Игумен Киприан (Ященко): «Доброе кино располагает к добрым помыслам и добрым делам»

1 ноября 2023 года в кинотеатре «Октябрь» в Москве открывается XX Международный благотворительный кинофестиваль Доброго кино «Лучезарный Ангел». Об истории его создания, состоянии современного кинематографа и фильмах, способных изменить жизнь человека, рассказывает заместитель сопредседателя Оргкомитета кинофестиваля, кандидат педагогических наук игумен Киприан (Ященко).

«Лучезарный Ангел» прилетел

– Отец Киприан, вы стояли у истоков кинофестиваля, были одним из его отцов-основателей. А кто придумал название «Лучезарный Ангел»?

photo1698832376.jpegНа церемонии открытия кинофестиваля в ноябре 2011 года 

– О, мы, почти целый день сидели в Институте экспертизы образовательных программ, на Солянке. Думали-думали, остановились на «Ангеле», при этом решили, что должен быть какой-то очень красивый Ангел – золотой, серебряный, всякие перебирали эпитеты. И наконец пришли к «Лучезарному». А ещё тяжелее было придумать слоган – еще полдня просидели и вышли на «Доброе кино». А что с добрым кино может быть? И придумали такой девиз – «Доброе кино возвращается».

Но когда провели уже фестивалей 15, от Светланы Владимировны Медведевой поступило пожелание: «Хватит возвращать, пишите, что доброе кино вернулось».

Сейчас «Лучезарный Ангел» – просто фестиваль Доброго кино. Трудно сказать, что оно вернулось во всей полноте, подделок всё-таки больше, чем хороших фильмов, но доброе кино действительно есть, и заслуга фестиваля в этом немалая.

Зрители кинофестиваля «Лучезарный Ангел».jpg

– А как и почему возник фестиваль?

– В 90-е годы, начале 2000-х отечественный кинематограф переживал тяжкий кризис, советского кино уже не было, а новое – хорошее, доброе – не появилось. И вот возникла дискуссия между церковными людьми и кинематографистами: может ли быть кино добрым, кассовым и массовым?

При поддержке и по благословению тогдашнего ректора Московской духовной академии владыки Евгения (Решетникова) мы разработали программу «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России». Мы понимали, что в ней должен был быть какой-то яркий, зрелищный проект – так появился «Лучезарный Ангел».

photo1698832323.jpegУ истоков. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий ll, архиепископ Верейский, ректор МДА Евгений (Решетников), актриса Екатерина Васильева, игумен Киприан

Официальной точкой отсчета фестиваля стало 26 января 2005 года, когда в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя в ходе Первого фестиваля духовно-нравственной культуры состоялось обсуждение концепции, содержания кинофестиваля и прошли первые кинопоказы. А в феврале 2006 года мы там же провели круглый стол, на котором присутствовали около тридцати архиереев, известные священники, представители всех ветвей власти, крупные кинематографисты.

И люди Церкви сказали режиссерам: «Как вам не стыдно, что ж вы делаете-то? Что вы народу показываете? Вы же его растлеваете, развращаете?»

Они тогда как оправдались? Говорят: «Вы, батюшка, ничего не понимаете в кино. Кино – это бизнес. А бизнес будет успешным, если в фильме есть червоточина, страсть. А если кино бесстрастное – то оно скучное. Его смотреть никто не будет, и мы на нём ничего не заработаем».

Развернулась целая дискуссия: и по классике, и по современному кинематографу. Мы говорили, что Церковь не отвергает человека, не все люди святые и бесстрастные, но отвергает грех. Поэтому не должно быть ареола привлекательности греха на экране. Режиссеры упорно держались своей точки зрения. В итоге кто-то из кинематографистов предложил: «Ну, хорошо, если вы считаете, что может быть фильм нравственный и кассовый – сделайте его. И мы все тоже будем делать такие картины». Так мы и договорились.

Как нравственное кино сделать кассовым?

Архимандрит Кирилл (Павлов).jpg Архимандрит Кирилл (Павлов)

И я, помню, приехал к лаврскому духовнику отцу Кириллу (Павлову), рассказал ему о том, как мы спорили. Говорю: «Батюшка, возникла идея создать такой кинофестиваль, который будет собирать нравственные фильмы, но в то же время они могут быть кассовыми, для народа привлекательными».

Старец сразу согласился: «Правильно, делайте такой фестиваль!»

И мы начали искать – не только у нас, но и за рубежом – добрые фильмы. Помню, что на первый кинофестиваль мы нашли четыре картины. В природе не было таких фильмов. Мы немножко приуныли, думаем – ну, ладно, будем глубже копать, посмотрим исторические картины, Феллини возьмём, поднимем христианские архивы.

Но нам очень повезло, что в ноябре 2006 года состоялся III кинофестиваль (они тогда проходили дважды в год), и первый приз на нем получил фильм «Остров» Павла Лунгина. Оказалось, что это был самый кассовый и массовый фильм года – духовный, интересный, с юмором.

Его сценарий был написан по мотивам жития Филофея Киевского. Режиссер Лунгин поначалу вообще хотел создать кинокомедию на церковную тему. Но, когда начались съёмки, их участники полегли с разными болезнями, включая исполнителей главных ролей артистов Мамонова и Дюжева.

Тогда Пётр Мамонов собрал всех и говорит:

– Братья, мы здесь все умрём, если будем смеяться над Церковью.

– Что делать, – ему отвечают, – сценарий такой.

– Ну, сценарий сценарием, давайте какую-то меру знать.

– А как нам меру эту определить?

И он предложил:

– Давайте будем читать Иисусову молитву.

Его спрашивают – а что это такое? Он им объяснил.

Помните, фильм начинается с того, что Пётр Мамонов, который играл старца Анатолия, идет по болоту и читает – «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». Более того: и операторы, и осветители, и звукорежиссёры – все на съемках читали Иисусову молитву.

Петр Мамонов в фильме «Остров».jpgФильм Павла Лунгина «Остров» буквально пронизан молитвой Иисусовой 

И они довольно быстро завершили фильм, который впоследствии стал известным: и в европейских странах, и в России. Действительно, это была картина, которую смотрела вся страна – с большим интересом, по многу раз, которая побуждала каяться, изменять свою жизнь, фильм получился очень благодатный.

…Как-то случилось мне возвращаться с Афона через Салоники. Я заехал к одной подвижнице, греческой старице Анисии, и подарил ей диск с фильмом «Остров» на английском языке. Она даже обиделась: мать Анисия – исихастка, духовная дочь старца Ефрема Аризонского, устроителя монастырей. Она говорит: «Не ожидала… Мы здесь кроме Иисусовой молитвы вообще ничего не знаем».

И вдруг через некоторое время получаю от нее телеграмму: «Отец Киприан, благодарим за фильм об Иисусовой молитве». Как оказалось, они посмотрели картину вместе с сестрами и пришли к выводу, поняли, что фильм не только начинается с Иисусовой молитвы – он вообще весь пронизан Иисусовой молитвой.

– Вывод: чтобы фильм был кассовым, массовым и духовным – надо читать Иисусову молитву при его создании?

– Да. По крайней мере, такой прецедент был. Но, к сожалению, мы его больше так и не повторили. И режиссер Павел Лунгин тоже отошёл от этой темы, начал создавать другие фильмы.

– Недавняя картина Лунгина «Братство» про Афганистан вызвала неоднозначную реакцию, мягко говоря…

– Беда современного кино, что оно всё-таки страшно удалено от Церкви. Помню, когда снимался фильм «Царь» об Иоанне Грозном, церковный историк Александр Дворкин предлагал свои консультации режиссеру Павлу Лунгину. Но Лунгин не принял его советов.

– В то же время многие режиссеры, актеры активно сотрудничают с Церковью, с кинофестивалем. Например, народная артистка РСФСР Екатерина Васильева, ныне монахиня Василиса...

– Екатерина Васильева участвовала в одном из первых кинофестивалей «Лучезарный Ангел», за что мы ей очень благодарны. Вообще так складывалось, что на каждом фестивале был какой-то важный гость, известный артист, великий человек: Патриарх, министр культуры. Нас до сих пор поддерживают Министерство культуры России, Департамент СМИ и рекламы города Москвы.

Это были чудеса по молитвам отца Кирилла (Павлова).

– Отец Киприан, насколько я знаю, некоторых священников старец Кирилл (Павлов) не благословлял даже телевизор смотреть. То есть он выборочно подходил к этому вопросу?

– Ну, им-то неполезно смотреть. Мы же не для священников делали этот кинофестиваль, а для народа.

Кинофестиваль помогал народу в тяжелые времена, когда было засилье фильмов с ореолом привлекательности греха.

Грех тонко или явно, в разных формах, но присутствовал в кино, и целью многих таких фильмов было оправдание греха.

Этому служили все сюжетные развилки, даже в мелодрамах, тоже довольно жестких, построенных на изменах, разводах и пр.

Вообще, глядя на наши современные фильмы, создается впечатление, что мы живем на зоне: какие-то боевики, криминальные сюжеты, которые все время держат человека в напряжении. Тут задействована та же самая идея – чтобы было кассово. Ну, а люди-то – по тюремным законам должны жить?

…Мне сегодня пришло сообщение, прихожанка, которая сейчас живёт в Ардатове, близ Дивеева, пишет: зашла в детский сад, а там сплошной мат. В детском саду малыши ругаются матом. Не говоря уже о школе, о вузах. И в воинских частях то же самое.

А что такое нецензурная лексика? Это же язык сатаны, бесов.

К нам недавно приехал с фронта один из командующих, мы ему говорим: хотите живыми остаться – первым делом не ругайтесь матом. А второе – читайте хоть какую-то молитву: «Господи, помилуй», «Отче наш», «Живый в помощи Вышнего». Они начали молиться, и у них совсем другая война началась. Молитва к Богу является великим оружием.

Как же так можно было такой красивый русский народ испортить, чтобы уже в детском саду младенцы матом ругались! Откуда пришёл-то этот язык? Сколько фильмов на мате построено!

А сюжеты на чем основаны? Дети поносят родителей, демонстрируют различные виды непослушания, показывается совершенно безбожная жизнь, без всяких нравственных норм. Единственный закон – я так хочу, мне так нравится. Я влюбилась или влюбился – на 5 минут. Через 5 минут перелюбил, и все повторяется. Тот сумасшедший дом, в который сейчас превратили российское кино, никакими художественными мотивами и финансовыми причинами оправдать невозможно.

Что нам мешает победить на Каннском кинофестивале?

«Свет Лучезарного Ангела» в «Орленке».jpg «Свет Лучезарного Ангела» в «Орленке»

Конечно, кинофестиваль «Лучезарный Ангел» сегодня является одним из флагманов нравственного кинематографа – не только отечественного, но и мирового.

С мая 2006 года у нас проходят «выездные» акции кинофестиваля «Лучезарный Ангел», первая состоялась в Ростове-на-Дону. Подобные мероприятия проходили потом в разных городах – Белгороде, Курске, Кронштадте, Тамбове и т.д. За рубежом также показывали наши фильмы – в Италии, Греции, Германии, Франции. Нас приглашали в Венецию, на Римский фестиваль христианского кино – на всех ведущих кинематографических мировых площадках наш форум знают.

И мне как-то пришлось говорить с директором Каннского фестиваля. Я ему задал вопрос – а могут ли наши фильмы стать победителями, лауреатами Каннского кинофестиваля?

Он говорит – это исключено. Ни один из ваших фильмов не попадёт в отбор. «А по каким критериям наши фильмы для Каннского фестиваля не подходят?» – спрашиваю его.

Он говорит: «У вас нет главных тем». А главные темы, оказалось, это: поддержка однополых отношений; религиозных меньшинств (то есть различных сект); «защита» детей от родителей; сочувствие семитизму; отстаивание прав людей с нравственными недостатками. При этом возникла какая-то инвалидная концепция мира: предположим, человек безнравственный, развратник, но, если он инвалид – ему всё можно. И пятая заповедь – «чти отца твоего и матерь твою» – им, конечно, не подходит. Уважение к родителям, к Православной Церкви не интересует.

Двадцать лет спустя. Некоторые итоги

– Отец Киприан, каковы главные достижения кинофестиваля за минувшие 20 лет?

– Когда фестиваль набрал силу, мы обратились к Светлане Владимировне Медведевой, которая откликнулась, возглавила Оргкомитет и вывела наш кинофорум на высокую орбиту. Потом мы пригласили Святейшего – тогда был Алексий II, попросили Патриарха, чтобы он сделал кинематографистам церковный заказ, объяснил, какие фильмы надо снимать.

Никогда не забуду встречу Первосвятителя с режиссерами. Патриарх Алексий был болен, приехал на 15 минут. А мы собрали в Даниловской гостинице всех ведущих кинематографистов, человек 300, и вот вышел Святейший, такой слабенький, но такую мощную речь сказал!

Он говорил: «Побойтесь Бога, перед вами святой народ, Святая Русь. Против нас идет война. Где вы? По какую сторону? Что вы хотите: развращать народ и набивать себе карманы? Или вы сделаете все, чтобы народ поднял голову?»

И Святейший Патриарх стал духовным попечителем кинофестиваля, а кинематографисты начали делать картины. Хороший художественный фильм сейчас, конечно, стоит десятки миллионов, ведущие кинематографисты ухитряются снимать кино и за миллиард рублей, и больше.

Это действительно очень большой бизнес. И, конечно, такие деньги найти не так-то просто. Но известным режиссерам их дают, и какое у них мировоззрение – очень важно, так как всё отражается в кино.

В состав жюри «Лучезарного Ангела» сейчас входят ведущие кинематографисты России. Практически все известные режиссеры представляют свои работы на кинофестиваль. А потом «Лучезарный Ангел» – это всегда праздник. Можно прийти и увидеть все своими глазами. Когда награждают победителей, известных режиссеров, многие действительно искренне восхищаются самим фактом существования кинофестиваля.

Они выходят на сцену и низко кланяются, часто говорят, что это самая замечательная, самая выдающаяся их победа. Хотя многие из них побеждали на разных престижных кинофорумах. То есть наш фестиваль стал известным и в профессиональных кругах, и у зрителей. Награда кинофестиваля «Лучезарный Ангел» – это высокая оценка кинематографического и церковного сообщества.

Статуэтка Ангела – приз фестиваля.png Статуэтка «Лучезарного Ангела» - заветный приз кинофестиваля

В принципе, ещё немного надо сделать, две-три вещи, и «Лучезарный Ангел» мог бы стать по своему значению выше, чем Московский международный кинофестиваль.

– А какие вещи, отец Киприан, необходимо сделать?

– Прежде всего, конечно, нужны более проходимые тропы между фильмами и их показами по телевидению и в кинопрокате. Потому что некоторые каналы бойкотируют наши работы, из принципа не хотят вставлять в сетку показов. И до народа замечательные фильмы не доходят.

– Сериал «Паисий Святогорец» Александра Куприна с вашим участием показали по телевидению?

– Нет.

У нас был ряд фильмов-победителей «Лучезарного Ангела», которые мы представляли на кинофестивалях во Франции, в Италии, их показали по европейскому телевидению – а у нас их бойкотируют. И таких парадоксов много, наш кинопрокат и телевидение не готовы показывать такие фильмы. Здесь по-прежнему стена.

У нас есть договор с Фондом кино, который финансирует сьемку фильмов по лучшим сценариям, обычно один-два фильма в год. Это прекрасно, но, конечно, нужен более широкий ручеёк.

Хорошо бы создать некое медийное пространство Доброго кино. Вложиться в него, выкупить фильмы, мы насчитали около 2, 5 тыс. работ за все время деятельности кинофестиваля. Положим, не все они высокого достоинства, но допустим, одна тысяча или хотя бы 500 лучших фильмов должны быть доступны.

Нужна градация: это для детей, а вот это – для родителей. Очень трудно найти добрые фильмы, соответствующие возрасту ребенка. Например, мультфильмы Станислава Подивилова – выдающиеся анимационные фильмы для детей («Необыкновенное приключение Серафимы», «Пересвет и Ослябя» и др.) родители находят с трудом.

А почему бы такие фильмы не внедрить широко в детские сады, школы, вузы, воинские части и т.д.? На них можно взрастить крепкое в духовно-нравственном отношении поколение, так необходимое сегодня матушке России.

«Хочу быть таким, как Паисий»

Вообще фильмы о святых, сделанные с молитвой, имеют удивительную судьбу. Эта молитва возвращается к зрителю.

Недавно к нам в архондарик святого Паисия в Сергиевом Посаде пришел топ-менеджер из Сбербанка с ребёнком 10 лет. Мальчик посмотрел фильм про святого Паисия и заплакал. Его спрашивают: «Данил, ты что плачешь-то?» «А я, – говорит, – хочу быть таким, как Паисий».

А потом вообще задаёт убийственный педагогический вопрос. Говорит: «Папа, а что я должен сделать, чтобы стать таким, как Паисий?» «Ну, – папа отвечает, – это ты у отца Киприана спрашивай».

– Рассказали, батюшка?

photo1698832335.jpegИгумен Киприан и юный художник Филипп Хабур - победитель конкурса «Божий мир глазами ребенка», прошедшего в рамках VII фестиваля «Лучезарный Ангел» 

– Это надо составить уникальную индивидуальную программу, с учётом того, чего ребенок сам желает, какое мировоззрение формировали его родители, какой у него сложился образ жизни.

…Или, например, приехала женщина из Финляндии, пришла сюда с мальчиком, просит: «Включите срочно фильм о святом Паисии». Я интересуюсь – а что такое произошло? «А это, – говорит, – самое главное педагогическое и успокоительное средство». Оказалось, ребенок не совсем здоров, у него повышенная раздражительность, гиперактивность, он крикливый, непослушный. «Я, – говорит мама, – все перепробовала, и самое лучшее средство – это фильм о Паисии Святогорце. Я включаю кино, мальчик садится и смотрит до конца. Успокаивается, мирным становится».

Если картина делалась с молитвой или о молитвеннике, то такой добрый фильм порождает добрые помыслы и стремление к доброму образу жизни.

 – А как вообще вы решили снимать кино о старце Паисии?

– Мы приехали на Афон, где нам удалось встретиться с восприемником Паисия Святогорца отцом Евфимием. Мы рассказали ему о кинофестивале «Лучезарный Ангел», и старец благословил меня снять картину об отце Паисии. От неожиданности я обомлел. Во-первых, никогда фильмов не снимал, я не сценарист, не режиссер, а монах Троице-Сергиевой Лавры. А, во-вторых, почему кино о греческом святом должны делать русские, а не греки? А отец Евфимий ответил: «Греки неспособны снять такой фильм, они все воспринимают Паисия как национального святого. А русские – это народ с вселенским мировоззрением. Только русские могут сделать подобное кино, потому что старец Паисий – это вселенская личность».

И нашелся режиссер Александр Куприн, и мы сняли этот фильм. Действительно поражаешься, когда на Афоне встречаешь людей, которые говорят: «Мы посмотрели кино, всё бросили и приехали на Афон, приняли монашество».

– Есть такие случаи, батюшка?

– Мой последний приезд на Афон был сжат до одного дня, и мы смогли посетить только три монастыря. В воротах первой обители ко мне подошел инок, оказалось, выпускник наших Богословских курсов при МДА. «Я, – говорит, – посмотрел фильм «Паисий Святогорец» и понял, что не стоит зря время тратить, разменивать свою жизнь по мелочам, поэтому я здесь». И почти аналогичная встреча ожидала нас в другом монастыре. Это на монашеском уровне. Не говоря уже о семейной жизни. Были случаи, когда люди в разных странах подходили ко мне, рассказывали: «Когда у нас плохо, мы включаем фильм, смотрим и примиряемся».

– «Стяжи дух мирен, и тысячи спасутся вокруг тебя»…

– Если фильм посвящен великому молитвеннику, сделан с молитвой, то он может приносить такие плоды. Так же, как и фильм «Остров».

Когда матушка Анисия из Греции посмотрела этот фильм, показала его фессалоникийским прихожанам, они стали просить организовать встречу с кем-то из создателей фильма. И вот собралась фессалоникийская интеллигенция, Павла Лунгина там не оказалось, и мне пришлось рассказывать, как снимался фильм «Остров». При этом греки сами поделились множеством историй о том, как картина изменила их жизнь к лучшему. А в конце собрали записки с именами о здравии и об упокоении. Говорят: «Передайте отцу Анатолию (главный герой фильма «Остров», которого играл Пётр Мамонов. – Ред.), пусть о нас помолится».

Я не стал их разочаровывать, приехал в Россию, передал Петру Мамонову. Говорю: «Вот, Пётр, это тебе благодарность с гонораром от греческого народа за воплощение образа святого старца на экране». Он от гонорара отказался. «Это, – говорит, – ваши, сами разбирайтесь, где вынуть частицы за просящих помянуть на литургии».

Лучшие фильмы кинофестиваля «Лучезарный Ангел» побуждают к духовной жизни, укрепляют в несении семейного креста и даже в намерении послужить Богу в монашестве. Такие картины действительно являются большими помощниками в воспитании подрастающего поколения.  Их, конечно, не так много. Но они должны быть известными, доступными. Потому что это не просто произведения искусства, это ещё и духовные инструменты, действующие на сердце, дух и совесть представителей нескольких поколений.

С фильмами «Остров», «Паисий Святогорец» я ездил по колониям, показывал заключенным, которые сидят по многу лет за страшные преступления, и они с интересом смотрели, что-то у них в душе разворачивалось. Как правило, не сразу, но когда в следующий раз приезжаешь, некоторые говорят: «Вы знаете, мы переосмыслили свою жизнь».

Один даже сказал: «Я посмотрел этот фильм и понял, что в тюрьме имею наивысшую степень свободы».

– От греха?

– Да. «Раньше, – говорит, – у меня было много денег, но их отобрали. Был «Бентли» – изъяли. Самолёт, дом, квартира, дача – теперь ничего этого нет. Раньше я думал только о том, как сохранить деньги, как их приумножить. А теперь их нет, и я начал читать Евангелие, Библию, ходить в храм».

Святой Паисий Святогорец.jpg

Святой Паисий – на кинофестивале «Лучезарный Ангел»

4 ноября 2023 года в 16 часов в киноцентре «Октябрь» (Новый Арбан, 24) пройдет творческий вечер, посвященный 100-летней годовщине со дня рождения старца Паисия. Модератором встречи с участием известных богословов, ученых и журналистов станет игумен Киприан (Ященко). 

В программе запланирован в том числе показ фильма о старце, презентация икон прп. Паисия Святогорца, а также встреча с преподавателями МДА, участниками экспедиций по местам жизни святого.

Съемки фильма состоялись в греческом городе Коница, где прошли детские и юношеские годы преподобного, на Святой горе Афон, а также на Синае. Позади – пять лет работы, более 125 интервью с теми, кому посчастливилось пообщаться со святым Паисием при жизни и получить от него чудесную помощь! 

Фабрика добрых помыслов

Доброе кино – на такое оиентирует зрителей кинофестиваль «Лучезарный Ангел».jpg

– Батюшка, а что такое доброе кино?

– Доброе кино – то, которое располагает к добрым помыслам и к добрым делам. Добрые помыслы – в широком смысле – это направленность человека, его чувств, желаний, мыслей. Как преподобный Паисий говорил: «Человек должен стать фабрикой добрых помыслов». И зритель может «заразиться» добром, увидев добрые образы, примеры в кино. Как тот мальчик Даниил, который заплакал. Почему? Он действительно задал самый главный вопрос: делать жизнь – с кого? каков идеал? И второй вопрос – как достичь этого идеала?

Если смотреть добрые, даже анимационные фильмы, то можно стать добрее, а детям помочь быть ближе к Богу.

– Что можно пожелать организаторам, участникам, зрителям юбилейного кинофестиваля?

– Прошло 20 лет с начала кинофестиваля «Лучезарный Ангел». Даже для человека 20 лет – это еще молодость, юношество. И хотелось бы пожелать, чтобы фестиваль дожил до зрелого возраста, лет 50-60, принес бы зрелые плоды – Добра, Красоты и Истины.

Всем участникам и зрителям юбилейного кинофестиваля желаю, чтобы в этом удивительном мире доброго кино они обрели бы нетленные и вечные смыслы для себя, яркие примеры такого образа жизни, который угоден Богу.

Записала Ольга Каменева

Источник – официальный сайт кинофестиваля «Лучезарный Ангел», где продолжается регистрация на бесплатные показы кинофильмов и мероприятий кинофорума, который проходит 1-7 ноября 2023 года в кинотеатре «Октябрь».



Елена Матвеенко

04.11.2023 12:42:2023

Прошу зарегистрировать

Светлана Васильева

03.11.2023 10:02:2023

Прошу зарегистрировать меня и Ольгу Лучину на встречу 4 ноября в Октябре. Васильева Светлана

Другие статьи по теме

Культура Николай Бурляев: «Мы должны создавать фильмы для Вечности»
Орлова Ольга
Культура Показ фильма протоиерея Сергия Баранова «Три дня войны»
Орлова Ольга
Культура Страсти по Матвею продолжаются. Взгляд студентов и старшеклассников. Часть II
Культура Страсти по Матвею продолжаются. Взгляд студентов и старшеклассников. Часть I
Культура Праздник доброго кино для юных зрителей, или Большая детская программа «Лучезарного Ангела»
Культура Кино эпохи испытаний. Интервью с протоиереем Борисом Левшенко
Орлова Ольга
Культура «Знамение» времени. На «Спасе» прошла премьера фильма об иконе Богородицы Курская-Коренная
Каменева Ольга
Культура Поэзия кинематографа: о фильме «Русский крест» Эдуарда Боякова
Каменева Ольга
Досуг Оживить «мертвых» поэтов. Новое ток-шоу с подростками киностудии «Фома кино»
Культура Кинематограф от сердца к сердцу. Памяти Андрея Михайловича Шемякина
Орлова Ольга