«Сколько можно – кайтесь!» Завещание русских эмигрантов

Традиция, увезенная эмигрантами из разоренной после революции 1917 года России, возвращается сегодня к нам через их учеников. Об уроках своего духовного наставника, русского эмигранта архимандрита Сергия (Шевича; †25.7.1987), который в свою очередь был учеником русского святого преподобного Силуана Афонского, рассказывает православный французский богослов Жан-Клод Ларше.

4WhatsApp Image 2023-01-27 at 13.56.36.jpg
Жан-Клад Ларше

Бог и зло обращает ко благу

– Жан-Клод, ваш соотечественник архимандрит Илия (Раго) свидетельствует, что обрел Православие благодаря «русской жертве» – революции, исходу из России после 1917 года. Как сегодня осмысляется во Франции то, что произошло тогда в России? Как на вашу жизнь повлияли эти, можно ли так сказать, промыслительные события?

– Православные приходы Франции достаточно замкнуты сами на себе, а в силу происходящих сейчас событий – тем более. Но так не было в послереволюционные годы, когда русские эмигранты первой волны оказались в нашей стране. Русские православные богословы имели тогда огромное влияние на все французское общество. Одна из причин того, почему они стяжали такой авторитет, заключается в том, что они смогли очень быстро адаптироваться, так как вся русская аристократия до революции владела французским языком и была вполне в курсе происходящего во французской культуре.

В России конца XIX – начала XX века очень любили Францию. Во многих домах Москвы и Санкт-Петербурга в русских семьях говорили по-французски. Благодаря этому русские богословы, оказавшись во Франции, сразу начали писать свои труды по-французски. В частности, Владимир Лосский все свои книги писал по-французски.

Архимандрит Сергий (Шевич).jpg Архимандрит Сергий (Шевич)

Мой духовный отец – старец архимандрит Сергий (Шевич), о котором я написал книгу, – когда приехал во Францию, не переучивал язык, он прекрасно говорил по-французски. Он имел аристократическое происхождение, его отец был генералом и состоял при дворе императора Николая II. В его семье работала французская няня, немец-шофер и садовник-англичанин, и к шести годам все дети уже прекрасно говорили на трех языках.

Так что отношения между русской эмиграцией и французским обществом не требовали никакой «притирки».

Если вы спрашиваете лично обо мне, то я принял и постигал Православие благодаря моему духовному отцу. В Православии важно преемство. От него, как из неисчерпаемого источника, я воспринял непрерывную духовную традицию.

Святые чувствуют ответственность за всех

Преподобный Амвросий Оптинский.jpg Преподобный Амвросий Оптинский

– Наш русский святой преподобный Амвросий Оптинский говорил: «Древо крестное вырастает на почве нашего собственного сердца». А если страстей нет, то и креста нет?

– Духовная жизнь – это не только личная жизнь. Человек должен лично работать над своим собственным спасением, но те, кто уже продвинулся на пути спасения, например святые, достигшие бесстрастия, тем не менее, могу вас заверить, тоже не отдыхают. Тем более нельзя сказать, что они не испытывают страданий.

Потому что, достигнув святости, они ощущают единство и солидарность со всем человечеством. Для них люди не делятся на тех, кто является членами Тела Христова, к которому в Церкви принадлежат и они, и всех остальных.

Нет, Христос вочеловечился и стал сродником по плоти всем людям. Сораспявшиеся Ему чувствуют боль и страдания всех людей, как свои, и ощущают все человечество как единое тело во Христе. Поэтому они и чувствуют себя ответственными за все и всех.

Даже если они не испытывают уже терзаний от собственных грехов, которые при достижении бесстрастия уже преодолены в духовной брани, они тем не менее сопричастны страданиям, в которых бьется, не находя еще выхода, все остальное человечество.

Вам хорошо известно, что святой Серафим Саровский, проведя долгие годы в затворе, стяжав там в одиночестве, молчании и сосредоточенной молитве святость, остаток своей жизни пожертвовал на то, чтобы выйти к людям и помогать им. То же самое можно сказать о другом святом нашего времени – святом Паисии Святогорце...

– Его даже по аналогии называют Афонским Серафимом!

Старец Паисий Святогорец.jpg Старец Паисий Святогорец

– Да, он много лет жил в молчании, боролся со страстями, и в какой-то момент Господь его призвал вернуться к людям и помогать им.

Старцы помогают не только наставлениями и молитвой, они еще реально берут на себя грехи обращающихся к ним людей. Настоящий духовный отец всегда страдает за своих духовных чад. Он взваливает на себя и несет на себе их немощи. Святые же, молящиеся за весь мир, возлагают на свои плечи проблемы всего человечества.

Преподобный Силуан Афонский.jpg Преподобный Силуан Афонский

Так, вы, конечно, знаете, что преподобный Силуан Афонский молился обо всех народах земли: да познают они Бога Духом Святым. Он переживал скорби всего человечества, печаловался о спасении всех людей. Как же ему было грустно видеть, что так много людей отошли от Христа и погибают у него на родине и по всему миру. Он чувствовал гибельность пороков и буквально страдал из-за грехов, совершаемых людьми.

Святой Паисий в конце жизни принимал тысячи людей. Разумеется, все эти люди, как правило, приходили жаловаться ему на свои трудности, излагали ему неразрешимые проблемы… Так вот он однажды признался: «Видите, как радостны все эти люди, которые выходят от меня, какое облегчение они испытывают, как они мирны? Они выходят из моей кельи вприпрыжку от радости и не видят, что все те несчастья, которые они оставили у меня, теперь на моей спине, и я их тащу на себе!»

Покаяние должно стать нашим постоянным состоянием

– Вашему духовному отцу сам преподобный Силуан Афонский писал: «Господь полюбил вас за покаяние». Духовник, конечно, и вас научил каяться. Научите, пожалуйста, нас.

– Я, конечно, не претендую на то, чтобы вас чему бы то ни было учить, я просто могу передать несколько наставлений моего духовного отца.

Это правда, что старец Силуан написал отцу Сергию (Шевичу): «Бог полюбил вас за покаяние».

Последняя фраза этого письма, которое он адресовал ему, когда благословил на монашество и предсказал, что он станет священником, такова: «Сколько можно, говорите народу: “Кайтесь!”».

Отец Сергий исполнял завещанное: в проповеди моего духовного отца покаяние занимало центральное место. Он настаивал на том, что покаяние необходимо как в начале духовного пути, так и на всем его протяжении до самого конца. Мы никогда не должны успокаиваться и позволять себе обходиться без покаяния. Покаяние должно стать нашим постоянным состоянием. Он даже говорил, что не каяться – это грех. Когда мы не каемся, мы должны каяться в том, что мы не каемся.

Логично задать вопрос: зачем все время каяться, мы что, каждую секунду грешим? Старец Сергий отвечал так: мы находимся постоянно в состоянии греха. Это не значит, что мы действительно каждую секунду совершаем какие-то греховные действия, но грех заключается в нашем постоянном удалении от Бога. Своим истоком эта удаленность имеет первородный грех наших прародителей. Когда люди приходят на исповедь, они каются в каких-то поступках и действиях, но не каются почему-то в состоянии, в котором находятся.

Люди рассказывают, что дурного они сделали, но грех – это и все то доброе, чего не совершил человек.

– Это так называемые «грехи упущения», о которых говорил святитель Феофан Затворник?

– Да, и покаяние также заключается в том, чтобы каяться, что мы не совершили чего-то хорошего, что обязаны были сделать, и что мы не молимся в каждый момент своей жизни. Покаяние заключается в том, что мы постоянно осознаем нашу удаленность от Бога и страдаем от этого. Это состояние удаленности от Бога будет преследовать нас до окончания нашего земного пути, поэтому даже святые до самой своей кончины нуждаются в покаянии. Сколько можно, кайтесь…

Беседовала Ольга Орлова