Святитель Димитрий Ростовский: «Любить нужно то, что Бог любит, и делать то, что Богу угодно»

Сегодня празднуется память святителя Димитрия Ростовского, выдающегося богослова, писателя и проповедника. Вот уж кто умел замотивировать на жизнь по заповедям Божиим. Духовным людям многое открыто из сути происходящего в нашей жизни.

Святитель Димитрий Ростовский.jpg

Как перестать переживать по всякому поводу и без и не бояться будущего?

В мире сем временном не ищи покоя и утешения, ибо никогда не найдешь его. Если даже и всякое ухищрение покажешь, все же тишиной и верным утешением в веке сем не насладишься, ибо не может это тленное и временное устроение даровать мир и покой душе, если Сам Господь Своей благодатью не упокоит ее и не дарует ей мир, как и Сам сказал: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; во Мне мир имейте» (Ин. 14:27, 16:33), а не в чем-либо ином.

Осмотрись: найдешь ли в чем-либо мир и покой? Получишь ли где-нибудь тишину и верное утешение? В славе ли мира сего? В богатстве ли временном? В пище ли или в питии? В наслаждениях ли и похотях плотских? Во сне ли или в лености? В красоте ли и любви плотской? Или в чем-либо ином? Но ни в чем из этого нет никакого мира и покоя, но только непрестанное томление и мятеж души.

Зачем почитать родителей? (Иногда все-таки то, что они говорят, кажется достаточно занудным, и тогда нужна сильная мотивация).

Если кто почитает своих родителей, тот получает от Бога великие блага, а именно: изобилие в доме, а впоследствии и изобилие вечное, небесное, как говорит о том Иисус Сирахов: «Уважающий мать свою – как приобретающий сокровища» (Сир. 3:4). Далее такой человек будет иметь честь и от сыновей своих, согласно слову того же Сираха: «Почитающий отца будет иметь радость от детей своих» (Сир. 3:5). Потом, если он о чем молится Богу, о здравии ли, или о счастье, молитвы его будут услышаны Богом, согласно этому: «В день молитвы своей будет услышан». Кроме того, такой человек будет в этой жизни счастлив и будет долго жить, как говорит об этом заповедь Божия: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на земле», и еще: «Уважающий отца будет долгоденствовать» (Втор. 5:16; Сир. 3:5–6). Такой будет еще и славен перед всеми и на земле, и на небе, согласно следующим словам:

«Слава человека – от чести отца его» (Сир. 3:11). Род его также будет долговечным, «ибо благословение отца утверждает дома детей» (Сир. 3:9).

Если он впадет и в какое-либо несчастье или случится с ним печаль, то он быстро освободится от них, как говорит об этом Писание: «Милосердие к отцу не будет забыто; и в день скорби твоей воспомянется о тебе» (Сир. 3:14–15). Он сподобится и очищения от грехов, ибо почитающий отца очистит грехи: «Как лед от теплоты, разрешатся грехи твои» (Сир. 3:15). Наконец, он не только будет благословен Богом на земле, пока только живет, но и по смерти на Страшном Суде Христовом он услышит этот пресладкий глас: «Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25:34).

Кого можно назвать духовным человеком?

Не имеющий в себе Духа Божия – плотской, а имеющий в себе Духа Божия духовен, хотя и во плоти, как говорит апостол: «ходя во плоти, не по плоти воинствуем. Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом» (2 Кор. 10:3–4). Не имеющий же в себе Духа Божия, хотя бы казалось, что он совершает духовные подвиги, все же плотской и как таковой угодить Богу не может. А потому надлежит каждому рассматривать самого себя, имеет ли он в себе Духа Божия.

Как быть с «токсичными» людьми?

Господь говорит: «Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя... и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя» (Мф. 18:8–9). Этими словами Господь наш повелевает избегать всякой злой дружбы, всех злых случаев и лиц, мест, чинов, от которых происходит падение, если кто хочет наследовать жизнь вечную. Потому все богословы единогласно поучают, что не только тот согрешает, который самим делом впадает в грех, но и тот, который не избегает тех лиц, мест, дел и чинов, на которых и с которыми случается падение, ибо любящий беду впадет в нее, – говорит Иисус, сын Сирахов (ср. Сир. 31:5). Таким образом, если бы кто и каялся, но не хотел бы удалить от себя случаев и поводов падения, то покаяние такое не истинно и не достойно разрешения.

Не могу избавиться от злопамятности, – я тем самым себе причиняю вред?

Кто, злопамятствуя и беспамятно гневаясь, совершил что-либо благое? Кто, не имея кротости и долготерпения, показал какую-либо совершенную добродетель или победу? Никто! Ибо и апостолы, если бы неразумно ярились и гневались на согрешающих, никого не поставили бы на путь спасения, никого не привлекли бы ко Христу. Хотя иногда они и ожесточались на согрешающих, однако не с яростью и не гневаясь без памяти, но благоразумно, с долготерпением, Богу молясь о согрешающих, их исправляли и наставляли.

Какое-то очень тревожное время, – как-то можно успокоиться?

Тревога.jpg

Усердно спеши ко Христу, ничем временным не запинаясь, горячо теки вслед Его. Ибо видишь, что мир сей обманчив и превратен, видишь, что ничего в нем нет постоянного и непременного, но все, как в сонном мечтании, изменяется. Сегодня тишина, завтра смущение; сегодня радость, завтра плачь; сегодня веселье, завтра скорбь; сегодня здоровье, завтра недуг; сегодня жизнь, завтра смерть, – то есть нет в нем ничего постоянного и непреложного. Каждый день влечет с собой изменение: если сегодня ты радостен, завтра ожидай печали; если сегодня здоров, завтра ожидай болезни; если сегодня жив, завтра ожидай умереть. Ибо не всегда ты будешь в таком же положении, в каком находишься сегодня, но каждый день ожидай внезапного изменения. Поэтому усердно теки ко Христу, потому что только в Нем едином неотменная тишина и вечный покой, только в Нем едином непременная радость и присносущное наслаждение, и больше нигде, ибо всюду суета, всюду обман, всюду ложь и непостоянство.

Завидую однокурсникам, которые хорошо одеваются... Как перебороть этот помысел желания красивых вещей?

Не лакомись на чужие вещи, ибо и своими недолго владеешь, ибо когда отойдешь отсюда, ничего не возьмешь с собой. Нагим в мир пришел ты, нагим и отойдешь, ибо многие много имели, однако все оставили, с пустыми руками и нагой душой отошли отсюда.

Что плохого, если я увлекся плотскими помыслами? Юность: гормоны бушуют же…

Помни, что всякий раз, когда ты своим плотским похотям без опасения в чем-либо иногда попускал, то кроме великой скорби и печали ничего потом не имел, ибо совершаемое без разума и рассмотрения не может не приносить скорби и печали. Итак, никогда ни в чем не будь беспечен, но во всем всегда поступай с опасением, ибо ты на брани мира сего находишься с плотью, с бесами, а не в покое; в странствованиях многомятежного века сего, а не в доме; в юдоли плачевной, а не в радости и беспечалии. Помни всегда о грядущем времени и наступающем часе, и ни в какой день не будь беспечным и неосмотрительным.

Почему грешить плохо, если это дает человеку удовольствие?

Кто-либо, быть может, скажет: какая Христу Богу обида от того, что кто-либо оскверняет свое тело блудным грехом? Поистине, великая обида, ибо тело христианина – это не его тело, но Христово, согласно написанному: «Вы – тело Христово, а порознь – члены». И еще: «И вы не свои, ибо вы куплены дорогою ценою. Не тленным серебром или золотом искуплены вы... но драгоценною Кровью Христа, как непорочного и чистого Агнца» (1 Кор. 12:27, 6:9–20; 1 Пет. 1:18–19). О христианин! Голова, которой ты помышляешь о плотском, не твоя, но Христова, и не подобает тебе Христовой головой помышлять о мерзком. Ноги, которыми ты спешишь к беззаконию, не твои, но Христовы, и не подобает тебе идти на беззаконие. Руки, которыми ты творишь скверное, не твои, но Христовы, и не подобает тебе делать скверное руками Христовыми. Все тело твое, которое ты через блудный грех делаешь скверным и смрадным, не твое, но Христово: «Вы – тело Христово», – и не подобает тебе тело Христово осквернять и посрамлять плотскими сладострастными делами, помимо законного супружества, ибо ты – дом Христов, согласно слову апостола: «храм Божий свят; а этот храм – вы» (1 Кор. 3:17). Если бы кто захотел выгнать своего господина из его собственного дома, не причинил ли бы ему великой обиды? Конечно, причинил бы, и господин, изгоняемый из своего дома, непременно взял бы меч или что-либо другое и начал брань против изгоняющего. Подобно тому и Христос Господь, Которого мы сами скверными нашими плотскими делами изгоняем из Его собственного дома, выкупленного Его Кровью, возьмет меч в Свои руки, чтобы отмстить нам за Свою обиду.

А что в духовном плане происходит при блудных помыслах, а тем более плотских грехах?

Обо всяком, в нечистоте препровождающем дни свои, можно сказать, что страдает он от нечистого духа, ибо где так нечистый дух жить любит, как не в удах блудничных? Советовал некогда Ангел Рафаил Товии взять себе в жены Сарру. Отвечал ему Товия, говоря: «Я слышал, что эту девицу отдавали семи мужам, но все они погибли, но слышал и то, что демон убил их» (Тов. 6:14). Отвечал ему Ангел: «Послушай меня, я скажу тебе, над кем демон имеет власть: над теми, которые женятся так, что отгоняют Бога от себя и от ума своего, которые в блуде своем усердствуют, подобно коню и мулу, – над такими демон имеет власть» (см. Тов. 6). Но почему говоришь, о Ангел, что только над теми имеет власть дьявол? Не имеет ли он власти и над иными грешниками: над гордыми, над завистливыми, над гневливыми, над обжорами, над пьяницами и прочими? Имеет воистину, ибо пишется у апостола: «Кто делает грех, тот от диавола» (1 Ин. 3:8). Однако более иных власть свою в блудниках распростирает, ибо они свойственные ему жилища. Изгонял некогда Господь бесов из бесноватого, их в нем был легион. И вот, молят Его, чтобы повелел им идти не в бездну, но в свиней, пасущихся у воды. И повелел им Господь. Они же, выйдя из бесноватого, вошли в свиней, как в свой собственный дом (см. Мф. 8:30–32).

Нечистый осквернитель своего тела [блудник] подобен в своих делах дьяволу и любезен ему, как свинья волку. Бесы любят жить в свиноподобных блудниках, ибо они – истинные дома их. В повествованиях пишется, что в Kарфагене произошел такой случай. В одном месте стоял идол языческой богини Венеры. Венера же – это блудная жена, которую нечестивые эллины изобразили крайне бесстыдно, в нагом виде, в соблазн всем проходящим мимо. Однажды кто-то из девствующих, идя мимо, увидел бесстыдную наготу этого женского идола, и тогда в сердце его появился скверный помысел: он начал услаждаться нечистыми мыслями и распаляться похотью. И вот, когда он долго удерживал в себе тот греховный помысел, услаждался им и желал самого дела, он тотчас сделался жилищем беса: нечистый дух вошел в него и стал мучить его. Видишь, как уже только замышленная нечистота делает человека вертепом разбойнику-дьяволу. Что же можно сказать о блудной нечистоте, исполняемой самим делом? Не поселится ли в ней дьявол, как в своем истинном жилище? Слышишь ли это, прескверный блудник? Разве не знаешь, что в тебе живет бес? Не ощущаешь ли ты его в себе? Или, быть может, не веришь сказанному? Преподобный Иларион некогда изгонял из девицы беса, которого в нее послал волхвованием один блудный юноша. Изгоняя его, он спросил: «Почему ты не вошел в того юношу, который тебя здесь поселил?» Бес же ответил: «Тот юноша имеет в себе иного моего друга, любострастного блудника беса». Внемлем этому: в блуднике живет блудный бес, который мучает его блудным распалением.

Почему так важно девство?

Нигде Дух Святой не вселяется так, как в девствующих, потому что девство, по свидетельству святых отцов, родственно Ангелам и дружественно Богу.

Отыми у Ангела крылья, и он будет девица. И дай девице крылья, и она будет ангел.

Девушка-Ангел.jpg

Говорят, спасение только в Боге. А как спастись?

Чем же и как мы можем соединиться с Богом? Чем? Любовью, согласно написанному: «пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4:16). Как же? А вот как.

Любить нужно то, что Бог любит, и никогда не любить того, чего Бог не любит. Делать нужно то, что Богу угодно, и старательно избегать того, что не угодно Богу.

Нужно усердно стремиться к тому, о чем Он радуется и что Он повелевает, и никогда не помышлять о том, что Он возбраняет и за что Он гневается.

От чего я болею?  

Всякий врач, хотящий вылечить телесную болезнь, ищет ее причину: от еды ли, от питья или от какого случая пришла. Но учителя церковные говорят, что во всякой болезни повинен грех…

Хотим ли от телесных болезней избавиться? Прежде всего их причину, грех, вылечим покаянием.

Ибо и Христос Господь, добрый Врач, желая уврачевать расслабленного телом, вначале расслабление души его, то есть грехи, лечит, говоря: «чадо! прощаются тебе грехи твои». И потом уже: «встань, возьми постель твою, и иди в дом твой» (Мф. 9:2, 6).

Смотрите, как обо всех Промышляющий все на пользу строит: неоднократно наводит на нас различные болезни, чтобы уцеломудрились, чтобы отстали от грехов, чтобы притекли к Богу с покаянием... Итак, когда приключается нам болеть телом, от этого познаем благостыню Божию, ибо тем ведет нас к покаянию. И не отчаиваясь, но надеясь на милость Его благоутробия, исправим свою жизнь, имея пособницей в том Пресвятую Деву.

Одолевают уныние, депрессия. Говорят, помогают молитвы к Божией Матери? Особенно: Богородице Дева, радуйся…

По свидетельству многих, кто бы из скорбящих ни воззрел на Нее при жизни Ее, – исполнялся веселия духовного: особая благодать исходила от Нее, утешающая плачущих, увеселяющая скорбящих, радующая сетующих; и была тогда в первенствующей Церкви Пресвятая Дева, как венец радости.

А может быть, я в старости покаюсь, а пока и погулять можно?

В Ветхом Завете Бог повелел приносить Ему жертвы от плодов земных и первородных от стад скота, приносить все лучшее, а не худшее, здоровое, а не гнилое или больное, первое, а не последнее, молодое, а не старое (см. Лев. 22:21–22). Если от плодов земных, то первый сноп от нивы, первый овощ из сада, первую гроздь от винограда. Если от стад скота, то годовалого агнца, трехлетнюю телицу и вообще все молодое и здоровое, а не хромое, не слепое, не больное и не имеющее какого-либо повреждения. О том же, как Бог гневается на приводящих в жертву плохое, послушай говорящего в пророчестве. «Когда приносите в жертву слепое, не худо ли это? или, когда приносите хромое или больное, не худо ли это? Поднеси это твоему князю, будет ли он доволен? Не приму и Я такие жертвы от рук ваших, – говорит Господь» (Мал. 1:8, 10).

Юные годы твои, молодой человек, – это дни первоплодные. Ты должен отдать их в жертву Господу Богу Твоему, то есть ты должен в юности своей научиться служить Господу, соблюдать Его заповеди, старательно храниться от того, чтобы не прогневать Творца твоего каким-либо смертным грехом, жить в целомудрии чисто и честно, ходя путем закона Божия. Это и будет приятная жертва Богу от твоих первых плодов.

Если же юность свою ты проводишь в развращенной жизни, а покаяние, исправление и добродетели ты откладываешь на старость, то ты хочешь принести в жертву Богу хромое, слепое, больное и покрытое язвами. Постигнет тебя, с одной стороны, телесная немощь во всех твоих членах, которыми тебе хотелось бы послужить Богу, и ты не будешь в состоянии совершить такого подвига, который в юности ты мог бы совершить. С другой же стороны, состарившиеся в тебе греховные нравы отяготят твою душу и сделают ее как бы слепой, хромой и расслабленной, так что она будет уже не в состоянии легко совершать богоугодные дела.

Не услышишь ли ты тогда от Бога то, что услышали приведшие в жертву Богу хромое, слепое и больное: «Не приму такие жертвы от рук ваших?»