Святые нас помнят, даже когда мы их забываем

Мы недавно писали о том, сколь значимым событием в жизни может стать элементарная по силам уборка и хотя бы своими словами молитва в заброшенном храме, коих так еще много на просторах нашей страны. Вот пример из жизни нашего главного редактора, приуроченный к нынешней, 2 февраля, памяти основателя Спасо-Ефимьевского монастыря, что под Вологдой, – святого Евфимия Сянжемского.

Ольга Орлова
Орлова Ольга

Назад – в реальность

Отец Петр кропит участников поездки.JPG Архимандрит Петр (Пиголь) кропит участников поездки

В архитектурном отделе одного из глянцевых журналов стало скучно писать про эти бесконечные виллы Ле Корбюзье и их современные вариации, про дождинки в стеклянных фасадах Нувеля и прочие шикарности, и мы с друзьями рванули «куда-то в Россию». Оказались под Вологдой. Место – самая дичь, совершенно заброшенное. Единственное нам объяснили, провожая из столицы, что там, куда мы едем, покоятся святые – преподобные Евфимий и ученик его Харитон Сянжемские… Мы о них ничего не знали, но почему бы не поехать?..

Из Москвы выезжали в несусветную рань – из Свято-Петровского монастыря. Там тоже тогда вовсю шли реставрационные работы: всюду побелка, какие-то вытесанные прямоугольниками со срезанными уголками бревна. И молебен мы служили в часовенке, что в ту пору расписывалась – стояли леса, банки с краской, веерно рассыпаны кисточки... Ловлю себя на мысли, что мне это нравится больше всей моей, как уже чувствовалось, прошлой жизни, где кисточки чаще уже встречались в косметичке...

Архимандрит Петр (Пиголь), напутствуя, делился историями о том, как им сложно доводилось и при возрождении Афонского подворья в Москве. Но он тогда поехал к старцу Паисию на Афон, и тот его приободрил:

– Святые не спят, святые молятся о нас.

Мы спросонья кивали, потом долго колесили. Плыли по речке. Наконец, прибыли – полная разруха. От двух некогда, видимо, прекрасных Вознесенского и Покровского храмов остались только руинированные стены.

Это всё, что мы увидели, подъехав к цели нашего пути... Но почему-то эти руины мне уже казались более привлекательными, чем все эти ослепительно ровненькие и чистенькие рендеры да новомодные изыски фостеровского хай-тека и пр. 

Оказавшись в этих намоленных периметрах, мы потихонечку стали разгребать почти вековой тут мусор.

Пусть святые походят

Обустроенная моглка святых Евфимия и Харитона.JPG

Когда более-менее определилось подобие пусть и земельного пола, вычислили место захоронения преподобных Евфимия и Харитона – они под спудом. Но дабы никому больше не ходить тут, выложили его камешками.

– Чтобы они не вылезли, – пошутил было помогавший нам охотник Николай, боязливо постоянно рассказывавший про то, как запросто в этих местах можно встретить медведя...

– Да Бог с вами, – ответил ему кто-то из наших. – Пусть вылезают. Это ж святые!

И у того вытянулось лицо, как будто это еще страшнее, чем увидеть медведя, который, может быть, и был мифическим, хотя этот следопыт то и дело пытался показывать нам медвежьи следы (и даже помет). И травил смешные байки про то, как нежданно-негаданно медведь оказывался рядом с кем-то из знакомых ему и, слава Богу, выживших мужиков.

Наши ребята тут же вытесали и соорудили крест на могилу святых, и мы старательно вывели табличку с их именами.

Ксения.JPGКсения

Одна из наших спутниц словоохотливая Ксения, с которой мы там фасовали хлам по мешкам, стала рассказывать про святителя Спиридона Тримифунтского. Сейчас уже все эти истории известны, но удивительно вспоминать те времена, когда еще всё из православного предания изумляет… 

– Ему монахи каждый квартал тапочки меняют: изнашивает, – повествовала Ксения, сгребая остатки битого кирпича. – Вот утопал как-то один яхтсмен... Буря, шхуну его перевернуло... – это всё особо живо воспринималось после байдарочных виражей по местной речке Сямжене. – Так он взмолился святому! И тут же увидел его фигурку. Очнулся на берегу. Пошел в монастырь свечку поставить, – и мы сюда из Высоко-Петровского монастыря привезли свечи. – Его монахи и повели: «Поди, приложись к мощам, поблагодари, что ли...» Открывают раку, а у Спиридона на тапочках потоптанные моллюски. Святитель вообще, говорят, много ходит. Частенько, рака не открывается. Монахи три раза пробуют, а потом: всё! баста! Святой ушел по делам. Так паломникам и объясняют.

Насколько мне не изменяет память, охотник Николай.JPG Насколько мне не изменяет память, охотник Николай

У плечистого, точно он не одного медведя уже повалил, охотника Николая – опять ужас в глазах. 

А Ксения продолжает:

– Или вот еще один англичанин услышал как-то, что мощи святого имеют температуру и вес тела живого здорового человека и заегозил: «Да, ладно! Спина у него разрезана, там баночки специальные стоят со всякими растворами для веса и температуры...» А там как раз праздник случился, когда мощи святителя Спиридона выносят (его как раз недавно праздновали, мы об этом писали – Прим.). А когда мимо англичанина того проходили, мощи вдруг сами собой перевернулись… Спиной к тому. И ровной такой спиной, без баночек всяких.

Где просто, там Ангелов со сто

Всё это вечером и ночью будет гореть в костре.JPG
Всю округу на Сянжеме освятили, установив поклонные Кресты.jpg
Елочку пришлось спилить со стен храма.JPG
Здесь душа находит отдохновение.jpg
Кипит уборка.JPG
Ольга Орлова .JPG
Покровский храм Спасо-Евфимиевского монастыря.JPG
Разгребаем.JPG
Серега, из наших.JPG
Чего только не выносили из храмов. При советской власти тут был устроен завод.JPG
Чего мы там только не вытаскивали из этих заваленных всяким хламом храмов...

Всё действительно было так – более, чем просто. И истории все эти кажутся сейчас слишком уж сказанными-пересказанными, хотя тогда и были в новинку. И природа вокруг русская, неброская.

Речка Сянжема. Там потрясающе живописные пусть и такие скромные в своей русской тихой красоте окрестности Медведей нам так и не повстречалось, хотя Николай постоянно озирался и обещал. Дышалось там глубоко. Тишина исцеляла. И ночью были ошеломительно взъерошенные звезды – так их там много: россыпями и от частого падения – стежками. 

Вечером мы еще жгли полуистлевшие балки, что давно уже попадали с обвалившихся кровель храмов, – и от них разлетались искорки. И было при всем этом огненном азарте и великолепии немножко грустно: эти перекладины столько слышали и впитали обращенных к Небу молитв…

Костер.JPG

Мы еще никаких тропарей здесь молившимся раньше святым не знали. Вот сейчас он мне уже известен:

Тропарь преподобным Евфимию и Харитону Сянжемским, глас 1

Пусты́нное и безмо́лвное житие́ ва́ше по́стнически препроводи́вше,/ Христо́в бо крест на ра́мо взе́мше/ и Того́ стопа́м усе́рдно после́довавше,/ на неви́димаго врага́ му́жески ополчи́стеся/ и того́ ко́зни сокруши́сте,/ моли́твами и слеза́ми, чистото́ю Бо́гови прибли́жившеся,/ преподо́бнии отцы́ на́ши Евфи́мие и Харито́не./ Я́ко со́лнце, осиява́ете светоза́рными луча́ми чуде́с ва́ших,/ всех нас спаси́те с ве́рою призыва́ющих вас/ и творя́щих честну́ю ва́шу па́мять,/ и, я́ко иму́щии дерзнове́ние ко Спа́су,// мир ми́рови испроси́те и спасти́ся душа́м на́шим.

А тогда просто обратились к святым своими словами. 

...Я даже не знала, что на следующий 2009 год там рядом с развалинами старых церквей возвели вдруг новый бревенчатый храмик Воскресения Христова, и стали в нем постоянно служить. 

Храм Воскресения Христова.jpg Новый Храм Воскресения Христова

Из местных жителей и в свои 90 ходила на службы Фаина Николаевна Смирнова, дочь последнего настоятеля Вознесенской Евфимиевской церкви протоиерея Николая Грачева.

Фильм «Сямжа. История сельского священника» 

Последний_настоятель_Вознесенской_Евфимиевской_церкви_протоиерей.jpg Последний настоятель Вознесенской Евфимиевской церкви протоиерей

Лишь она-то и смогла до того, как в возрасте 92 лет преставилась 8 января этого 2024 года, – точно ждала открытия храма, – указать место погребения своего отца.

А еще рассказала, что их священническая династия Грачевых служила на этом святом месте со времен Екатерины II и вплоть до Сталинских гонений, когда папа в 1936 году, уже не выдержав допросов и истязательств, умер...

Хотя его и не расстреляли, не успели...

Фаина Николаевна Грачева.png Фаина Николаевна Грачева и в свои 90 с радостью ходила в храм, исповедовалась, причащалась

Как бы не было тяжко дочери репрессированного «врага народа», а Фаина Николаевна всю жизнь молилась святым Евфимию и Харитону Сянжемским, и они ей помогали.

В 2020 году Спасо-Ефимьевский монастырь, признанный уже архиерейским подворьем, отметил 600-летие основания. Люди стали стекаться сюда отовсюду. Летом здесь у многих излюбленное место отдыха – сплавы по рекам, ягоды, грибы… 

Сплав по Сянжеме.jpg Сплав по Сянжеме

Может быть, кто-то и на медведей охотится. Приезжают сюда своим ходом и организованными паломническими группами на дни памяти святых, на престольные праздники здешних храмов на Пасху, на Вознесение, на Покров…   

Найденные жития

Только сейчас мне попались сведения собранные настоятелем подворья игуменом Евфимием (Ершовым) из житий преподобных Евфимия и Харитона Сянжемских (на том же Православии.ру – на каждого буквально по несколько строк).

Преподобные Евфимий (слева) и Харитон (справа).jpg Преподобные Евфимий (слева) и Харитон (справа)

Древнейшие списки жития преподобного Евфимия и его ученика преподобного Харитона не сохранились. Самый ранний список, которым мы располагаем относится к 1747 году и находится в составе совместного Жития преподобного Александра Куштского (сосед по месту подвига) и преподобного Евфимия. Рукопись хранится в Древлехранилище Пушкинского Дома (Санкт-Петербург) и состоит их двух разновременных частей XVIII века. Первая часть содержит тропари и общий канон преподобным Евфимию и Харитону. Вторую часть рукописи занимает житие преподобных Александра Куштского и Евфимия. Состав рукописи и владельческие записи, оставленные на ней, указывают на её происхождение из Сямжемского монастыря.

В Житии говорится: «А о рождении и воспитании преподобного отца нашего Евфимиа, и коего града, и какова роду, и о пострижении его, в коем монастыре, и в коем году преставился, о сем неизвестно». По косвенным источникам можно говорить, что преставился преподобный Евфимий, «поживе преподобный лета доволна», не позднее 1470 года, разного рода справочники XIX века указывают дату кончины преподобного – 1465 год. Следовательно, родился в конце XIV - начале XV веков. Агиографы XIX века склонны были считать, что преподобный Евфимий был уроженец города Вологды и первоначально подвизался в Спас-Каменном монастыре на Кубенском озере.

В непрестанных трудах, посте, молитве проводил он время на острове Каменном. А затем, как и Дионисий Глушицкий, Александр Куштский из любви к уединению Евфимий вышел из Спасо-Каменного монастыря и поселился близ устья реки Кушты, на восточном берегу Кубенского озера. Здесь, окруженный со всех сторон лесной чащей, он построил себе келию и начал жить, прославляя Бога. Через некоторое время пришел к нему инок Александр, который также вышел из Спасо-Каменного монастыря и первоначально поселился на реке Сянжеме. Подобно Евфимию он среди «блата и дебри созда себе келлейцу малу… и многотрудное житие прохождаше». К Александру начали приходить окрестные жители, приносить потребное для жизни, но «он же мало приимаше». Избегая мирской славы, вменяя это во грех, Александр ищет покоя, безмолвия и оставляет реку Сянжему. Услышав о святости жизни преподобного Евфимия, Александр приходит к нему на реку Кушту, где тот подвизался «работая Богу, постом и молитвами, и зелным воздержанием изнуряя тело свое, и мало покоя приимаше от трудов». Тот радостно принял собрата, и они начали подвизаться вместе. Рассказал Александр и о своем жительстве на реке Сянжеме. Вскоре он поведал Евфимию свой помысел, что ему понравилось это пустынное место на Куште. Евфимий, услышав признание брата, с радостью уступил ему свою келию, благословил Александра крестом и сам, получив от него благословение, ушел на реку Сянжему. Он поселился в келии Александра и «возлюби место сие».

Со временем преподобный строит церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Затем были построены все другие потребные для монастыря строения.

Эскизный проект реставрации храма Вознесения Господня Спасо-Евфимьевского монастыря.jpg Эскизный проект реставрации храма Вознесения Господня Спасо-Евфимьевского монастыря

Многие отовсюду приходили к преподобному «благословения ради и молитвы» и слышать от него душеспасительные словеса.

Сюда пришел к нему юный Харитон, чтобы разделить с ним иноческие подвиги и стал его верным учеником и помощником.

В Житии 1747 года говорится: «Преподобный отец наш Евфимий… предуспевая в добродетелех благою кротостию и разумом, и смирением, и от всякия земныя свободися печали, едину печаль имея, како угодити Богу.

Пред отшествием своим ко Господу, преподобный собрал братию монастыря и преподал ей последнее свое игуменское наставление и причастившись Святых Христовых Таин предал свою душу в руки Божии и «просветися лице его яко солнце, показуя душевную его чистоту».

Согласно Житию, преставился преподобный Евфимий по новому стилю 2 февраля – это день памяти его небесного покровителя преподобного Евфимия Великого. Год точно неизвестен, видимо, произошло это около 1465 года. Погребли святого в храме Покрова Пресвятой Богородицы «одесную страны церкви». По преставлении многие чудеса и различные исцеления подаются людям, с верою приходящих к его честным мощам.

Ученик его преподобный Харитон более 40 лет продолжал труды своего наставника, стараясь во всем ему подражать. Он преставился ко Господу 24 апреля (н.ст) 1509 года, память совершается 11 октября (н.ст) в день памяти его небесного покровителя преподобного Харитона Исповедника. Погребен был рядом с любимым учителем в Покровском храме, где и пребывают их мощи под спудом до настоящего времени.

Общерусская канонизация Сянжемских чудотворцев совершилась в период между Собором 1549 года и учреждением Святейшего Синода (1721 год). Местное же почитание преподобного Евфимия началось, видимо, сразу по его блаженной кончине, при его ученике Харитоне, а по преставлении преподобного Харитона (1509 г.) началось их совместное почитание как святых.

Святые так и идут рядом по жизни

Ольга Орлова.JPG Ольга Орлова в Покровском храме Спасо-Евфимьевского монастыря. Примечательно, что скоро святые ее приведут в журнал «Покров», но это уже отдельная история...

Но самое интересное началось по возвращении в Москву... 

Жизнь как-то таинственно обрела цель и свою уникальную траекторию... Это трудно передать, но это стало ощутимо. 

Тогда же, помню, все и ранее читаемые как филологом-культурологом жития святых были уже не просто отстраненной литературой, а буквально забытийствовали, как что-то более реальное, чем здесь, у нас.

Пусть я еще и выпрашивала себе постоянно каких-то мирских цацок. У меня были тогда еще посюсторонние мечты...

Меня тогда еще, помню, старушки в храме за обходительность с ними даже в ответ на их поначалу цыканья научили:

– Читай три раза «Отче наш» и проси у Бога Отца всё, чего хочешь!

Смешно, но срабатывало.

Хотя и понимала каждый раз, что Господь просто уступал мне в этих моих уклонениях: ну, сходи, мол, еще туда… Но тут же приходило четкое осознание, что опять не туда свернула – пусть и вымолила себе из любопытства и этот «крюк». 

...Но кто-то уже очень светлый и нежный меня точно потихонечку вел по жизни за руку. 

Я потом еще неоднократно изумлялась, когда у меня что-то происходило такое хорошее и важное – не сногсшибательное, но насущное: жилье найти, внутреннюю проблему разрешить, наконец-то, и т.д. – я внезапно понимала: ведь это же день памяти кого-то из Сянжемских чудотворцев!

***

А недавно духовник ни с того ни с сего вдруг спросил:

– А вы были в Вологде?..

– Да, была, – и тут же спохватилась, что совсем забыла своих Сянжемских святых.

А они меня не забыли и вот так напомнили о себе через слово духовника.

Преподобные Евфимие и Харитоне молите Бога о нас!



Можно принять участие в возрождении святыни Спасо-Евфимьевского монастыря:

Банковские реквизиты:
Получатель: РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ АРХИЕРЕЙСКОЕ ПОДВОРЬЕ СПАСО-ЕВФИМИЕВ СЯМЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Д. СТАРАЯ СЯМЖЕНСКОГО РАЙОНА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ ВОЛОГОДСКОЙ ЕПАРХИИ
ИНН 3516004420
КПП 351601001
БИК 041909644
КОР. СЧЕТ 30101810900000000644
СЧЕТ 40703810712000000902
Банк: ВОЛОГОДСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ №8638 ПАО СБЕРБАНК
Назначение платежа: пожертвование на уставную деятельность.

Qiwi-кошелёк: +79633550173

Яндекс-кошелёк (пополнение без комиссии через Сбербанк Онлайн): 4100 1738 5784 576