Косовская битва 1389 года – трагическое и судьбоносное событие в истории сербского народа. В битве с войском турок-осман на Косовом поле погиб не только сербский князь Лазарь, но и все его войско, поражение обернулось мрачным пятивековым рабством сербов.
Однако, по мнению сербского святого Николая (Велемировича), битва на Косово обратилась для его народа духовной победой, живущей и действующей в веках.
Предлагаем фрагмент книги святителя Николая «Царев Завет», монолог Ангела, который перед смертью Лазаря раскрывает духовный смысл его военного поражения.
Кто душу свою отдает за земное Царство, делает то же, что и неразумный Исав — продает свое первородство за чечевичную похлебку. Люди обычно воспринимают внешнее рабство как потерю. Это и есть утрата, но чего? Не души, но вещей, земель, власти, господства. А если это не утрата для души, то это вообще не утрата. Ибо все остальное — только заставленная сцена, на которой показывает себя душа. Душа может превосходно сыграть свою драматическую роль и без всякой толпы и заставленной сцены. Когда человек возлюбит наше Небесное Царство, тогда для него всякая стопа земли, на которой он стоит, будет превосходной сценой, на которой он исполняет свою роль.
Храм на Косово в с. Самодрежи, в котором причастилось все сербское войско князя Лазаря
Историческая церковь Усекновения главы Иоанна Крестителя возле села Самодрежа в Косово находится в плачевном состоянии. Святыня, в которой по преданию причащалось сербское войско святого царя Лазаря перед Косовским боем в 1389 году, полуразрушена и осквернена
Два твоих сегодняшних видения поражения обратятся в две славные победы. Первое поражение — гибель твоя и твоих героев; а другое, как следствие первого, — рабство остального народа.
За первое поражение даруется тебе и твоим героям святость на Небе и хвалебные песни на земле. За другое поражение твоему народу даруется внутреннее духовное возрождение, внутренняя золотая свобода через крещение огнем и кровью.
Человек, который бросает семена на ниву, в глазах неразумного наблюдателя обкрадывает себя, ибо опустошает свои житницы. Но расчет делается не при посеве, но при жатве. Нынешний день для твоего народа — великий посев на ниве времени. А когда придет время для жатвы этого семени, которое ты сегодня посеял, достойный сеятель, ты будешь смотреть с Небесных высот и радоваться радостью несказанной.
Много выше жертвой добыть Царство Небесное, чем лукавством — земное Царство.
Рака с нетленными мощами князя Лазаря в сербском монастыре Раваница
Нет такого лукавства ни на земле, ни в аду, которое смогло бы обмануть вечную Небесную Мудрость. Во многих поединках Она выглядела побитой в глазах тех, кто думает, что битва окончена. Но Она смотрит вдаль и видит день Своей победы. Когда противники ее кличут победу, Она молчаливо записывает кажущийся убыток Свой в прибыль. Высокомерные насмехаются над Ее малочисленными и босоногими силами, но в конце они, пораженные, разевают рты от ужаса. Надменные и самонадеянные всегда переживают что-то непредвиденное, Она — никогда.
Мудрость Небесная в борьбе дает своим противникам все преимущества и отступает пред ними, как побитая, но в конце Она развеивает их, как солому.
Ее прутики ломают железо противников. Слабые взмахи Ее рук поворачивают тучи летящих стрел назад на стреляющих. Одной мыслью Своей Она поднимает падающих и возвышает малых. Угнетенных поддерживает и сокрушенных милует. В Ее дыхании — неодолимая сила, в Ее слове — неугасимый свет. «В руках Ее — все концы земли». Она склоняется над родом человеческим, как мать над ребенком в колыбели – кто может воспротивиться Ей и остаться живым?
В чашу свободных народов Она добавляет горечь, а в чашу порабощенных – мед, но то и другое умеренно, чтобы лекарство не стало отравой. Она любит тех, кто Ей служит и состязается в служении с возлюбленными Своими. Никто из сотворенных не может ни обыграть, ни пересилить Ее, ни превзойти в служении. Благо человеку, возлюбившему Небесную Мудрость и Ее Царство...
12.09.2024