Память преподобного Силуана Афонского

september24.jpg

Прп. Силуана Афонского (1938)

Прп. Феодоры Александрийской, (474-491)

Перенесение мощей прпп. Сергия и Германа Валаамских чудотворцев,
Сщмчч. Сергия и Германа, Валламских чудотворчев.

Сщмчч. Николая и Виктора пресвитеров (1918)

Сщич. Карпа Пресвитера (1937)

Сщмч. Николая диакона (1942)

Мчч. Димитрия, Евании, жены его и Димитриана, сына их (I)

Мчч. Диодора и Дидима Сирских, мц. Ии (362-364)

Прп. Евросина (IX)

Каплуновской иконы Божией Матери (1689)

И душа, и ум могут приобрести привычку. И к чему привыкнет человек, то и делает. Если привыкнет ко греху, то так и будет постоянно тянуть ко греху, и бесы в том помогают; а если привыкнет к добру, то Бог ему в том содействует Своей благодатью.

Прп. Силуан Афонский

Преподобный Силуан Афонский

Блаженный старец схимонах Силуан в течение 46 лет подвизался на Афонской горе в Русском монастыре святого великомученика Пантелеимона. Преподобный Силуан, в миру Семен Иванович Антонов, родился в 1866 году в Тамбовской губернии в семье бедного крестьянина. В школу мальчик ходил «только две зимы», в юности был обычным деревенским парнем и отличался от сверстников, пожалуй, только огромной физической силой. Случалось, за вечер в трактире выпивал «четверть» (три литра) водки, но пьяным не бывал. Однажды в деревенской драке ударом кулака он едва не убил человека. И этот невольный грех перевернул его душу и всю жизнь: он стал думать о монастыре.

Но тогда отец не дал стать ему монахом: «Сначала кончи военную службу». Семен ушел в солдаты и служил в Санкт-Петербургской лейб-гвардии, в саперном батальоне. Был он воином исполнительным, в отношениях с товарищами верным, сослуживцы его любили. Он часто думал об иноческой жизни, несколько раз посылал деньги на Афон.

По окончании военной службы в 1892 году уехал на Святую гору и поступил в русский Пателеймонов монастырь. Первым его послушанием стала работа на мельнице. Днем он ворочал мешки с мукой, а ночью вставал на молитву. Изнемогая, засыпал на пятнадцать-двадцать минут, а потом снова молился. Господь наделил святого даром прозорливости и рассуждения. Как-то в монастыре стали организовывать эксплуатацию леса и купили новую паровую машину для лесопильни. После ее установки эконом стал восхвалять немецкий гений и поносить русское невежество и неспособность. Отец Силуан молча слушал его, а к вечеру завел разговор о том, почему немцы лучше нас умеют делать машины: «Потому, я думаю, это, что русские люди первую мысль, первую силу отдают Богу и мало думают о земном; а если бы русский народ, подобно другим народам, обернулся бы лицом к земле и стал бы только этим заниматься, то он скоро обогнал бы их, потому что это менее всего трудно». Постриженный в схиму в 1911 году, старец написал записки, которые монахи называют Новым Добротолюбием.

***

Многим кажется, что святые от нас далеки. Но далеки они от тех, которые сами удалились, и очень близки к тем, которые хранят заповеди Христовы и имеют благодать Святаго Духа. На небесах все живет и движется Духом Святым. Да и на земле – тот же Дух Святой. Он живет в нашей Церкви; Он живет в Таинствах; Он – в Священном Писании; Он – в душах верующих. Дух Святой всех соединяет, и потому святые нам близки; и когда мы молимся им, то в Духе Святом они слышат наши молитвы, и наши души чувствуют, что они молятся за нас.

Преподобный Силуан Афонсий (1866–1938)