Наша участь в Вечности: жизнь после жизни

Святые предупреждают: если ты не познаешь вкус Вечности в этой жизни, не надейся познать Царство Божие после смерти.

«Душа грустит о небесах,

Она не здешних нив жилица»

Сергей Есенин

Святитель Игнатий (Брянчанинов) .png

Все мы – странники на земле

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Нам, кратковременным странникам на земле, необходимо узнать нашу участь в Вечности. Если во время краткого здешнего странствования наши заботы сосредоточены на том, чтобы устранить от себя все печальное и окружить себя всем приятным, тем более должны мы озаботиться об участи нашей в Вечности. Что совершает с нами смерть? Что предстоит душе за пределом вещественности? Неужели там нет воздаяния за добро и зло, совершаемые людьми на земле произвольно и невольно? Неужели нет этого воздаяния, тогда как зло на земле по большей части преуспевает и торжествует, а добро гонимо и страдает?

Необходимо, необходимо нам раскрыть таинство смерти и увидеть загробное будущее человека, невидимое телесными очами.

Смерть – великое таинство. Она – рождение человека из земной временной жизни в вечность.

При совершении таинства смерти мы слагаем с себя нашу грубую оболочку – тело – и душевным существом, тонким, эфирным, переходим в другой мир, в обитель существ, однородных душе.

Мир этот недоступен для грубых органов тела, через которые во время пребывания нашего на земле действуют чувства, принадлежащие, впрочем, собственно душе. Душа, покинувшая тело, невидима и недоступна для нас, подобно прочим предметам невидимого мира. При совершении смертного тайнодействия мы видим только бездыханность, внезапную безжизненность тела; потом оно начинает разлагаться, и мы спешим похоронить его в земле; там оно становится жертвой тления, червей, забвения. Так вымерли и забыты бесчисленные поколения человеков. Что совершилось и совершается с душой, покинувшей тело? Это остается для нас при собственных наших средствах к познанию неизвестным.

…Все обстоятельства земной жизни доказывают человеку, что он на земле – изгнанник за ужасное преступление, но больше всего доказывает это смерть. Она не оказывает ни уважения, ни сожаления ни к чему высокому и важному человеческому. Она поражает и юность, и красоту, и гения, и могущество, и богатство. Ничем человек не может отвратить неумолимой смерти, служащей для рода человеческого опытным доказательством его падения, его согрешения перед Богом, его казни. Она свидетельствует перед людьми, что человек – создание и раб, возмутившийся против своего Творца и Господа, что знаменитейшие и важнейшие дела человека для земли ничего не значат для вечности, что самое высокое человеческое – «мерзость пред Богом» (Лк. 16, 15).

Смерть – казнь. Поражая каждого человека, она доказывает, что каждый человек – преступник. Поражая всех без исключения, она доказывает, что карается человечество за преступление, общее всему человечеству.

Только перед благочестием благоговеет смерть, и молитва праведника может иногда остановить секиру смерти и отодвинуть час ее (см. Ис. 38, 5).

Смерть всё обессмысливает, если нет веры

Преподобный Иустин (Попович).png
 

Преподобный Иустин (Попович)

Земная жизнь человека есть не что иное, как непрестанная борьба со смертью, с ее разведчиками и предтечами, с ее конвоирами и армиями. Здесь никогда нет перемирия, не говоря уже о мире.

Смерть постоянно нападает на человека и извне, и изнутри. Как? Каким образом? Извне через искушения, изнутри через грехи. И еще и извне, и изнутри через видимые и невидимые болезни. А все это: и искушения, и грехи, и болезни, суть не что иное, как зубы смерти. И они постоянно грызут человека, и снаружи, и изнутри. Но что самое страшное: они разъедают не только тело, но и душу, и разум, и совесть.

Из этого есть только один выход, только одно спасение: воскресение Христово, и в нем победа над смертью во всех мирах.

Как смерть есть источник всех горестей, всегоресть, так и Воскресение Спасово есть источник всех радостей, всерадость.

Человек, если только он разбудит все очи свои, не может не почувствовать и не увидеть, что Воскресший Господь – ничем не заменимый и никем не заменимый осмыслитель и усладитель горькой жизни человеческой на земле.

Что самое главное и самое важное в человеческой жизни? Нет сомнения: осмыслить свою жизнь, которая и онтологически, и феноменологически обессмыслена смертью. А это означает: обессмыслена грехом.

Ибо грех и смерть единственные обессмысливатели жизни и бытия; они делогисируют и человека, и тварь; вытесняют из творения Божия ту первоначальную логосность и логичность, которую Бог Слово посеял в нем при его сотворении. В самом деле, грех и смерть – единственная бессмыслица в этом мире, единственная нелогосность и единственная нелогичность. До тех пор, пока в человеке существуют грех и смерть, бессмысленность опустошает ему и самоощущение, и самосознание, и жизнь, и мир. Только тогда, когда человек приобщится радости Христова Воскресения, его душу посетят истинный смысл и логос, истинная логика и логичность, и поведут ее в чудесные Христовы бессмертия и бесконечности».

Роспись колокольни в Курской Коренной пустыни.jpg Роспись колокольни в Курской Коренной пустыни

…Бессмертие, которое дает Христос человеку своей победой над смертью, обеспечивает переход в вечную жизнь всему доброму, возвышенному и прекрасному в человеке. Только таким образом наше людское добро становится небесным, бессмертным и вечным. Только таким образом человек становится бессмертным и распространяется на все небесные миры. И всегда рассматривает себя как существо бессмертное и вечное. А через это – и всех остальных людей. И знает вечную ценность, и достоинство, и бессмертие каждого человека. Поэтому и поступает с каждым человеком как с существом бессмертным и вечным, с которым будет жить и в ином мире.

Поэтому настоящее человеколюбие невозможно без веры в человеческое бессмертие и вечность. 

Если любовь не бессмертна и не вечна, тогда зачем она, зачем лелеять ее, зачем мучиться ею и из-за нее?

А мы тогда – преходящие насекомые на чьем-то трупе? А наша планета – похотливый клещ на чьем-то организме?

…Люди осудили Бога на смерть, воскресением Своим Он их осудил на бессмертие. За побои воздал им объятием, за оскорбление – благословением, за смерть – бессмертием.

Жажда бессмертия

Священномученик Иоанн (Поммер).jpg
 

Священномученик Иоанн (Поммер)

Не у всех так ясно и определенно выражается вера в вечную жизнь, но то несомненно, что тяга к Вечному присуща каждой здоровой душе.

Как растение тянется к свету, укрепляя свои корни в той самой земле, которая послужила могилой для зернышка, так и дух стремится к свету Вечности, несмотря на свою связанность с земным прахом. Все существо человека протестует против самой мысли о возможности безнадежной смерти.

Курская-Коренная пустынь весной.jpg Курская-Коренная пустынь весной

Жизнь никогда не хочет родниться со смертью. Даже при наличии тяжелой болезни и, в частности, болезни духа, тяготение к жизни, и притом жизни беспредельной, вечной, не прекращается. Ужасная проказа разлагает тело живого человека, угнетает дух, но и она не в состоянии подавить тягу к жизни.

Посмотрите на скрягу. Можете ли вы насытить жадность этого духовно больного человека? На что ему горы сокровищ? Он продолжает накопление «средств жизни» до последнего своего издыхания. Инстинкт бессмертия говорит ему о бесконечности жизни, и заблуждение его состоит в том, что он считает свое золото пригодным до бесконечности.

Зачем ты, добрый хозяин, строишь свой дом таким прочным, как будто собираешься в нем жить сотни тысяч лет? Забота о наследниках? Но искренен ли ты? Ведь ты все приспосабливаешь к потребностям своим и тех, кто ныне близки к тебе. Что для тебя будущее, если ты исчезнешь бесследно, как водяной пузырь в непогоду? Забыв на время о своем вечном жилище, ты строишь свою хижину с желанием Вечности...

В момент, когда бушующее напастями житейское море взмывает нас на самые вершины своих бурных всегубительных волн, мы ясно созерцаем тихие, светлые дали Вечности. Оттуда претерпевший страшные напасти, Крест, смерть и погребение воскресший Христос зовет нас на твердый берег веры, надежды и любви. «Я воскрес, я жив, и вы живы будете».

В этой тяге к Вечности рождается вера в бессмертие личности, служащая надежнейшею опорою для всех святых, идеальных, великих порывов души.

Крестный ход с Курской Коренной иконой Божией Матери «Знамение».jpg Крестный ход с Курской Коренной иконой Божией Матери «Знамение»

Наука доказала: есть душа

ученый-физиолог И.П. Павлов.png
 

Русский ученый-физиолог И.П. Павлов

Я изучаю высшую нервную деятельность и знаю, что все человеческие чувства: радость, горе, печаль, гнев, ненависть, мысли человека, самая способность мыслить и рассуждать – связаны, каждая из них, с особой клеткой человеческого мозга и ее нервами. А когда тело перестает жить, тогда все эти чувства и мысли человека, как бы оторвавшись от мозговых клеток, уже умерших, в силу общего закона о том, что ничто – ни энергия, ни материя – не исчезают бесследно и составляют бессмертную душу, которую исповедует христианская вера.