Вход Господень в Иерусалим

a28.jpg

Великий пост. На трапезе разрешается рыба.

Неделя 6-я, Ваий, Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье.

Апп. от 70-ти Аристарха, Пуда и Трофима (ок. 67).

Мцц. Василиссы и Анастасии (ок. 68). Мчч. Месукевийских - Сухия и дружины его: Андрея, Анастасия, Талале, Феодорита, Ивхириона, Иордана, Кондрата, Лукиана, Мимненоса, Нерангиоса, Полиевкта, Иакова, Фоки, Доментиана, Виктора, Зосимы (100-130) (Груз.). Мч. Саввы Готфского (372).

Сщмч. Александра пресвитера (1930).

Вход Господень в Иерусалим

В воскресенье перед Страстной седмицей Церковь вспоминает торжественный вход Господа Иисуса Христа в Иерусалим, когда Он перед всем народом явил себя Царем – Спасителем мира.

Накануне в Вифании Господь воскресил праведного Лазаря, умершего за четыре дня до Его прихода. Помня об этом событии, множество народа, собравшегося в Иерусалим на праздник еврейской Пасхи, вышло навстречу Спасителю. Он, как царь после одержанной победы, въезжал в столицу верхом на осле в сопровождении свиты из апостолов. Люди по обычаю постилали свои одежды на дорогу, срезали пальмовые ветви и держали их в руках или бросали под ноги процессии. При этом все кричали: «Осанна (спасение) Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне!»

Люди думали, что это долгожданный Мессия, который идет объявить себя царем в Иерусалиме и устроить идеальное царство. Они ошибались, принимая пророчество о Небесной державе за рай на земле. На самом деле это торжество является предвестием добровольных страданий Спасителя. Те же люди, разочаровавшиеся в своих приземленных надеждах, вскоре будут кричать Понтию Пилату: «Возьми, распни Его!».

Зная наперед ход истории, в этот радостный день Христос заплакал об Иерусалиме, предсказав, что город будет разорен, его жители убиты или уведены в плен, а от храма не останется камня на камне. Так и произошло: в 70 году в Иерусалиме вспыхнул мятеж, и римские воины под предводительством будущего императора Тита жестоко подавили его, превратив цветущий край в пустыню.

В России Вход Господень в Иерусалим называют также вербным воскресеньем. Пальмовые ветви символизировали бессмертие и власть, а наша верба говорит о весне, о воскресении после долгой зимы. Она начинает цвести раньше других деревьев, поэтому заменяет в этот день пальму. На Всенощной верующие освящают веточки вербы святой водой и стоят с ними до конца службы, торжественно встречая Христа.

Тропарь, глас 1

Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже, темже и мы яко отроцы, победы знамения носяще, Тебе, Победителю смерти, вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне.

Кондак, глас 6

На Престоле на Небеси, на жребяти на земли носимый, Христе Боже, ангелов хваление и детей воспевание приял еси, зовущих Ти: благословен еси, Грядый Адама воззвати.

Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе, осанна в вышних, и мы Тебе вопием: благословен Грядый во имя Господне.