«Тэ Деум» и другие амвросианские изобретения. Памяти святителя Амвросия Медиоланского

Базилика Святого Амвросия в Милане Сегодня, 20 декабря, Святая Православная Церковь чтит замечательного святителя – Амвросия Медиоланского.

Гуревич Валентин, Иеросхимонах
Иеросхимонах Валентин (Гуревич)

Само имя Амвросий означает известный в языческой мифологии сладостный бальзам, т.н. напиток богов, сообщающий им бессмертие – «напиток бессмертных». Говорят – «нектар и амброзия». Нектар еще, мы знаем, – сладкий сок цветов, из которого пчелы делают мед. И вот это имя – Амвросий – вполне соответствовало тому служению, на которое Господь призвал святого.

Еще в младенчестве было знамение, предвещавшее его будущее: пчелы, слетевшие на него, как на цветок в поисках нектара, покрыли все лицо младенца и, не причинив ему вреда, отлетели, оставив на его языке мед. Это была как бы иллюстрация слов из притчи Соломоновой: «Сотове медовнии словеса добрая, сладость же их – изцеление души» (Притч. 16: 24). То есть духовная сладость речей будущего святителя окажется лекарством, исцеляющим души…

И не только исцеляющим, но сообщающим бессмертие подобно «напитку богов». И, подлинно, спасаемые для Блаженной Вечности суть «боги по благодати», реализующие слова Писания: «…бози есте и сынове Вышняго вси» (Пс. 81: 6).

Ибо слово Божие, исходящее из уст святых отцов, побуждает к подвигу для стяжания блаженной вечности и, одновременно, сообщает слушающим благодатную силу Святаго Духа, необходимую для подкрепления их в несении этого подвига.

Да и само по себе стяжание благодати Святого Духа, которой было напитано каждое слово святителя, по преподобному Серафиму, есть цель христианской жизни, ибо равнозначно стяжанию Царства Небесного (Блаженной Вечности), иже внутрь нас есть. И эта духовная сладость была присуща впоследствии и его поучениям к народу, и его святоотеческим творениям, и составленным им песнопениям и гимнам, например, – вершине его творчества – знаменитому гимну «Тэ Деум» – «Тебе Бога хвалим, Тебе Господа исповедуем» – ставшему одним из любимейших песнопений нашей Церкви. Он не только сочинял слова, но и мелодии; ввел в Римской Церкви антифонное пение по образцу Восточной Церкви. И это пение получило в Западной Церкви название «амвросианский напев».

Придя в возраст и получив юридическое образование, он обрел необыкновенный дар слова и уже в возрасте 25 лет считался лучшим адвокатом г. Рима.

Его красноречию никто не мог противиться – как, например, узурпатор Максим, который шел на Рим с большим войском. Амвросий с риском для собственной жизни прибыл в его ставку и своим даром слова достиг того, что Максим отказался от своего намерения, и кровопролитие было предотвращено.

WhatsApp Image 2022-12-20 at 15.00.29.jpeg

Когда Амвросию было около 35 лет, умер епископ города Медиолана. К тому времени Амвросий уже занимал административную должность, – был консульским префектом, – и прибыл в Медиолан для умиротворения распрей между православными и арианами, которые после смерти епископа-арианина достигли опасной степени влияния в обществе. В соборе, где избирали нового епископа, Амвросий со всей силой своего красноречия убеждал собравшихся в необходимости мира и согласия. Тогда дитя, еще не умевшее говорить, воскликнуло: «Амвросий – епископ». И все собрание единодушно вдруг пришло к убеждению, что лучшего епископа им не найти.

Святой Амвросий вначале этому сопротивлялся, называя себя великим грешником и ссылаясь на то, что он не был еще даже крещен, но состоял в чине оглашенных.

И тут был, может быть, единственный случай, когда его красноречие не подействовало – народ продолжал настаивать на своем. Увидев в этом волю Божию, и что это тот самый случай, когда «глас народа – глас Божий», он уступил сильному желанию собравшихся и в течение 7 дней, приняв крещение, был возведен последовательно на все ступени церковной иерархии вплоть до епископа.

Когда Амвросий был возведен на епископский престол, то со всей серьезностью стал относиться к своему духовному состоянию. Он вел  подвижнический образ жизни. Пост прерывал только в субботу, в воскресенье и великие праздники. Стяжал дар чудотворения. Женщина исцелилась, поцеловав край его ризы. Он изгнал беса из ребенка и затем воскресил его, когда тот умер. У подосланного арианами человека, пытавшегося его убить, отсохла рука. Святитель, по христианскому незлобию, молитвой исцелил его. Женщина, подосланная мачехой императора – арианкой Иустиной, чтобы публично унизить святого, внезапно умерла...

Его красноречивая проповедь побудила креститься блаженного Августина (автор знаменитой «Исповеди»), который до этого склонялся к манихейской ереси. Мать Августина Моника до этого приходила к святителю и рассказала ему, что она вот уже двадцать восемь лет со слезами молится о своем сыне, который, находясь на пути порока, становится все хуже.

Святитель сказал: «Не может быть, чтобы дитя стольких молитв погибло».

И, действительно, блаженный Августин обратился в православие и сделался из порочного святым. Благодаря чему – молитвам матери или проповеди святителя, так подействовавшей на его сердце? Видимо, – и то, и другое вместе.

Молитвы матери привели к тому, что будущий блаженный Августин услышал проповедь святителя Амвросия, приведшую его к Богу. Эта крылатая фраза святителя о том, что дитя стольких молитв (слез) не может погибнуть, вот уже много лет вдохновляет матерей, побуждая их молиться за своих заблудших сыновей и дочерей.

И именно в наше, сегодняшнее, время эти слова особенно актуальны. Если в прежние времена дети от молодых ногтей возрастали в благочестивых семьях, и воспринятая еще в младенчестве причастность к молитве приходила людям на помощь в трудные моменты их уже взрослой жизни, то сегодня мы имеем дело с поколением, выросшим вне церкви, молитвы и таинств. Это не защищенное благодатной помощью поколение, открытое всем зловредным и смертоносным ветрам и влияниям, подвергающееся агрессивному воздействию всей атмосферы порочной жизни современного мегаполиса с его средствами массовой информации, вооруженными последними техническими достижениями, нуждается именно в материнской молитве, которая имеет великую силу, и как говорит церковный народ, «со дна моря достает». И пример Моники с ее неотступной молитвой о сыне здесь как нельзя кстати.

Intervista_p_Dimitri06.jpg Мощи Святого Амвросия в Милане

И действительно, стало уже весьма распространенным, можно сказать, общенациональным бедствием, когда единственный сын у матери – единственный, потому что прочих уничтожили абортами и противозачаточными средствами, – подвергается смертельной опасности либо уже погиб. От всех современных смертоносных причин. От наркотиков, алкоголя, от самоубийства, от бандитов во время «разборок». От терактов, в горячих точках, в дорожных и авиационных катастрофах, в милиции – от болевого шока, от онкологии и СПИДа и т.д. и т.п. Не говоря уже о том, что гибель если не тела, то юной души происходит на каждом шагу от телевидения и всех возможных пороков, ныне вседозволенных и пропагандируемых широкой рекламой.

И вот пораженная, как громом, в самое сердце мать, ибо гибель единственного ребенка для нее – непоправимая трагедия, часто впервые обращается к Богу и Церкви.

И она не ошибается адресом. К сожалению, только в таких трагических обстоятельствах, когда «гром грянет», мы вспоминаем о спасительности крестного знамения. Но слава Богу, что вспоминаем.

И это никогда не поздно – даже когда единственный сын уже погиб. Ибо у Бога все живы, и молитва матери достанет даже со дна преисподней...

Мать, обращаясь в таких тяжелых случаях к помощи Церкви, узнает, что сила неотступной материнской молитвы велика и может спасти ее чадо и в случае физической гибели, и в том случае, если гибнет его душа. Но для этого сама мать должна начать с себя – трудом над своей душой, молитвой, покаянием, таинством причастия очищать и укреплять свою душу, ибо «молитва праведника бывает услышана».

Так Господь и сегодня своим Промыслом и молитвами святителя Амвросия Медиоланского, как и при жизни святителя, спасает всех – и матерей, и их заблудших чад приводит к Блаженной Вечности...