Понедельник Страстной седмицы

a29_.jpg

Страстная седмица.

Великий Понедельник.

Мцц. Агапии, Ирины и Хионии (304).

Мч. Леонида и мцц. Хариессы, Ники, Галины, Калисы (Калиды), Нунехии, Василиссы, Феодоры и Ирины (258). Мч. Михаила Вурлиота (1172). Прп. Феодоры Нижегородской (1378). Свв. Павла и Тимофея. Прав. Тавифы (I).

Ильинской-Черниговской (1658) и Тамбовской (1692) икон Божией Матери.

Великий понедельник

Cтрастная и Великая седмица известна у древних христиан под именем «недели святых страстей». Издревле она была свободной от житейских занятий и посвящалась молитве, делам милосердия, подготовке к празднику Пасхи. «В великую седмицу, – говорит святитель Иоанн Злотоуст, – все собираются для общественного Богослужения, многие усугубляют свои благочестивы подвиги, свою ревность; одни увеличивают пощение, другие – священные бдения, а некоторые раздают милостыню и таковым усердием к благим делам и сугубым благочестием свидетельствуют о великости благодеяний, оказанных нам от Бога».

«Особенно в пяток и субботу поститесь все, совсем ничего не вкушая до ночного пения петухов; а если кто не может пропоститься два дня сряду, тот пусть соблюдает, по крайней мере, субботу, – говорится в древних Постановлениях Апостольских. – Ибо Господь говорит о Себе в одном месте так: «Когда отнимется у них Жених, тогда будут поститься в те дни», а Он в эти-то дни и был отнят у нас лжеименными иудеями, и пригвожден ко кресту и сочтен наряду с беззаконниками».

Стараясь собрать и сосредоточить внимание и мысли верующих на Евангельской истории, Церковь в первые три дня Страстной седмицы прочитывает на часах все Четвероевангелие. В остальном богослужение первых трех дней этой недели внешне мало отличаются от великопостных: те же утреня, преждеосвященная литургия и великое повечерие.

Понедельник, по выражению Церкви, есть «начатки страданий Господних». И действительно, торжественным входом в Иерусалим заканчивается выражение народного восторга и благодарности к Сыну Давидову. Отселе берут перевес адская злоба, людская ненависть и черная клевета. Но так как день и час, предвечно определенные для принесения всемирной жертвы на Голгофе, еще не наступили, то Господь, после дневных поучений в Храме Иерусалимском, ночи обыкновенно проводил вне Иерусалима. При наступлении воскресного вечера, Спаситель удаляется из города со Своими учениками в Вифанию, в любимое семейство воскрешенного Им Лазаря. В понедельник же утром Он, по свидетельству евангелиста Марка, опять пошел в Иерусалим тем же, что и вчера, путем, но без прежней торжественности. На дороге Его стояла смоковница, покрытая сочными листьями. Почувствовав голод, Господь желал утолить его плодами этого дерева. Не нашедши их на ветвях смоковницы, произнес: «Отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек!» (Мк., 11, 14). И тотчас после этих слов начала засыхать смоковница.

Вступив в Иерусалим, Господь пошел прямо в храм Соломонов. Это место, священное для каждого иудея, теперь походило более на шумное торжище. Старейшины храма из своих видов позволяли во внешних притворах его (во дворе язычников) продавать разные предметы и менять иностранную монету на еврейскую. Господь уже в начале своего служения – в первую Пасху – объявил этот торг незаконным: теперь же чувство святого негодования овладело Его сердцем. Как Мессия, восстановитель чистоты Богослужения, Он изгоняет из храма продающих и покупающих, опрокидывает столы меновщиков и седалища продающих жертвенных голубей. «Не написано ли, – говорит Христос законопреступному собранию, – дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? А вы сделали его вертепом разбойников» (Мк.,11, 17). Столь жесткое обвинение, сделанное всенародно, сильно уязвило книжников и первосвященников иудейских, они начали искать случая погубить Иисуса, но боялись народа, который восхищался его учением.

Тамбовская икона Божией Матери

29-1.jpg

Явление этой иконы связано с именем Тамбовского епископа святого Питирима (1645–1698), святые мощи которого пребывают в Спасо-Преображенском соборе г. Тамбова.

В 1685 году архимандрит, тогда настоятель Вяземского Иоанно-Предтеченского монастыря, был рукоположен в сан епископа и возведен на молодую Тамбовскую кафедру, существовавшую к тому времени всего три года. Здесь, как истинный христианский проповедник, святитель личным примером приобщал пастырей и прихожан к благоговейному церковному чтению, пению, красоте и возвышенности канонической службы и сам писал иконы. Благодаря святому Питириму тамбовский край обогатился несколькими чудотворными образами Божией Матери: списками с Девпетуровской, Смоленской Одигитрии и Казанской. Два последних написаны самим святителем.

В 1692 году святой Питирим, продолжая свои иконописные труды, делает список с Ильинско-Черниговской иконы Божией Матери, добавляя отдельные элементы образа Одигитрии. Именно эта икона, источившая многочисленные чудеса, получила название Тамбовской.

К первой половине XIX века память об иконе угасла. Забытая, она лежала среди ветоши в кладовой церкви святого архидиакона Стефана, именуемой Уткинской. Одному тяжко болящему человеку открылось во сне, что он получит исцеление, если найдет в храме св. Стефана икону Пресвятой Богородицы и отслужит перед ней молебен. Все исполнив, он тотчас же выздоровел. После совершившегося чуда образ Божией Матери в 1836 году поставили в местный ряд иконостаса, слева от Царских врат.

В 1888 году указом Святейшего Синода было установлено празднование иконе. С тех пор в Тамбове в этот день в ее честь совершался многолюдный крестный ход.

К 1930-м годам в Тамбовской области не осталось ни одной действующей церкви. Первым возрожденным храмом епархии и остававшимся на протяжении 1943–1993 годов единственным в городе, стал Покровский собор. Здесь в 40-е годы служил вернувшийся из ссылки св. Лука (Войно-Ясенецкий). Он возобновил почитание Тамбовской иконы Божией Матери.