Память равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских

m24.jpg

Неделя 6-я по Пасхе, о слепом. Сщмч. Мокия (ок. 295). Равноапп. Мефодия (885) и Кирилла (869), учителей Словенских. Равноап. Ростислава, кн. Великоморавского (870). Сщмч. Михаила пресвитера (1920); сщмч. Александра, архиеп. Харьковского (1940).

Прп. Софрония, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Сщмч. Иосифа, митр. Астраханского (1671). Свт. Никодима, архиеп. Сербского (1325).

Равноапостольные Кирилл и Мефодий, учители Словенские

Духовные просветители славян святитель Мефодий (скончался в 885 году) и преподобный Кирилл, в миру Константин (827–869), почитаются как равноапостольные. Они создали славянскую азбуку и перевели Священное Писание с греческого на славянский язык.

Братья родились в Солуни в благочестивой семье болгарина Льва и Марии. Одаренного Константина пригласили в Константинополь ко двору обучаться вместе с императором, где он постиг разные науки и языки. Будучи посвящен в иеромонаха, он недолго пробыл в должности библиотекаря и скрылся в монастыре.

Вскоре Константин удалился на гору Олимп, где жил иноком Мефодий, до этого посвятивший 10 лет государственной службе. Братья ревностно предались аскетическим подвигам. Мефодий, отказавшись от архиерейства, был назначен игуменом монастыря Полихрон на берегу Мраморного моря.

В 862 году славянские князья попросили у императора учителей, которые смогли бы перевести церковные книги на местный язык. Составив славянскую азбуку в Константинополе, прп. Кирилл успешно проповедал христианство близ родного Солуня. В Моравии святые братья трудились с апостольским усердием, обучая детей и совершая богослужение на славянском языке. Однако немецкие священники донесли римскому папе о деятельности миссионеров, которым пришлось отправиться в Рим. Там прп. Кирилл принял схиму и скончался. Константинопольский патриарх поддержал дело святых братьев, выступив за богослужение на славянском языке.

Свт. Мефодий продолжал миссионерские труды, приняв сан архиепископа Моравии и Паннонии. Славяне стали рукополагаться в священники, что вызвало негодование немцев-латинян. В результате интриг святитель был отправлен в заточение. В 874 году папа возвратил ему иерархическую власть над Моравией, а четыре враждовавших против него немецких бискупа умерли в один год.

С этого времени христианское учение стало быстро распространяться среди славян, оказывая влияние и на соседние страны – Чехию, где крестился князь с супругой, Польшу, Далматию, Сербию.

***

Когда-то я просил Бога о России и говорил:

 

Не дай ей рабского смиренья,

Не дай ей гордости слепой,

И дух мертвящий, дух сомненья

В ней духом жизни успокой.

 

Эта же молитва у меня для всех cлавян. Если не будет сомненья в нас, то будет успех. Сила в нас будет, только бы не забывалось братство.

Алексей Степанович Хомяков (1804–1860),

поэт, духовный писатель, математик