Сергей Перевезенцев. Святая Русь как идеал и земная реальность России, выраженная в подвигах святых. Часть II

Мы продолжаем цикл публикаций о Русском мире Перевезенцева Сергея Вячеславовича – доктора исторических наук, профессора кафедры истории социально-политических учений факультета политологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.

95-spow9vn25tmvebstavxpo1jgtay0jh01.jpg
Сергей Перевезенцев

Часть I (cм. здесь) была посвящена идеологии Русского мира. Сегодня речь пойдет о некоторых чертах Русского мира: его истории, святости и философии.

Русская история[1]

Русский мир возник как глобальный цивилизационный проект русского народа, объединившего другие народы на основе русской духовной традиции, единой Русской Земли, русской государственности, русского языка, русской культуры и единой истории.

Русская история – это история особой цивилизации Русского мира, созидание которой стало ответом на многообразные исторические вызовы. Среди факторов, определивших специфику исторического развития этой цивилизации, были необъятные пространства, суровые природно-климатические условия, постоянная внешняя угроза как с Запада, так и с Востока, многовековая удаленность от морей, а следовательно, и от мировых торговых путей, и многие другие.

Исторический опыт бытия во внешне неблагоприятных условиях, а также постоянного преодоления внешних и внутренних вызовов стал неоценимым вкладом русского народа и других народов России в становление мировой цивилизации. В основе этого преодоления лежал тяжелый, порой изматывающий труд крестьян и рабочих, героизм воинов и полководцев, провидческая мудрость и жизненный пример духовных подвижников, искреннее и честное служение своему народу и своей стране русских правителей.

В процессе созидания истории выработались непреходящие ценности Русского мира. Важнейшей его ценностью стала православная вера.

photo1685821094 (7).jpeg Преподобный Сергий благословляет князя Димитрия Донского на Куликовскую битву. Роспись Серапионовой палаты

Православие, принятое Русью в конце X века, настолько соответствовало духовным потребностям славян, что оказалось одним из главных условий рождения из разных славянских племен единого русского народа. В период ордынского ига православие в народном сознании тесно связалось с идеей национальной независимости, ибо русский народ понял: лишь сохранив свою веру, он сохранит себя и свою культуру. Закрепившись в виде одной из основных форм русского национального самосознания, в дальнейшем православие уже само формировало своеобразные черты русской духовности и национального характера.

Любовь к своей земле, к своему Отечеству – также стала непреходящей ценностью, сформированной в русском сознании историей. В годину испытаний именно необходимость защиты Отечества становилась для русского народа толчком к пробуждению национального самосознания, ибо сохранение единого Отечества означало и сохранение самого народа. Русский мир изначально, с глубокой древности был многонациональным, объединял в своих пределах различные народы, но цементирующим началом оставался русский народ. Присущие русским образ жизни и черты национального характера – общинная психология, жертвенность, открытость, трудолюбие, терпимость и стойкость в борьбе с невзгодами – стали важным условием того, что русские сумели сплотить вокруг себя многие другие народы, жить с ними в дружбе и добрососедстве. Единое для многих народов Отечество – это земное воплощение идеала Святой Руси.

Несомненной ценностью, выработанной в ходе исторического развития Русского мира, стал идеал свободной, нравственно ответственной личности. В русском понимании истинно свободной личностью может считаться лишь та, которая понимает пределы своей свободы.

Следовательно, настоящая свобода начинается только тогда, когда человек знает о существовании очень жестких границ, которые он не имеет права переступать.

Границы эти были сформулированы в десяти заповедях – Божественных правилах человеческого общежития.

Но русский человек стремился жить не только по десяти ветхозаветным заповедям, но и по Заповедям блаженства, которые принес людям Спаситель, даровавший и «новую заповедь»: «Да любите друг друга, как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга... Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 13:34; 15:13). Поэтому в русском сознании истинная ответственность имеет духовную природу, ибо только Господь закладывает в сердце человека важнейшие принципы его жизни – быть добрым, созидать красоту, уметь любить. Соблюдение этих принципов и означает высшую ответственность – перед самим Богом, ибо главный свой ответ каждый человек будет держать только перед Ним. Идеал свободной, нравственно ответственной личности нашел свое выражение в целом ряде типов русского человека – таких, как духовные подвижники, крестьяне и рабочие, правители и воины, первопроходцы и купцы, женщины-матери.

photo1685821094 (6).jpeg Только Господь закладывает в сердце человека важнейшие принципы жизни - быть добрым, созидать красоту, уметь любить

Необходимость исторического созидания в неблагоприятных географических и внешнеполитических условиях вызвала к жизни в политической сфере сильную центральную власть, обладающую развитым аппаратом управления и принуждения. Но наиболее эффективное развитие Русского мира происходило в те исторические периоды, когда эта власть опиралась на развитую систему местного самоуправления, а у народа сохранялась реальная возможность волеизъявления, что было необходимым условием сохранения политического равновесия и стабильности в стране.

В геополитическом отношении на протяжении всей своей истории Россия, как ядро Русского мира, находилась и до сих пор находится на границе двух великих цивилизаций, образно называемых Востоком и Западом.

Россия чутко воспринимала влияния той и другой стороны, но и сама оказывала влияние на развитие Запада и Востока. Россия всегда была одним из важнейших мостов между западной и восточной цивилизациями, но в определенные моменты истории оказывалась и барьером, разделяющим Восток и Запад и предохраняющим их от гибельного столкновения друг с другом.

История Русского мира была сложной и противоречивой. Не раз бывали периоды высочайшего взлета, необычайно продуктивного исторического и культурного созидания. Но бывали и времена трагических падений, когда казалось, что Русский мир уже никогда не поднимется из руин. Причинами этих трагедий становились как внешние обстоятельства – вторжение чужеземцев, природные катаклизмы, так и внутренние нестроения политического, социального и экономического характера.

Но главной опасностью для Русского мира всегда было духовное нестроение, а позднее и духовное оскудение, то есть разрушение его духовного единства.

Однако неизменно на протяжении своей истории Русский мир оказывался сильнее внешних и внутренних невзгод, в первую очередь, потому что видел путь к преодолению своей духовной неустроенности в восстановлении богозаповеданного единства по образу Святой Троицы. 

photo1685821094 (5).jpeg «Воззрением на Святую Троицу побеждается ненавистная рознь мира»

Эту идею впервые сформулировал преподобный Сергий Радонежский («да воззрением на Святую Троицу побеждается ненавистная рознь мира сего»), который вошел в русскую историю как игумен Земли Русской. Народы Русского мира, обретая духовное единство, вновь продолжали искреннее и честное исполнение своего исторического предназначения: созидание Русского мира как земного воплощения Святой Руси.

Русская святость

Русская святость – это движение Русского мира по пути исполнения в земной жизни евангельских заповедей. В идее святости выражен христианский идеал человеческого существования на земле.

Для христианского сознания вообще и для русского православного сознания в частности основным вектором духовного развития является идея уподобления Христу. Православный человек, устраивая свою повседневную жизнь, стремится подражать Спасителю, Который явил миру истинный пример земного существования и даровал необходимые правила земного человеческого бытия.

Но жить по Христу и во Христе – задача неимоверно сложная для простого человека, обремененного многообразными грехами. Поэтому те люди, которые своими земными деяниями доказали приверженность Христовой вере, смогли уподобиться Спасителю, свершили подвиг во имя Христово, начинали, в свою очередь, служить примером для православного народа, признавались святыми – предметом уподобления и почитания.

photo1685821094 (3).jpeg Преподобный Сергий Радонежский вошёл в историю как игумен Земли Русской 

Сразу же после принятия христианства на Руси возникает почитание святых, как общехристианских, так и собственно русских. В конце X – начале XI вв. наряду с широко распространившимся почитанием Божией Матери из общехристианских святых особенно чтили свт. Климента Римского, вмч. Георгия Победоносца, свт. Николая Мирликийского, ап. Андрея Первозванного. Эти святые стали считаться заступниками перед Господом за Русскую землю,

В 1072 г. были канонизированы первые русские святые – страстотерпцы князья Борис и Глеб. Утверждение почитания святых Бориса и Глеба как заступников за Русскую землю означало и то, что Русь уже не мыслила свое дальнейшее развитие вне христианства.

Основной смысл своего существования на земле русский народ начинал осознавать в исполнении Божественных заповедей, а цель своего движения по историческим путям стал понимать как достижение вечного спасения.

Кроме того, в установлении церковного почитания русских святых князей проявилось новое понимание самой идеи святости – святость отныне теснейшим образом начинает связываться с идеалами русской национальной жизни. Таким образом, с самого начала признаваемые на Руси святые становились символами политической и духовной самостоятельности Русской Земли.

В XI–XII вв. к лику святых причисляли прежде всего православных подвижников и духовных просветителей Русской земли. Были прославлены русские иноки, основатели русского монашества Антоний и Феодосий Печерский, а также свт. Леонтий Ростовский. С XII в. начинается общерусское почитание Владимирской иконы Божией Матери. В конце XI в. появляются первые жития русских святых, которые давали человеку прочные нравственные ориентиры в окружающем его реальном мире, учили его различать правду и ложь, добро и зло, праведность и грех. В течение многих столетий жития святых были излюбленным чтением на всем пространстве Русского мира.

photo1685821094 (2).jpeg Александр Невский. Фрагмент картины из триптиха П.Д. Корина

В XIII–XIV вв. на Руси возникают новые образы святых. Это и мученики, погибшие за веру в годы ордынского ига, и князья-спасители, способные с помощью Божией освободить Русь (святой благоверный великий князь Александр Невский). Нередко эти образы объединялись в одном лице, как это видно в лице благоверных князей Михаила Черниговского и Михаила Тверского, мученически погибших в Орде. В это же время подвижническими трудами прославился преподобный Сергий Радонежский, а созданная святым иконописцем Андреем Рублевым икона «Святая Троица», сочетающая в себе высочайшее художественное мастерство и глубину православной богословской мысли, на многие века стала образцом для русской иконописи.

Высший расцвет святости на Руси пришелся на XV–XVI вв. Представления о Московской Руси как о единственном на земле хранилище истинной христианской веры побуждало церковных иерархов и простых верующих искать все новые свидетельства святости России. В 1547–1549 гг., при святителе Макарии, митрополите Московском, Русская Православная Церковь официально установила праздники в честь более чем сорок русских святых.

Со временем в русской православной мысли сложилось понимание того, что идея святости важна не только для отдельного человека, но и для всего народа и даже для всего государства, созданного этим народом. Так в XVI в. возник идеал-образ Святой Руси как земного уподобления России Небесному Царству Христову. И если в идее святости мы находим идеал человеческого существования на земле, то в идеале-образе Святой Руси нашли свое выражение все основные смысловые и целевые установки земного бытия Русской Церкви, русского народа и русского государства. Святая Русь – это Собор русских святых, прославивших Русскую Землю перед Господом, это и небесный щит, Покров России, ибо великие русские праведники, мученики и страстотерпцы молят Господа о защите и спасении России. Приверженность идее Святой Руси сделала русский народ оплотом христианской веры во всем мире, сподвигла его на жертвенное служение православным идеалам, сердечное следование Христовым заповедям и стяжание Духа Святаго, устремилась к покаянию и совершенству.

Святая Русь – это идеал, но это и земная реальность России, выраженная в духовных подвигах русских святых. И, наконец, Святая Русь – это важнейший фактор исторического развития России, ибо без веры в Святую Русь и без небесного заступничества Святой Руси Россия просто не может органично развиваться.

Некоторое угасание темы святости начинается со второй половины XVII в., когда Россия стала предпочитать путь светской культуры уже проторенному веками пути святости, а в XVIII в. на русскую святость были совершены прямые гонения. Только в 1757 г., после длительного перерыва состоялось прославление свт. Димитрия Ростовского в лике святых. На протяжении XIX в. канонизации оставались крайне редкими.

В начале XX в. стремление к возвращению святости в русскую жизнь усилилось, причем инициатором и участником прославлений был император Николай II. Так были канонизированы прп. Серафим Саровский, священномученик Гермоген, Патриарх Московский, благоверная княгиня Анна Кашинская.

photo1685821094 (1).jpeg В начале XX века инициатором прославления святых был император Николай ll

Гонения, обрушившиеся на Русскую Православную Церковь в годы богоборческой советской власти, казалось, навсегда закрыли тему русской святости. Но именно в эти годы русский православный народ явил миру величайшие духовные подвиги и многочисленные примеры святости. В конце XX века Русская Православная Церковь, выстояв в гонениях, вновь вернулась к практике прославления святых.

В 1970–1990 гг. были канонизированы святители Филарет (Дроздов), Иннокентий (Попов-Вениаминов), Игнатий (Брянчанинов), Феофан Затворник, Николай Японский, блгв. кн. Дмитрий Донской, блж. Ксения Петербургская, прп. Андрей Рублев, Максим Грек, Амвросий Оптинский, Паисий Величковский, прав. Иоанн Кронштадтский и многие другие. Начался процесс прославления мучеников, погибших от рук богоборцев в XX в. – были канонизированы свмчч. Иоанн, Вениамин Петроградский, Александр, Петр, митрополит Крутицкий, Фаддей, Владимир, митрополит Киевский и Галицкий, прмцц. вел. кн. Елисавета и инокиня Варвара.

В 2000 г. на юбилейном Архиерейском соборе Русской Православной Церкви к лику святых был причислен Собор новомучеников и исповедников Российских, в их числе император Николай II и члены его семьи. Прославление столь большого числа новомучеников российских открыло новую страницу в истории русской святости. Русская Православная Церковь вновь указала русскому народу путь к спасению, раскрыла глубинный духовный смысл XX в., столь трагического в истории России, и со всей убедительностью показала, что величайшие страдания русского народа в этом веке не были бессмысленными, что они были посланы как испытание в борьбе с мировым злом.

Русская философия

photo1685821094.jpeg Философы (С.Н. Булгаков и священник Павел Флоренский). Фрагмент картины М. В. Нестерова

Русская философия предложила миру новую постановку исходных философских и мировоззренческих вопросов.

Для отечественных мыслителей философия – это средство поиска ответа на вопрос «зачем?», то есть способ постижения смысла жизни человека и человечества.

При этом русскую философию интересовала жизнь как таковая и смысл жизни как таковой, в их абсолютной цельности и неразделенности.

Самобытная русская философия по преимуществу была и остается религиозной, православной философией. Русские мыслители рассматривали окружающий мир и человека с позиций христианских идеалов, в том числе и саму реальную жизнь – соответствует ли тот или иной поступок человека Промыслу Божиему и Христовым заповедям? Поэтому в России всегда придавалось огромное значение идее Христовой любви как основе человеческого бытия. Любовь к Богу, любовь к другим людям, любовь к Отечеству – вот что проповедовалось российскими любомудрами. Проповедь Христовой любви стала ответом русской философии на трагическую разделенность человеческой личности и человеческого бытия.

Если в Западной Европе уже со времен схоластики стало господствовать рациональное философствование, то русская философия сохранила для мира и расширила горизонты интуитивного знания и интуитивных методов постижения истины. Творчество отечественных мыслителей выражалось не столько в понятиях и терминах, сколько в символах и образах и, прежде всего, в христианских символах. Даже когда в XVIII–XX вв. русские мыслители освоили различные рациональные формы мышления, они стремились наполнить их «сердечным», иррациональным и, главное, духовным содержанием. Поэтому в России редкостью были объемные научные трактаты, зато большинство русских философских сочинений создавалось в форме литературно-художественных или публицистических произведений. Подобная форма изложения позволяла русским любомудрам сочетать глубину мысли с образностью и художественностью повествования.

Одна из вечных тем русской философии – проблема человека, и, прежде всего, проблема его нравственных качеств. Чаще всего личность в отечественной философии осмысливалась в религиозно-философском духе.

Нравственные заповеди, заложенные Господом в сердце человека, считались источником цельности его личности. Все остальные свойства человека, в том числе и разум – воспринимались как продолжение его нравственной сущности.

Через всю историю русской философии проходит тема России. Эта тема, напрямую и глубоко связанная с православной эсхатологией, была главной историософской проблемой русской мысли. Поиски ответов на вопрос о смысле существования и о предназначении России приводили православных мыслителей к мысли о вселенской миссии русского народа (концепции «Москва – Третий Рим», «Москва – Новый Иерусалим», «Россия – Новый Израиль», идея Вселенского православного царства, идея о вселенской отзывчивости русской души, теория культурно-исторических типов и др.).

За свою тысячелетнюю историю русская философия не раз приближалась к разгадке вечных вопросов. Уже в письменных памятниках XI–XII вв. мы можем найти глубочайшие размышления русских мыслителей о сущности и смысле жизни, о предназначении человека и человечества. Высший этап самобытного развития русской философии пришелся на XVI–XVII вв., когда, опираясь на православные истины, русские мыслители сформулировали основные, базовые духовные и национальные ценности. Эти ценности не были утеряны даже в XVIII – начале XIX вв., в долгие десятилетия ученичества у западной философии. И уже с середины XIX столетия самобытная русская философия вновь ожила, вернулась на свой традиционный путь и уже вскоре предложила миру русское православное толкование важнейших вопросов бытия («славянофильство», «почвенничество», «русский консерватизм»). В конце XIX – начале ХХ вв. явилась целая плеяда русских религиозных философов, ставших настоящим украшением мировой философской мысли.

В ХХ веке, в годы гонений, русская философия продолжала развиваться в трудах мыслителей Русского зарубежья, в отдельных сочинениях советского времени. В наше время самобытная русская философская мысль вновь возродилась и вновь предлагает всему миру ответы на самые главные вопросы.

Продолжение следует…



[1] Подробно весь ход отечественной истории с т. з. концепции «русского хранительства» представлен в кн.: Перевезенцев С. В. Русский мир: Очерки истории с древнейших времен до наших дней. М., 2023.