Продолжаем серию публикаций к 10-летию кончины удивительного архипастыря наших дней митрополита Симбирского и Новоспасского Прокла (Хазова). Он был воспитан глубоко верующей бабушкой, чадом преподобного Серафима Вырицкого, чью память Церковь чтит 3 апреля. Именно благодаря святому вся семья выжила в войну, в блокаду города на Неве.
Часть I. Довлеет надо мной рука Господня. Как наши предшественники спасались даже в огне войн
Вот что вспоминал владыка Прокл о своем пути в духовную школу: «От юности самой моей заветной мечтой было служить Богу. Первый раз я поступал в семинарию в 1968 году. В советское время списки абитуриентов относили к местному уполномоченному по делам религий, и он мог помешать поступлению. Так произошло и в моем случае. 19 августа требовалось быть в семинарии, 20-го – сдавать первый экзамен, а 16-го мне пришла повестка на военные сборы, и я до декабря находился далеко от дома. Это было время советского вторжения в Чехословакию, поэтому мы уже думали, что нас отправят туда, но вместо этого попали в Казахстан на уборку пшеницы, а потом на Украину, где убирали свеклу…
Попытку поступления пришлось повторить в 1970 году. В семинарии тогда был очень большой конкурс – до семи человек на место. Помню, я уже работал по гражданской специальности мастером на швейной фабрике. Приходит вызов на экзамены, я сразу, 15 августа, пишу заявление об увольнении (по существующим правилам можно было увольняться только после полумесяца работы). Начальство меня не отпустило: «У нас, – говорят, – план, а ты его срываешь». Сошлись на том, что я продолжал работать и одновременно сдавал вступительные экзамены.
Сразу же начались «проработки» по всем линиям. Самое интересное заключалось в том, что беседовали со мной бывшие однокурсники по техникуму. Я спрашиваю:
– Вам-то зачем это надо, неужели не все равно, где я буду?
– Нам все равно, но для галочки мы должны с тобой поговорить.
В заводской газете про меня написали ироническую статью, где были такие строки: “И станет наш Николай Васильевич благочинным, отцом Николаем”. Но и тут они ошиблись, так как я потом принял монашество, и при постриге мне дали новое имя, я так и не стал отцом Николаем. Перед архиерейской хиротонией эту газету я показывал митрополиту Алексию (Ридигеру, впоследствии – Святейший Патриарх Алексий II), он мне сказал в шутку: “Вот, батюшка, это Вам благословение на архиерейство!”
Иерусалим, май 2007 г.
Я очень переживал, что опять не смогу поступить, и в эти дни мне приснился сон. Стою я на лестничной площадке напротив актового зала семинарии. Появляется какой-то седовласый старец, и все ринулись к нему под благословение. Я был от природы очень застенчивым человеком, поэтому решил не толкаться и положиться на волю Божию. Вдруг вижу, что около старца никого нет, я к нему подхожу, беру благословение. Он говорит мне:
– Я благословлю тебя иконой Божией Матери “Исполнение желаний” (такой, вообще-то, нет на свете).
После этих слов старца передо мной прошла вся жизнь: я увидел, что уже поступил в Семинарию, стал монахом, священником, архиереем, то есть, действительно, Господь указал мне на то, что мои мечты сбудутся. И вся моя жизнь сложилась согласно этому видению.
Рукоположение во иеромонаха, 1973 г.
Потом я долго пытался выяснить, кто же был тот седовласый старец, смотрел на все иконы, которые мог найти в житиях святых, но его образа не находил. Но вот однажды, когда я уже был настоятелем храма, одна из прихожанок пригласила меня домой, желая подарить мне, молодому священнику, свои старинные иконы. Я зашел в квартиру и, в удивлении, остановился перед иконами… На одной из них был изображен тот самый старец. Как оказалось, это был святитель Ипатий Гангрский…
Сдавали мы несколько экзаменов: по русскому языку, знание молитв, пение. Я, помнится, пел: Взбранной Воеводе, Достойно есть. На моем вступительном испытании присутствовал иеромонах Кирилл (Гундяев). Он в том же 1970 году закончил Академию со степенью кандидата богословия, был оставлен профессорским стипендиатом при Академии и задал мне следующий вопрос: “Какие Вы знаете Богослужебные книги?” Это была моя первая встреча с будущим Святейшим Патриархом Кириллом.
И вот наступил день 30 августа 1970 года. Я среди прочих абитуриентов стоял в коридоре Семинарии и ждал, когда вывесят списки поступивших или объявят имена тех, кто поступил. Тут выходит инспектор – протоиерей Владимир Сорокин – и начинает перечислять фамилии зачисленных на первый курс. Слушаю, и вдруг до меня доходит, что моей фамилии нет. Оказалось, что меня приняли сразу на второй курс».
Отец Владимир подошел тогда ко нему и спросил:
– Ты будешь хорошим батюшкой?
Я ответил:
– Как Бог даст.
Он улыбнулся и произнес:
– Иди, ты поступил.
Так Николай Хазов в 1970 году поступил сразу во второй класс Ленинградской Духовной Семинарии. Вместе с Николаем в 1970 году по результатам экзаменов во второй класс Семинарии были зачислены 10 человек, из них пятеро стали архиереями.
Духовником Николая в годы учебы был известный петербургский священник – протоиерей Василий Швец.
Встреча в Николо-Зайицком храме, отец Федор Калинин слева от Владыки, 2006 г.
Из воспоминаний Владыки: «В 70-е годы духовником Семинарии был протоиерей Константин Быстреевский. Ему было около 80 лет. Жил отец Константин при Семинарии, так как матушка у него умерла. Все свое время отец Константин уделял службе и духовному руководству семинаристов и прихожан, был очень хорошим духовником, всегда мог дать совет в той или иной ситуации.
Мне очень повезло: я застал таких преподавателей как отца Михаила Сперанского, Николая Дмитриевича Успенского, Михаила Филаретовича Русакова, бывшего тогда ректором Владыку Мелитона (Соловьева), а также Льва Николаевича Парийского и отца Ливерия Воронова…
После поступления в Семинарию мы всем классом вскоре стали помогать при богослужении. Было нас 30 человек самого разного возраста, и вот нас, троих семинаристов (приблизительно одинакового роста) выбрал митрополит Никодим себе в иподиаконы. Я носил за Богослужением крест, Саша Смирнов – примикирий[1], Юра Варга – посох. Когда в Ленинград в 1972 году приезжал Святейший Патриарх Пимен, мы все втроем иподиаконствовали и ему очень понравилось то, как мы выполняли свои обязанности».
Митрополит Никодим (Ротов) очень любил монашескую жизнь и всегда старался поддержать стремление к монашеству в молодых людях, посвящающих себя служению Богу. Поэтому, когда студент 4-го курса Семинарии и его иподиакон Николай Хазов решил избрать иноческий путь, Владыка Никодим 5 января 1973 года совершил его постриг в монашество с именем Прокл – в честь святителя Прокла, Патриарха Константинопольского[2], ученика святителя Иоанна Златоуста. Перед постригом Николай попросил митрополита, чтобы тот дал ему имя русского святого, на что получил ответ: «Для тебя имя уже выбрано». Это редкое имя было дано потому, что в Рязанской епархии, где начинал свой духовный путь будущий митрополит Ленинградский, служил архимандрит Прокл, известный в годы юности Владыки Никодима самоотверженным служением Церкви.
Продолжение следует.
Александр Трофимов
04.05.2024