«Искусство борьбы с бесами». Старец Ефрем Аризонский

В декабре исполнилось три года со дня кончины одного из самых известных старцев современности, апостола Америки Ефрема Аризонского (в миру Иоанниса Мораитиса; 1928-2019), духовного сына Иосифа Исихаста.

Предлагаем рассказ старца Ефрема, в котором он описал свою борьбу с помыслами посредством молитвы Иисусовой.

Жестокая битва

ariz.jpeg

Позавчера вечером, когда я прилег поспать перед бдением, то, как только закрыл глаза, сразу понял, что мне предстоит вести борьбу со множеством бесов. Это была очень жестокая битва.

В течение многих лет, которые я провел в монашеской жизни, у меня не было подобной битвы и борьбы. Из трех или, самое большое, четырех часов, в течение которых я отдыхал, по крайней мере, не менее трех часов происходила эта брань. Между всем этим был один час, когда я пробуждался, чтобы совершать крестное знамение и призывать имя Христово на помощь. А что именно происходило?

Сначала я не видел, но ощущал, что происходило некое невидимое сражение с бесами. Поначалу их не видела моя душа, но после они стали видимы, и мы схватились врукопашную. Они были точно такими, какими их описывают в книгах — по сущности и по внешнему виду, именно такими я их видел. Черные, с хвостами, с рогами, с горящими глазами, и битва шла лицом к лицу. Душа очень ясно понимала, что сражается с этими духами, и постоянно и очень чисто произносила молитву.

Чем дальше, тем больше озлоблялись бесы на то, что я произносил молитву. Мы схватывались врукопашную волосы летели клочьями. Проснувшись спустя три-четыре часа, я подумал: «Посмотри, с кем у нас идет война и борьба». Ранее неоднократно происходило нечто подобное, но в значительно меньшей степени и интенсивности. Такое было впервые — бесы были очень злы.

Я до такой степени изнемог от этой схватки, что осознал в тот момент, насколько бесы сильны, лукавы и злобны. Они постоянно разными способами пытаются подорвать и подчинить нашу волю, чтобы пересилить нас в борьбе, выйти победителями и свести в ад. И если в умно-духовной сфере происходит такая схватка, то что происходит там, в аду, где будут находиться люди, которые потерпели неудачу в духовной борьбе — как они несчастны, как их тиранят бесы!

Если только в одном-единственном сражении с бесами душа вступает в такую жестокую борьбу — напрягается, страдает, устает, цепенеет, то что будет там, в преисподней? Ведь посредством такого нападения демон всего лишь проявляет свою зависть к нам, старается отомстить и излить свою злобу, а в аду их великое множество и они будут тиранить души. Душа будет вечно находиться с ними, совместно мучиться, пребывать под их тиранической властью и видеть их! Страшное существование - и это во веки веков! Этой несчастной, мучительной жизни не будет конца.

bigpicture_ru_244_afon-7.jpg Монастырь Филофей на Афоне 

Святая Синклитикия говорила, что бесы сражаются с нами очень лукаво, и мы тоже должны сражаться и противодействовать им очень искусно и с хитростью. «Будем проявлять незлобие, - говорила она, - в отношении ближних, и ловкость в борьбе с лукавыми бесами».

Об интенсивности бесовских нападений мы можем судить по силе греховных помыслов. Многократно они приходят с большим натиском, злобой, яростью и угрозой разрушить, если получится, все. И если человек не противостоит им, если искусно и с ловкостью не отражает их, то они ниспровергают его и ведут в плен. Человек выполняет волю бесовскую и чувствует полное расстройство в своей душе.

2515112_original.jpg

Авва Пимен сравнивал страсти с корнями терновника. Тот, кто их выкорчевывает, ранится шипами, чувствует боль, и по его рукам течет кровь. Подобным образом и тот, кто хочет выкорчевать корни страстей из своего сердца, испытывает сильную боль и душевно кровоточит. И если человек не победит в этой борьбе, то освобождения от страстей не происходит, он остается страстным и несчастным и тащит за собой свои страсти в течение всей своей жизни. Он их видит, но не может противостоять их натиску. Апостол Павел говорит, что с началами и с властями происходит наша борьба. С началами и с властями, умными, духовными, предельно хитрыми, искусными в науке духовной борьбы. За тысячи лет они в совершенстве и точности овладели искусством увлекать человека на путь погибели. И когда мы против этих диавольских ученых оказываемся неискусными, неопытными, невнимательными, безразличными и нерадивыми, то каковым будет результат?

Духовное руководство и молитва Иисусова

Когда святой Евфимий решил встать на монашескую стезю, по дороге в пустыню он размышлял, какому образу монашеской жизни ему последовать. Отправиться в пустыню? Он подумал, что там, не зная искусства умной брани, он не сможет воевать с бесами. Тогда он решил, что самый правильный и лучший способ обучения борьбе против бесов — это направиться в общежительный монастырь, отдать себя в послушание и вверить свою душу руководству духовного старца. Он последовал этому решению, нашел себе старца и изучил искусство искусств и науку наук — и затем стал Евфимием Великим. Однажды, когда он проходил мимо одного брата, тот упал на землю с тал бесноваться. Прибежали братья и попросили святого, чтобы он перекрестил его и помолился об исцелении. Пользуясь случаем, святой сказал им: «Этот брат, отцы и братья, пришел в монастырь ребенком.

Но из-за того, что был невнимателен к своим помыслам, он стал одержимым и претерпевает все это. Он следовал своим помыслам, сам не замечая того.

Это было скрыто и от других». Но когда приблизился святой, этого брата словно ударило током, и сразу стало ясно, что он одержим. Святой сказал: «Будьте внимательны, братья, к своим помыслам, потому что помыслы или ухудшают, или улучшают состояние души человека»

От помыслов зависит, что нас ждет, ад или рай. И если мы хотим освободиться от страстей и немощей, мы должны жертвовать всем ради того, чтобы со вниманием совершать подвиг умного трезвения. Туда мы должны направить все наши силы и внимание. 

Как только приходит некое мечтание, соединенное с греховным помыслом, то мы должны сразу его отвергнуть и прогнать от себя оружием молитвы «Господи Иисусе Христе, помилуй мя».

Ум должен следить за тем, чтобы не принимать никакой греховный образ, и при его первом появлении сразу же извещать об этом душу. Душа должна сразу же с гневом вооружиться против этого помысла молитвой Иисусовой и начинать его преследовать. Если на это мы обратим наше внимание и осознаем, что мы находимся в состоянии борьбы, то сразу положим доброе начало. От этого зависит наша жизнь и смерть, рай и ад, отправление горе или долу.

82246.b.jpgМонастырь святого Антония Великого в аризонской пустыне 

Мы должны превратить ум в священную мастерскую. Отсюда начинается всё. Необходимо строгое внимание к тому, чем занят наш ум, не оставлять мысли без присмотра, так как злые мысли отравляют душу. Пусть каждое мгновение наш разум следит за тем, о чем мы думаем. Те, кто познал истину этого опыта, могут говорить об этом и понимают значение и важность этого делания. Когда мы оставляем наши чувства бесконтрольными и позволяем себе смотреть на что угодно, говорить и слушать, тогда в нас входит множество всего вредоносного. Подобно тому, как празднословие приводит к осуждению, злословию, непотребным словам, прелести и вообще ко всякому злу, то же самое с нами случается в еще большей степени в умственной сфере. Потому что ум молниеносно обходит весь мир и собирает духовный мусор, приносит его внутрь и человек становится сам не свой.

Духовное внимание помогает избежать этого, и тогда ум естественным образом пребывает чистым и, будучи чистым, принимает помощь Божию и безукоризненно молится. Такая молитва постепенно заполняет все сердце человека, от чего создается сердечная тишина, безмолвие, которое является не чем иным, как непрестанной молитвой именем Христовым. Наступает общее умиротворение внутреннего человека, который, будучи еще в этом мире, реально и истинно вкушает блага иного Мира. Он на деле познает то, что говорит нам Христос в Евангелии: «Царствие Божие внутрь вас есть».

Зачем нам становиться несчастными, в то время как, по благодати Христовой, мы можем быть счастливыми? Зачем нам разрешать помыслам пленять нас, духовно связывать по рукам и ногам и вести на расстрел?

Искусству этому мы научаемся у святых отцов, которые наставляют нас, что без трезвения ничего хорошего не выйдет. Освящающая благодать Божия не посещает человека, ум которого находится в беспорядке.

Святые апостолы получили наитие Святого Духа в Сионской горнице и начали говорить на иностранных языках, прославляя Бога. Наш ум является также духовной горницей и есть образ Великого Ума, образ невидимого Бога.

Капитан человека

Ум для человека - это его все. Когда Бог попусти диаволу искушать Иова, то сказал: «Я предаю тебе его, только ум его не трогай и не повреди». Потому что ум управляет кораблем души в буре испытаний. Если кто-нибудь удалит капитана с корабля, то корабль сам по себе носится по морю и погибает в волнах и буре.

Кто не хочет стать богатым?! Мирские люди ищут счастья и богатства вещественного и страдают и мучаются ради этого. А мы ищем богатства духовного, то есть чтобы избавиться от духовной нищеты и горечи страстей. Только по благодати Божией и с помощью трезвения человек достигает этого духовного богатства. Зачем нам горевать, зачем страдать? Почему не обрести внутри себя покой и умиротворение?

Все благое берет свое начало от помощи Божией, смиренного мудрования и внимания к своим помыслам. Обратим на это внимание, хотя эта борьба не из легких, так как бесы сражаются с нами жестоко и сеют нечистые помыслы.

Их сила велика, они так лукавы и бесчеловечны, что всю свою энергию направляют на то, чтобы ввергнуть нас в ад, куда сами осуждены, чтобы тем самым доставить огорчение Христу и уязвить Его. Тогда сатана будет вправе сказать: «Вот Ты был распят, Ты пролил Свою кровь, но Ты ничего не добился! Я владею ими, я приобрел их. И пусть я буду претерпевать адские муки вместе с ними, но Твой крест, Твое дело не увенчались успехом». И, таким образом, через нас Бог хулится бесами и огорчается.

Ангелы Божии невидимо следят за борьбой каждого брата. Небесные силы постоянно приходят на помощь подвизающимся. Это увидел в видении авва Моисей Мурин.

d761d45082.jpg

Он, некогда имевший сильную брань блуда, как говорится в его житии, «не лепе соние видяще». То есть иногда через воображение, иногда без воображения часто он претерпевал во сне искушения и поэтому не ходил к причащению. Священник скита, авва Исидор, говорил ему. «Авва Моисей, приступи к таинствам». — «Я не приступлю, тот отвечал ему, — если не прекратятся сонные видения».

Тогда авва Исидор привел его на крышу келии и говорит ему: «Посмотри на запад», - очи души аввы Моисея открылись, и он увидел, что весь мир был наполнен бесами и их сетями, в которые они пытаются уловить каждого и свести в ад. Авва Моисей стал волноваться и вопрошать в своих мыслях: «Но кто тогда спасется? И кто избежит этих сетей, если вся земля покрыта ими?» Игумен увидел, что он испугался, и говорит ему: «Теперь посмотри и на восток». И Моисей увидел, что с неба спускаются полки ангелов и архангелов.

Авва Исидор спрашивает: «Какие силы превосходят по числу?» — «Ангельские». — «Так вот, наших гораздо больше, и, следовательно, дерзай в подвиге и не бойся! Но знай, что ни твоим подвигом, ни твоими трудами ты освобождаешься от страсти, но только благодатью Божией». Он совершил над ним крестное знамение и преподобный Моисей освободился от ночных видений. И тогда авва Исидор благословил ему приступать к таинствам.

Ученик без помощи учителя не может научиться грамоте. Тот, кто дерзает овладеть искусством без мастера, не сможет научиться искусству. И тот, кто вступает в монашество для изучения искусства духовной брани — искусства из искусств и науки из наук, не сможет изучить его, если не подчинится и не будет слушаться духовного руководителя. Поэтому, во-первых, мы должны всецело отдаться обучению и, во-вторых, быть внимательными и следовать духовному руководству и опыту духовного наставника, которого дал нам Бог.

Подобно тому как человек, когда найдет проводника, чтобы преодолеть различные трудности и оказаться в безопасном месте, с полным доверием принимает его указания, так и мы должны вверить себя с совершенным доверием духовному руководителю. Тогда у нас получится преодолеть все трудности и безопасно достигнуть нашей цели, то есть здесь, на земле, освободиться от страстей и обрести благодать Божию, а потом бросить якорь в тихой пристани, которая называется Царство Божие.

Когда мы шаг в шаг следуем за духовным руководителем, то освобождаемся от лишних трудов, напрасных усилий и ошибок. А если мы следуем нашим собственным мыслям и расчетам, перечим и не соглашаемся со старцем, тогда вся духовная жизнь выходит из-под контроля, и мы сбиваемся с дороги.

А все, что лежит в стороне от пути, сопряжено с Опасностями. Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия. Невозможно, чтобы кто-то шел вперед и ровно, если он в то же время оглядывается назад. Он непременно уклонится в сторону и прямо уже не пойдет. Поэтому когда мы смотрим на то, что делает тот или другой, спрашиваем, почему это так, а не иначе, и не смотрим за тем, что мы должны сами делать, то тогда мы идем кривым путем.

Все то, о чем мы здесь говорили, это слова Божии и опыт святых отцов, о чем читаем в книгах и имеем долг это исполнить. И снова я с большой душевной болью повторяю, что нужно внимательно относиться к вопросу трезвения, к вопросу внимания к помыслам и к усилию в молитве. Этому должны сопутствовать смирение, абсолютное и совершенное послушание духовному руководству старца, что является основополагающим, истинным, верным основанием монашеской жизни, и только через это мы пре­успеем в достижении состояния бесстрастия. Иначе, к своему стыду, мы будем тащить за собой страсти в течение всей нашей жизни, как мусор, консервные банки и солому.

Какое же оправдание мы дадим не только Богу, но и тем, кто считал, что мы двигались правильным путем? Ведь Бог дал нам так много времени и такое великое благословение для того, чтобы мы могли обрести что-то духовное в нашей монашеской жизни, а мы можем оказаться недостойными своего звания. У других будут оправдания, что они не нашли духовного руководителя, наставника, братьев и так далее. Мы же, недостойные и жалкие, из которых первый есмь аз, нищий и жалкий, не сможем оправдаться тем же самым. Будет великий стыд! Поэтому нам надлежит с настоящего момента помнить сказанное и устраивать нашу жизнь в точности так, как богопросвещенные отцы.

Богослов тот, что хорошо молится

Мы имеем великое благословение, которое состоит в том, что отцы оставили нам. как священное наследие, весь свой опыт. Монашеская жизнь не требует богословского образования, или изучения теологии. Но все учение монашеской жизни очень просто, один простой урок. Существует ряд определенных условий, и если они будут нами исполнены, мы познаем богословие свыше.

Когда ты хорошо молишься, ты становишься богословом.

Следовательно, как апостолы получили благодать Святого Духа и богословствовали о Боге, так и каждый верующий человек, обретая благодать Божию, непогрешительно богословствует о Боге.

И теперь снова пришло время мне выехать в мир для малой помощи тем душам, которые я воспринял. Снова я просил бы, как и всегда, чтобы вы были внимательными к своей жизни, чтобы вы твердо и крепко следовали советам, чтобы между вами была любовь, душевное единение. Об этом Христос просил у Своего Небесного Отца в час Его великой молитвы перед страданием. Господь просил Отца Небесного, чтобы Он даровал благодать всем людям, которые примут Его святое крещение. Так вот, мы не только крещение получили, но Он призвал нас к более высокой жизни, и мы должны показать большую, чем у мирян, духовную любовь и душевное единение.

Пусть один сочувствует другому, а не осуждает и не поносит его. Любовь в вас должна возрастать, и все ваше старание должно быть направлено на взаимопомощь. В церкви и на работах храните внимание. Всюду ведите себя благопристойно и будьте внимательны, избегайте празднословия в словах и в уме. Молитесь и за меня также, как и я за вас, – и здесь, в монастыре, и когда бывают в отъезде, постоянно. Прошу вас, чтобы вы из любви ко мне молились за меня, недостойного и душевно слабого человека.

Молитесь о том, чтобы Бог хранил меня как зеницу ока, потому что, как мы говорили, ловушки сатаны расставлены по всему миру, и, следовательно, никто не находится в полной безопасности и полной уверенности. До самой смерти человек не может быть полностью уверен в своем спасении, оно не гарантировано. И тот, кто считает себя спасенным, находится в прелести. Это то малое, что я хотел вам сказать. Благодать Всесвятого Духа да осенит нас всех, и сохранит нас, и удержит нас до нашего исхода из этой жизни, когда мы предадим смиренную душу в руки Святого Бога, по молитвам всех святых, и особенно нашего старца Иосифа.

Источник:
Старец Ефрем Аризонский. Беседы и письма. Т. 1. О молитве и трезвении. – СТСЛ, 2022. –  с. 176-185