бессмертие каждого человека. Поэтому и поступает с каждым человеком как с существом бессмертным и вечным, с которым будет жить и в ином мире.

Поэтому настоящее человеколюбие невозможно без веры в человеческое бессмертие и вечность. Если любовь не бессмертна и не вечна, тогда зачем она, зачем лелеять ее, зачем мучиться ею и из-за нее? А мы тогда – преходящие насекомые на чьем-то трупе? А наша планета – похотливый клещ на чьем-то организме?

Люди осудили Бога на смерть, Воскресением Своим Он их осудил на бессмертие. За побои воздал им объятием, за оскорбление – благословением, за смерть – бессмертием.

Быть человеком без Богочеловека – это мучение и всемучение, о, глиняный мой брат и собрат; а радость, всерадость – быть человеком с Богочеловеком Христом.

Все человеческое – проклятие и ад, доколе не преобразится в Богочеловеческое. С Богочеловеком – все человеческое становится раем, раем, раем. И нет конца твоей радости, человече, что ты человек, ибо только Им и в Нем ты ощущаешь, что ты вечный человек, небесный человек, херувимский человек, богоподобный человек.

Вся мудрость христианина заключается в следующем: держаться непрестанно за Господа Иисуса Христа, держаться молитвой, держаться постом, держаться милостыней, держаться любовью, держаться кротостью, держаться смирением, держаться Святым Причащением, держаться святой исповедью, – всем этим держаться за Него, неизменного, ничем и никем не заменимого Бога и Господа – каждым Святым Таинством и каждым святым богоугодным делом.

И что тогда? – Тогда над всеми смертями, над всеми мучениями ты всегда восторжествуешь радостью: радостью веры, радостью спасения…

Что сравнится с пасхальной радостью.jpg Что сравнится с пасхальной радостью

Любовь не есть свойство Божества, любовь есть сущность Божества, и человек, сотворённый по образу Божию, должен иметь своей сущностью любовь. Иначе это недочеловек, получеловек.

Всегда радуйтесь, поскольку зло, смерть, грех, диавол и ад побеждены. А когда все это побеждено, есть ли что-нибудь в этом мире, что может уничтожить нашу радость? Вы – совершенные господа этой вечной радости до тех пор, пока добровольно не предадитесь греху, страсти и смерти. Радость кипит в наших сердцах от Его истины, милосердия, правды, любви, воскресения, от Церкви и святых Его. Но есть еще большее чудо: радость кипит в сердцах наших от мучений за Него, насмешек ради Него и смерти за Него. В мучениях за неизменного Господа наши сердца исполняются неизреченной радостью, поскольку эти мучения вписывают наши имена на небеса, в Царство Божие. На земле, в человеческом роде, не существует истинной радости без победы над смертью, а победы над смертью не существует без воскресения, а воскресения – без всесильного Богочеловека Христа, поскольку Он есть единственная истинная радость для всех людей. Воскресший Богочеловек Христос, Победитель всех смертей, вечный Творец жизни и Основатель Церкви, непрестанно изливает эту единую истинную радость в души Своих последователей посредством святых таинств и добродетелей, и эту радость никто не может у них отнять… Наша вера исполнена этой вечной радостью, поскольку радость веры во Христа есть единственная истинная радость для человеческого существа… Эта радость – плод и порождение древа евангельских добродетелей и подвигов, а древо это питается благодатью святых таинств.

Вся христианская история есть не что иное, как история одного-единственного чуда – чуда Воскресения Христова, которое пребывает в сердцах многих поколений христиан изо дня в день, из года в год, из века в век и будет пребывать вплоть до Второго Пришествия Христова.

Человек по-настоящему рождается не тогда, когда мать приводит его в этот мир, но тогда, когда он начинает веровать в Воскресшего Спасителя. Ибо именно тогда он и рождается в бессмертие и жизнь вечную. Именно своей верой в Воскресение Христово человек рождается заново, рождается в вечность. Скептик бы ответил, что это невозможно. Но Воскресший Богочеловек отвечает: «Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему» (Мк. 9: 23). Истинно же верует тот, кто всем своим сердцем, всей своей душой и всем своим существом живет по Евангелию Воскресшего Господа Иисуса Христа.

«Кто во Христе», тот христианин; и потому что он во Христе – он «новая тварь». Если ты обитаешь, живешь во Христе с помощью святых таинств и святых добродетелей, ты уже вечен, уже богочеловечен, и этим – весь новый и всегда новый, и никакая смерть не может тебя состарить или тобой овладеть, и ты непременно рождаешь «много плода» = святые и бессмертные мысли, святые и бессмертные чувства, святые и бессмертные дела. Живя в тебе благодатью Своих святых таинств и святых добродетелей, Господь Христос и делает твое естество плодотворным, и оно творит дела Христовы – добрые дела, рождает «много плода», ибо «всякое дерево доброе приносит и плоды добрые» (Мф. 7: 17; Ин. 15: 5). Тогда все это совсем естественно. Ибо благодатью все сверхъестественное становится естественым, все божественное становится человеческим, все Христово становится христианиновым, все Богочеловеково становится человековым.

Христос посреде нас.jpg Христос посреде нас

На самом деле, для богообразного естества человека божественное и не есть сверхъестественное: ибо оно ему испокон веков врожденно, испокон веков имманентно, испокон веков естественно. Естество нашей богообразной души создано в сущности из божественного, из богообразного, из сверхъестественного. Богообразной сущностью своей она вся из иного мира и вся в ином мире. Поэтому всеистинные уста Всеистинного и изрекли о настоящих людях: «Вы не от мира» сего (Ин. 15: 19; 17: 14). Наша природа естественна сверхъестественным, Божественным, богообразным. На самом деле, все естество человеческого существа сверхъестественно: и естество тела, и природа души, ибо и то, и другое создано Богом, и то, и другое на самом деле не наше, но Божие (1 Кор. 6: 20).

Корни всего естества человека в ином мире. Поэтому человека и влечет внутренняя сила существа его к небу, к иному миру, к Богу и всему божественному.

Поэтому и естественно, что Господь Христос взял на Себя человеческое естество, и вознес его выше всех небес, и посадил одесную Бога, превыше Херувимов и Серафимов. Нет сомнения, человек призван верою и добрыми делами во Христе стать «богом по благодати», «богочеловеком по благодати», – и он станет этим по дару вселюбви Христовой в Церкви Христовой: которая простирается от земли до верха небес, и превыше всех небес. А через нее и ею, и мы, Христовы верующие = Христовы сотелесники, живем и существуем одновременно в обоих мирах: ибо, жизнь наша сокровена со Христом в Боге (Еф. 3: 6; Кол. 3: 3); ибо жительство наше на небесах, даже и ныне, пока мы телом своим ходим по земле (Флп. 3: 20). Мы, христиане, – «народ избранный, ревностный к добрым делам» (Тит. 2: 14).