Почему ад реален? Объясняет епископ Павлово-Посадский Силуан

Первые дни Страстной седмицы напоминают нам о проклятой смоковнице, о пяти разумных и о стольких же неразумных девах, о предательстве Иуды… Легкомысленность в деле спасения чрезвычайно опасна. Объясняет в беседе с молодежью епископ Павлово-Посадский Силуан, настоятель храма святого Иоанна Воина на Якиманке. Ад разоблачен, но он есть, и выбор между жизнью и небытием делает каждый из нас.

На душевных переживаниях далеко не уедешь

Узнать Христа – это самое ценное. И, конечно, в жизни Его узнаешь. Помогает нам Церковь, и особенно две ключевые седмицы в году – Страстная и Пасхальная. Это повторяется из года в год, и поначалу это просто обряд, чинопоследование, какие-то вдохновенные, глубокие, печальные, трогательные тексты... За душу берут, – особенно, если они еще исполнены проникновенно, если пение соответствующее – молитвенное. Но это все равно душевные переживания. Они одухотворенные, и в них нет ничего плохого, душа тоже должна участвовать в нашей духовной жизни, это нормально. Но только на душевных переживаниях далеко не уедешь, на них не обновишься, на них не будешь умирать за врагов. Что-то нужно более глубокое, основательное и для такого подвига, и для жизни вечной.

…И когда тебе открывается вся глубина катастрофы, ты уже совершенно иначе переживаешь Пасху!

Спас.jpg

И год от года, если мы не сидим сложа руки, а стараемся жить для Бога, как можем, этот опыт становится все глубже и глубже, всё духовнее и духовнее, и в какой-то момент ты действительно ощущаешь себя у подножия Голгофы, и тебе становится понятно, о чем говорит Симеон Богоприимец, когда пророчествует Божией Матери: «Тебе оружие пройдёт душу».

Конечно, наши страдания несопоставимы с Ее, но все-таки нам Она становится понятней, потому что мы тоже переживаем эту боль. Эта боль уже не душевная, не психологическая, а более глубокая. Мы содрогаемся от той катастрофы, которая произошла. В нас не вмещается, как вообще это возможно: Бог – Творец мира, Истина, Благо, Красота, Жизнь, Любовь – пришел, даровал Себя людям, и они Его отвергли, они Его предали, они над Ним издевались и Его распяли. Это все! Это – конец человеческому роду, это уже торжество ада, который весь род человеческий (в лице богоизбранного народа) выбрал. Как пророк говорит, мы были бы как Содом, стали бы как Гоморра (Ис. 1:9), если бы не тридневное Воскресенье Спасителя.

Мы обрекли себя на ад, а Господь в этот ад сошел светом Своего Воскресения и дал нам больше, чем мы имели до Голгофы.

«Зло – это безобразие, это унижение, это ничто»

Сошествие во ад. Византия, XIV век Это такая красота, перед которой не устоять, перед которой сокрушаешься в прах, потому что это и есть суд. Бог нас судит не тем, что Он Правда, а мы ложь, а тем, что Он – красота, а мы – безобразие. Ад – это не столько зло, сколько безобразие. Вот что вынести трудно. Вспомним Н. Ставрогина из «Бесов». Это прообраз антихриста. Он на зло шел решительно и дерзновенно, он был тем сверхчеловеком, который существовал по ту сторону добра и зла (так ему казалось). И никто не мог предложить никаких аргументов, чтобы поколебать его, потому что это был гений зла. 

Книга классика о том, во что люди превращаются без Бога.jpg Книга классика о том, во что люди превращаются без Бога

Только один человек сокрушил его гордыню. Это архиерей из так называемой девятой главы «У Тихона», которую в советское время не печатали. Владыка сказал ему: «Вас некрасивость убьет. Все вы сможете вынести: и добро, и зло. Безобразия не сможете». Потому что для Ставрогина зло – это нечто романтическое, некий героизм, это некое «сверхчеловечество». А архиерей говорит ему: нет, ничего подобного. Зло – это безобразие, это унижение, это ничто. И Ставрогин выскочил из кельи архиерея со словами: «Проклятый психолог». Архиерей его разгадал. Он назвал ему то, в чем тот сам себе боялся признаться, то, что обессмысливало его кажущиеся самоутверждение во зле, кажущуюся свободу от нравственности.

Ад безобразен. И когда ты видишь это безобразие в себе у подножия Креста Господня – вот что невыносимо, вот что является адом для нас. И все мы имеем так или иначе этот опыт.

Ад – это нелюбовь грешника к Богу и любовь Бога к грешнику

Вопрос от участников беседы:

– К теме ада. Кто-то понимает его как место с огнем и сковородами. Но есть и другое мнение. Вам какое ближе? Первое (про сковородки) или то, что ад – это тьма кромешная, т.е. отпадение от Бога? Как я понимаю то, что происходило со Ставрогиным. Получается, он не к какому-то месту стремился, а от Бога. И чем быстрее он туда стремился, тем больше уходил – от порядка к безобразию.

Владыка Силуан: Да, всех волнует тема ада, потому что это очень практический вопрос – абсолютно согласен. Мы можем даже сегодня умереть, поэтому тема важная. Если вернуться к Ставрогину, то я-то думаю, что это трагический персонаж, так как он находился в состоянии, на языке святых отцов, «прелести», потому что он-то в своём зле искал некоей полноты бытия, а на самом деле стремился к тотальности небытия. Потому что зло – это небытие, а добро – это бытие. Он как раз шел путем диавола, а это путь трагический, это путь на разрыв.

Что касается ада, то это и место, конечно, поскольку мы же в пространстве существуем. Мы – не Бог. Это Он вне времени и пространства, Он абсолютный Дух. Мы в этом отношении ограничены пространством, поэтому какое-то место, очевидно, тоже есть. Хотя какое место без Бога?! Везде Бог. Бог «везде сый и вся исполняяй». Поэтому ад – это все-таки, в первую очередь, состояние, минимизация, что ли, Богом Своего присутствия. И в этом смысле, это акт любви к грешнику. Поскольку Бог везде (и в будущем веке это станет очевидным для всех), то нет места, где бы Его не было.

Почему ад – это ад? Потому что по внутреннему устроению человека или духа злобы, духовного существа, ад – это нелюбовь к Богу. Вот, не любит душа Бога! И что же делать этому существу в том мире, где Бог всё во всём? Где во всём Его любовь?! Быть с любящим тебя, если ты его не любишь, мучительно, потому что он же тебя этой любовью преследует, пытается согреть, он активен, потому что он тебя любит, он всё для тебя пытается сделать. А ты единственного хочешь – чтобы он тебя «не доставал». Это и в земной-то жизни довольно неприятная ситуация, а в жизни будущего века тем более мучительно.

Ад – это состояние, где Господь умаляет Свое присутствие ради тех, кто Его не любит. Как бы помещает нелюбящего Его человека как можно дальше от эпицентра Своей любви.

Все это, конечно, очень малопригодные выражения, потому что о Боге вообще сказать очень трудно. И о всех реалиях Его мира, Его бытия. Но это так, поэтому святые отцы говорят, что ад – это дело любви Бога к грешникам. Если они не хотят с Ним быть, значит поместить их в эпицентре любви для них еще мучительней. Поэтому их надо удалить как можно дальше от Себя... Но полностью выпасть из мира, где Бог всё во всём, они не могут, потому что нет этого «вне», нет ничего за пределами того мира, где Бог всё во всём. За пределами – небытие, но Бог ничего не уничтожает, а само существо себя уничтожить не может, оно не властно, быть ему или не быть, оно может лишь определить, как ему быть. Оно может выбрать качество своего существования: в добре или во зле.

Сатана поверженный.jpg Сатана поверженный

Люди сами себя обрекают на ад. И именно это меня убеждает в том, что ад – это реальность и что он неизбежен. Потому что есть свобода, которая может себя определять вне любви к Богу.

И это я видел своими глазами и слышал своими ушами, не только в книжках прочитал. Вот такое самоопределение. Причем так откровенно, когда молодой человек, мой сверстник (это было много лет назад), обращаясь к батюшке, спрашивал его: «А можно мне раскреститься?» Причем серьезно, не из иронии, не ради хохмы. Глубокий молодой человек. С девушкой вечером гулял и увидел, как мы со священником прогуливались по берегу моря. Это было на моей родине. И подошел, серьезно спросил. Я первый и последний раз такое слышал, больше никогда. А батюшка его спросил: «А что – мешает?» – «Мешает». То есть человек чувствует присутствие Бога в своей жизни, и ему это присутствие мешает. Это и есть ад, это и есть нелюбовь, сознательный выбор. Куда он пойдет?! Ему рай мешает. Поэтому дело любви Божией сделать ему то, что ему ближе всего. Если в раю ему мучительно... Есть рай и ад, ничего другого нет.

См. также беседы владыки Силуана:

Используйте остроту восприятия и максимализм

О планировании на старте и об аксиомах духовного бытия