На хотение есть терпение. Святые отцы о фундаменте добродетелей

Великим постом в молитве преподобного Ефрема Сирина мы испрашиваем у Господа терпения. Для чего? Как об этой добродетели учат святые отцы и подвижники благочестия?

Святитель Игнатий (Брянчанинов) .png
Святитель Игнатий (Брянчанинов)

О терпении скорбей

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Сколько здесь потерпишь с благодарением, столько в будущей жизни насладишься утешением духовным. Посылаемые Господом земные скорби суть залог вечного спасения, почему их должно переносить с терпением, а терпение тогда изливается в душу человека, когда человек за свои скорби благодарит и славословит Создателя.

…Христианин, желающий быть последователем Господа нашего Иисуса Христа, соделаться по благодати сыном Божиим, рожденным от Духа, прежде всего должен положить себе за правило... благодушное терпение всех скорбей: и телесных страданий, и обид от человеков, и наветов от демонов, и самого восстания собственных страстей своих.

…Терпение скорбей с благодарением Богу, с признанием себя достойными скорби, с признанием попущенной скорби именно тем спасительным врачевством, в котором нуждаемся для исцеления, есть знамение истинного покаяния.

shablon-n.jpg

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин).png
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Сколько надо терпения, чтобы потерпеть себя?

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Много надо трудов понести, чтобы строился дом души. Строй, детка. Он не раз еще будет шататься и даже нарушаться, пока созреют ум и душа. Набирайся терпения, чтобы терпеть свои несовершенства.

…А терпение – сила великая, и с терпением легко идти по жизни, в совокупности со смирением она ведет человека в Царство Небесное.

Святитель Феофан Затворник .jpg
Святитель Феофан Затворник

Рецепт

Святитель Феофан Затворник

Терпения столько-то, смирения столько-то, уважения к делам других столько-то... Столочь все сие в ступе благоразумия, всыпать в стакан слез и – принимать по чайной ложке всякий раз, как только покажется ропотливость нетерпения.

…Врача и лекарства Бог сотворил. Он их создал не напрасно, а затем, чтобы они болезни врачевали: отвращение от лекаря и лекарств – Богу укор. Не лечиться можно, воспитывая в себе терпение, но надо бояться, как бы не прокралась самонадеянность: «Пусть лечатся слабые, а мы сильны». За такие о себе помыслы в душе рождается ропот. Лучше так: пришла болезнь – полечитесь. Пройдет боль от лекарства – слава Богу. Не пройдет – терпеть и Бога благодарить.

...Колесница, на коей Царствие Небесное достигают, есть терпение. А терпеть как, когда нет прискорбностей? Вот они и посылаются.

Преподобный Паисий Святогорец.png
Преподобный Паисий Святогорец

Что происходит, когда мы ухаживаем за больными?

Преподобный Паисий Святогорец

Те, кто с любовью и терпением ухаживает за больными, за калеками и тому подобными, своей жертвой стирают свои грехи. Если же у них грехов нет, то они освящаются.

Иеросхимонах Иннокентий (Орешкин).png
Иеросхимонах Иннокентий (Орешкин)

Чего требует Господь от болящего?

Иеросхимонах Иннокентий (Орешкин)

Бог не требует от болящего трудов и подвигов. Чего требует? Терпения, благодарения, молитвы и душевного благоустроения. Наблюдать надо над собой, чтобы дух не раздражался.

Святитель Макарий (Невский).png
Святитель Макарий (Невский)

В подвигах не самовольничайте

Святитель Макарий (Невский)

Некоторые души, начинающие дело спасения, вместо подвигов смирения, послушания и терпения стремятся к молитвенному и постному подвигам. Ощутивши иногда теплоту в душе и благодатное молитвенное настроение, они уже мечтают, что скоро достигнут той молитвы, которой молились святые и о которой пишется в святоотеческих книгах. Начинают напрягаться до экстаза, чтобы самим приобрести то молитвенное настроение, какое им дано было на некоторое время. Начинают это своевольно, без руководства и впадают в диавольскую сеть.

shablon-n2.jpg

Архиепископ Варлаам (Ряшенцев).png
Архиепископ Варлаам (Ряшенцев)

Возводите фундамент души

Архиепископ Варлаам (Ряшенцев)

Делайте всякое доступное добро и несите всякий подвиг как приказ от Бога, ничуть не расценивая его, ибо ценность не в них, а в стяжании чрез них смирения, веры, глубокой чистоты, покаяния, сокрушения, наконец, любви к Богу и к ближним. Никто не хвалит ученика, когда он еще учится, но когда получит диплом.

Все подвиги – это только уроки (подпорки), а диплом – в смирении, сокрушении, чистоте.

Другой придет во все это через скорби или болезнь, без особых подвигов и правил, и он будет не ниже подвизавшихся. Вот и делайте свой душевный фундамент, ища самоукорения, покаяния, терпения, сокрушения и надежды крепкой, необманной на милость Божию. И на Страшном суде праведники сознаются только в своем смирении и никчемности, а не в добрых делах, хотя их и делали. Вот истинное настроение.

Игумен Никон (Воробьев).png
Игумен Никон (Воробьев)

Зачем нам испытания?

Игумен Никон (Воробьев)

Существуют свои духовные законы духовного роста, которые установлены совершенной Премудростью Божией, учитывающей психологию человека. Именно в силу особенности человека он должен подвергнуться длительному искушению от своих страстей, людей, разных обстоятельств, от демонов, чтобы познать свое падение, свои недостатки, бессилие, увидеть на опыте помощь и милосердие Божие, научиться смирению и терпению недостатков других людей, приобрести из опыта доверие к Богу, научиться предаться всецело воле Божией, отказаться от себя, то есть от своей воли, чтобы стать чистым бриллиантом, отражающим Солнце Правды, Господа без искажений. А для этого надо потрудиться, поскорбеть, понести крест, нудить себя к деланию заповедей, особенно к молитве, – словом, идти узким путем, чем только и можно доказать, что хотим быть с Богом.

…Без смирения человек не может без вреда для себя получить и какие-либо дарования Божии. Вот почему и предсказано, что в последние времена, ввиду усилившейся гордости, люди будут спасаться только терпением скорбей и болезней, а подвиги от них будут отняты.

…Доказать свою любовь к Богу надо терпением скорби расставания с этим миром, терпением мучительной болезни без ропота, чтобы сделаться причастниками страданий Христовых. Если же с Ним страдаем, то с Ним и прославимся (см.: Рим. 8: 17).

…Когда тебя будут бороть уныние, тоска, то понуждай себя мысленно говорить: «Слава Тебе, Боже, Слава Тебе, Боже! Достойное по делам моим приемлю (см. Лк.: 23: 41). Благодарю Тебя, Господи, что послал мне болезнь для спасения души моей. Слава Тебе, Господи, слава Тебе».

Говори эти слова десятки, сотни раз, говори убежденно, от всего сердца и через некоторое время почувствуешь облегчение на сердце, мир и спокойствие, твердость и терпение. Это признаки посещения благодати Божией.

…Почитай себя хуже других всех, и будешь почтена у Бога, жалей... всех людей – тогда пожалеет тебя Господь, ибо сказано: Какою мерою меришь, такою и возмерится тебе (см.: Мф. 7, 2).

Не осуждай никого – не будешь осуждена Богом.

Выбирай, что тебе легче делать, то и возделывай в сердце своем, пока не получишь плода. Плод же духовный от любого дела правильного есть любовь, радость, мир, долготерпение, вера, кротость и проч.

Преподобная Арсения Усть-Медведицкая (Себрякова).png
Преподобная Арсения Усть-Медведицкая (Себрякова)

Терпение и труд все перетрут

Преподобная Арсения Усть-Медведицкая (Себрякова)

Душевное состояние мое таково, что требует много труда. А в труде нужно потерпеть, и еще потерпеть, и еще потерпеть. Чтоб цель терпения был труд, чтоб цель труда – выносливость в терпении. Дальше этого не должен идти труд, ближе этого не должно останавливаться терпение. Но без Господа ни того, ни другого не достигнет душа...

…Наведением скорбей враг усиливается погубить душу, уклоняя ее в уныние, в ропот, в нелюбовь к ближнему, а Господь, попуская скорби, хочет спасти ее, давая ей возможность борьбою приобрести мужество, терпение, разум духовный и, наконец, смирение, когда самые эти скорби превысят силу. Вот посреди этих путей стоит душа и куда склонится, тот путь и примет ее и доведет до своей цели.

Преподобный Иустин (Попович).png
Преподобный Иустин (Попович)

Добродетели – очи души

Преподобный Иустин (Попович)

Каждая добродетель – это око души: молитва – око, пост – око, любовь – око, милосердие – око, целомудрие – око, смирение – око, терпение – око, каждая святая добродетель – око. Да, святые добродетели – это очи души. Такая душа по благодати Божией зрит незримое, невидимое в видимом и невидимом мире. Так и ты, чадо мое, наполняй душу святыми добродетелями, и святая иконопись будет спасать многих и многих.

Преподобный Симеон Новый Богослов.png
Преподобный Симеон Новый Богослов

Секрет долготерпения. Почему оно иногда оставляет нас?

Преподобный Симеон Новый Богослов

Если... он <христианин> забудет о благодати и подумает, что сам своею силою вынес бремя испытания и терпения, а не силою благодати Божией, то теряет благодать и остается обнаженным от нее, и диавол, находя его обнаженным от Божественной благодати, помыкает им, куда хочет и как хочет...

Преподобный Макарий Оптинский.png
Преподобный Макарий Оптинский

Без терпения невозможно найти покой

Преподобный Макарий Оптинский

В мысленной же брани невозможно найти места, где бы ее не было; хотя бы и все творение прошел кто-либо, по куда ни пойдет, везде встретит брань. В пустыне – звери и демоны, и прочие злополучия, и страшилища. В безмолвии – демоны и искушения. Среди людей – демоны и люди искушающие.

Нигде нет места без испытаний; потому без терпения и невозможно найти покой.

Терпение же происходит от страха и веры и начинается с благоразумия.

…Терпение болезни с благодарением выше других исправлений пред Богом; ими и грехи очищаются и от страстей избавляются…

Святой праведный Алексий Мечев.png
Святой праведный Алексий Мечев

Молитва – вместо ропота

Святой праведный Алексий Мечев

Непрестанно твори какие-нибудь молитвы, какие знаешь и можешь; проси у Господа Бога прощения в грехах и терпения во время болезни. Всячески воздерживайся от ропота и раздражительности, так обыкновенных во время болезни. Если Господь претерпел ради нашего спасения самые тяжкие страдания и болезни, а мы что сделали или потерпели ради нашего спасения?

Митрополит Марк (Арндт).png
Митрополит Марк (Арндт)

Терпение дается тем, кто борется с грехом до крови…

Митрополит Марк (Арндт)

Когда мы боремся против греха до крови, как говорит святой апостол Павел (Евр. 12: 4), тогда мы приобретаем опыт в этой борьбе и терпение, приобретаем ту любовь ко Христу, которая освобождает нас от уз греха и приводит в настоящую, истинную свободу, в новые пространства Божии в нашей жизни.

Святитель Василий Великий  — копия.jpg
Святитель Василий Великий

«Благословляйте ненавидящих вас...»

Святитель Василий Великий

Как <человек> будет упражнять себя в долготерпении, когда нет противящегося его желаниям?

shablon-n3.jpg

Преподобный Порфирий Кавсокаливит.png
Преподобный Порфирий Кавсокаливит

Если не будете иметь терпение, то потеряете души ваши

Преподобный Порфирий Кавсокаливит

Будьте подобны скалам. Пусть все, как волны, будет разбиваться о вас и возвращаться назад, а вы будьте непоколебимы. Все трудности – это гимнастика для вас… Великое дело – терпение… Христос сказал: «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21: 19). Если не будете иметь терпение, то потеряете души ваши. Терпение – это любовь, и без любви ты не сможешь иметь терпения...

Преподобный Макарий Великий.png
Преподобный Макарий Великий

Христиане побеждают терпением

Преподобный Макарий Великий

Христиане должны переносить скорби внешние и внутренние брани, чтобы, принимая на себя удары, побеждать терпением. Таков путь христианства. Где Дух Святой, там, как тень, следуют гонение и брань.

Преподобный Иоанн Лествичник.png
Преподобный Иоанн Лествичник

Хотите быть великими?

Преподобный Иоанн Лествичник

Поистине дело великих – терпеть поругание от всех. Да не приводит вас в ужас сказанное мною: никто никогда не мог одним шагом взойти на верх лестницы.

Святитель Илия (Минятий).png
Святитель Илия (Минятий)

Терпение как один из ключей, отпирающих Райские двери

Святитель Илия (Минятий)

Господь говорит: дам тебе ключи, а не ключ, стало быть Рай Божий не одним ключом отпирается. Какие же это ключи? Да всякие есть: и железные, и золотые, и деревянные. У нищего, например, ключ деревянный: он убожеством своим может отпереть себе Рай. У богатого ключ золотой: он богатством своим может отпереть себе Райские двери. А железный ключ терпения, смирения, труда, есть у каждого человека. Стало быть, каждый человек может спастись, может Рай получить.

Подготовила Ольга Орлова