Тайная Вечеря Спасителя с Его учениками, установление Таинства Причастия, последующие за этим арест, Крестные страдания и смерть Господа нашего Иисуса Христа – кульминационные события Страстной Седмицы.
О последней неделе земной жизни Спасителя, которую всем нам предлагается по мере сил прожить, провести рядом со Христом, – материал студента 4 курса МГИМО Кирилла Очерекина.
В понедельник Страстной седмицы Церковь вспоминает чудо со смоковницей (проклятие Спасителем инжирного дерева, на котором не нашлось плодов) — единственное чудо Иисуса Христа, направленное не на созидание, а на разрушение.
Преподобный Ефрем Сирин утверждает: Господь сделал это, чтобы показать ученикам в преддверии Крестных страданий — при желании Он мог бы умертвить своих распинателей одним только словом.
Но Его Крестная смерть — добровольная.
Чудо со смоковницей — напоминание всем нам о том, что в жизни необходимо приносить добрые плоды.
В Великий Вторник вспоминается притча Спасителя о десяти девах, разумных и неразумных.
Десять дев дожидаются Жениха. Пять из них мудрые, – заранее всё приготовили, взяли с собой светильники и запаслись маслом для них. Остальные же, неразумные, понадеялись на то, что долго ждать не придется, масла с собой не взяли.
Жених замедлил, неразумные девы уснули, их светильники погасли, и когда Жених в полночь пришел, девы бросились искать масло, но опоздали и застали уже закрытые двери.
Этой притчей Христос наводит учеников и всех нас на мысль о том, что и любой человек должен бодрствовать, дабы не погас свет его веры, чтобы он смог достойно встретить Грядущего Спасителя.
При всей видимой суете, при том, что очень многие люди сейчас в физическом смысле недосыпают, духовная спячка – едва ли не самая отличительная черта нашего времени.
Архимандрит Кирилл (Павлов) замечательно сказал об этом: «В наше время более, чем когда-либо, нужно помнить это предостережение, ибо теперь особенно много дремлющих и спящих. Душевный сон – это не телесный сон, укрепляющий организм, а, напротив, сон нездоровый, болезненная спячка, в которой люди гоняются за суетой и думают, что они живут действительной жизнью, забывая о душе и о Боге».
Ночь со вторника на среду Христос провел в Вифании. Здесь, в доме Симона прокаженного, в то время, когда в совете первосвященников, книжников и старейшин уже было решено взять Христа хитростью и убить, — некая жена — «грешница» возлила драгоценное миро на главу Спасителя и тем уготовила Его на погребение, как Он Сам объяснил ее поступок.
Здесь же, в противоположность бескорыстному поступку жены-«грешницы» родилось в неблагодарной душе Иуды, одного из двенадцати учеников Спасителя, преступное намерение предать беззаконному совету своего Учителя и Господа. Что он и делает, совершив предательство за 30 сребреников.
В церковной службе Великой Среды прославляется жена-«грешница» и порицается, проклинается сребролюбие и предательство Иуды.
Страстная Седмица. День за днем
Великий Четверг — один из ключевых дней Страстной седмицы, последний перед арестом и страданиями Иисуса Христа.
События последней недели поколебали веру в Спасителя не только простого народа, но и некоторых учеников, ожидавших от Христа, что Он выступит как революционер и земной правитель. Среди таковых был и Иуда, предавший Его.
Вечером в четверг Иисус собрал ближайших учеников на прощальную трапезу по случаю предстоящей в субботу иудейской Пасхи. «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как я возлюбил вас, так и вы до любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:34-35), — говорит Он ученикам и с великим смирением умывает их ноги.
На Тайной Вечери Спаситель лично устанавливает важнейшее Таинство Церкви, сохраняемое ею до скончания века — Евхаристии (Причастия).
«И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26: 26-28).
Тогда же Спаситель косвенно называет Своего предателя и предрекает Свои страдания и смерть.
После Тайной Вечери Иисус молится в Гефсиманском саду в предместье Иерусалима. Именно там Его застает Иуда с вооруженными людьми первосвященника Каиафы. Арестовав Иисуса, они приводят его в Синедрион, на суд Высшего иудейского совета.
Судьи не могут найти необходимых по закону свидетельств против Христа, однако, выслушав лжесвидетелей, передают Его в руки римских властей, требуя казни.
В Великую Пятницу Церковь вспоминает Страсти Христовы — суды над Спасителем, Его поругание, Распятие и Смерть на Кресте, а также снятие со Креста и Погребение.
Мы редко задумываемся о том, что пережил Спаситель в Великую и Страстную Пятницу, в русской иконографии Распятие изображают символично, оно не выглядит жестоким.
Для того, чтобы глубже осознать, какие страшные муки претерпел Спаситель, обратимся к научным исследованиям ХХ века. Авторитетный французский хирург Пьер Барбе (Barbet), внимательно изучавший Туринскую плащаницу, отмечал: человеку невозможно удержаться на кресте, если он прибит так, как Спаситель на иконах «Распятие». Мелкие кости ладоней, особенно в месте их соединения, не способны удержать на весу человеческое тело: оно сорвется с креста. По следам крови на Туринской плащанице французский хирург доказал: в действительности распинатели вбивали гвозди между локтевой и лучевой костями предплечья, рядом с запястьем.
Тем не менее, на православных иконах гвозди вбиты исключительно в ладони Иисуса. Это канон. В то же время руки у разбойников, распятых на крестах, на древних изображениях часто уведены за спину и привязаны к вертикальному столбу.
Руки у Спасителя и у разбойников на крестах изображаются по-разному
Иконописцы сознательно подчеркивают особенности изображения рук Спасителя на Кресте
Человечество вбивало кованые гвозди в те самые руки, которые кормили и поили голодных, исцеляли безнадежных, подавали людям благодать и «держат» само мироздание.
Пойди иконописцы по пути «правды жизни», сместив гвозди с ладоней на место, где они были вбиты реально, – данный смысл был бы смазан.
В этот день по церковному преданию Христос телом лежит во гробе, а душой спускается во ад и выводит из этого места праведников, начиная от Адама и Евы.
Для православных верующих это день особого покоя и тишины, весь православный мир как бы замирает в ожидании Величайшего События в истории человеческого рода – Светлого Христова Воскресения.
Особо трогательно атмосферу Великой субботы передают слова древнего гимна Иерусалимской церкви: "Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же Сему лицы Ангельстии со всяким Началом и Властию, многоочитии Херувими и шестокрилатии Серафими, лица закрывающе и вопиюще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа».
В древности это была уже Пасхальная служба. И, видимо, неслучайно именно в Великую Субботу в Храме Гроба Господня в Иерусалиме сходит благодатный огонь, после этого в городе уже начинается празднование Пасхи.
14.10.2024