Как воспитывали детей в семье императора Николая II?

6 (19) мая Православная Церковь чтит праведного Иова Многострадального. И одновременно вспоминает день рождения в 1868 году будущего Императора Николая II. О том, как воспитывались дети в семье последнего русского царя, рассказывает кандидат педагогических наук Марина Токмачева.

Семья последнего русского императора Николая II открыто исповедовала православные идеалы в атмосфере всеобщего «угашения духа», которое дало о себе знать во многих сферах жизни.

Главными воспитателями царских детей были их родители.

При этом основные принципы семейного воспитания император Николай II желал видеть и в народном образовании. Именно в его правление были созданы условия для всеобщего бесплатного и обязательного образования (с 1904 года в России ежегодно открывалось около 10 000 народных школ, а к 1917 году уровень грамотности российской молодежи достиг 86% (в 1897 году –21%)) (7, с. 58–62).

Суть требований императора к правительству в части образования выглядела следующим образом: «Чтобы в школе с образованием юношества соединилось воспитание его в духе веры, преданности престолу и Отечеству и уважения к семье» (там же).

Император Николай II: воспитание собственным примером

Государь Николай II строго следовал исполнению всех церковно-дворцовых традиций, разбирался в серьезных богословских вопросах. Наиболее значимым праздником в царской семье, как и для каждого православного на Руси, было Светлое Христово Воскресение, в которое члены царской семьи не только поздравляли друг друга трогательными открытками, но и соблюдали передававшиеся из поколения в поколение традиции отмечать религиозные праздники вместе с подданными.

2.png Празднование Пасхи в Ливадии. Император Николай II христосуется с офицерами. 6 апреля 1914 г. ГА РФ. Ф. 601. Оп. 1. Д. 1661. Л. 15 

Еще при Николае I в практику вошли так называемые «христосования с мужикам» на Пасхальной всенощной, во время которой и державные родители, и их дети «с охотой христосовались со всеми» (11, с. 21; 127).

Государыня в этот день посещала школы, и воспитанницы получали пасхальный поцелуй императрицы и фарфоровые яйца в качестве памятного знака. Пасхальным подарком русским воинам от императрицы стали «книжки-памятки» (8, с. 22), в которых были помещены факсимиле царских детей, молитвы, православный календарь, информация о денежных выдачах пенсий и пособий воинам и членам их семей, обеспечении инвалидов протезами.

3.png Светлое Воскресение в Ливадии. Целование рук у императрицы и раздача пасхальных яиц. 6 апреля 1914 г. ГА РФ. Ф. 601. Оп. 1. Д. 1661. Л. 50.  

Традицию христосования Николай II сохранил, пребывая и под арестом. На Пасху 1917 года император записал: «Перед завтраком христосовался со всеми служащими, а Аликс давала им фарфоровые яйца, сохранившиеся из прежних запасов. Всего было 135 человек» (4, с. 621). Это было последнее народное христосование царской семьи. Уже в 1918 году Николай Александрович встретил Воскресение Христово в тесном семейном кругу в условиях тюремного режима: «Утром похристосовались между собою и за чаем ели кулич и красные яйца, – пасхи не могли достать» (там же, с. 407).

4.png

Из дневников Николая Александровича, которые он аккуратно вел с 1890 года, видим, что им не была пропущена ни одна воскресная служба, кроме дней, когда он находился в путешествиях. По наблюдению свидетелей, богослужения он выслушивал с большим вниманием и сосредоточением, никогда не присаживаясь. Часто на литургии возносил коленопреклоненные молитвы с земными поклонами. Несмотря на лаконичный и сдержанный стиль дневниковых записей, они свидетельствуют не только о привитой с детства воцерковленности, строгом соблюдении обрядовой стороны православия, активной литургической жизни, но и о тонком, мистическом душевном складе, глубокой религиозности, которая, как и у его отца и прадеда, выражалась в искренности и глубине веры, «не мудрствуя и не увлекаясь, без экзальтации, как и без сомнений» (15, с. 124).

Вот лишь пара из красноречивых дневниковых заметок Николая II: «13 февраля 1895 г. Настроение такое, что молиться очень хочется, само просится – в церкви, в молитве – единственное, самое великое утешение на земле»; «поехали в Аничков к обедне и приобщились Св. Христовых Тайн. Какое утешение в настоящее серьезное время» (5, с. 186–187, 790) и т.д.

5.png Пасхальная открытка цесаревича Алексея 

Дети последнего императора росли под непосредственным влиянием не просто отца-богоискателя, они являлись свидетелями его активного проявления себя как Верховного ктитора Православной церкви, что в конце XIX – начале XX века, на фоне падения авторитета духовенства, являлось исповедничеством. Наблюдая отстраненность и теплохладность священства, царская семья была готова ради пользы России пожертвовать семейным счастьем (Николай II предпринял отчаянную попытку восстановления патриаршества, предложив свою кандидатуру, которую Синод отверг (9, с. 500–501)).

Не было синодальной поддержки государю и в вопросе канонизации русских святых.

В начале 1903 года Николай II проявил личную инициативу в деле прославления Серафима Саровского, собственноручно подписав резолюцию: «Немедленно прославить!» (16, с. 7), а позже принял непосредственное участие в обретении мощей чудотворца: государь на своих плечах нес гроб с телом святого.


 

7.png Николай II несет гроб с мощами Серафима Саровского. Торжество прославления прп. Серафима Саровского с участием императора Николая II и членов Дома Романовых

Всего за время царствования Николая Александровича было канонизировано больше святых, чем за все предшествующие царствования. «Нельзя не признать, – пишет архимандрит Константин (Зайцев), – что Царь в этом вопросе шел, в духовном плане, впереди Синода» (1, с. 459).

Как уже отмечалось, царская семья открыто исповедовала православные идеалы в атмосфере всеобщего «угашения духа», которое дало о себе знать во многих сферах русской жизни. В политике – активизацией подпольного движения, работающего над разрушением России. Продвигая антирусские, антихристианские ценности, противные Православной церкви и монархии, «вольные каменщики», вели активную пропаганду социалистических идей, проникающих во все слои образованного общества, неотъемлемым элементом которых была идея цареубийства (6, с. 33–48).

В попустительстве гибельного для России неверия епископ Феофан Затворник считает повинной и духовную власть в лице Синода и большинства иерархов (13, с. 134–137). Апогеем антицарских умонастроений высшего духовенства стало одобрение Синодом передачи верховной власти Учредительному собранию и выражение «искренней радости по поводу наступления новой эры» (2, с. 203–204).

Несмотря на столь мощное противодействие революционных сил, за время правления Николая Александровича существенно увеличилось число новых храмов и монастырей: с 1894 по 1912 гг. количество первых возросло на 7546, а вторых – на 211 (14, с. 15). Активно развивались церковная архитектура, иконопись, искусство древнего церковного пения и колокольного звона. Были открыты десятки тысяч церковно-приходских школ.

Николай II покровительствовал христианам не только в России, но и за ее пределами: открыл границы России христианским беженцам, помогал духовно-просветительской миссионерской деятельности за рубежом. На личные средства царской семьи была приобретена земля, на которой возведены соборы в честь св. Николая Чудотворца в Ницце и Нью-Йорке, храм Александра Невского в Софии и еще 14 храмов за рубежом (8, c. 21). На царские деньги содержалось Палестинское Православное общество, что давало возможность тысячам русских паломников посетить Святую землю; были выкуплены земельные угодья на побережье Галилейского моря с источником св. Марии Магдалины, в Кане Галилейской, в Назарете, возведены многочисленные храмы; в Палестине, Сирии и Ливане действовали 102 православные школы на 11536 учащихся, а также две учительские семинарии (8, с. 22; 199, с. 339). В итальянском городе Бари был построен храм святителя Николая с комплексом для паломников.

Значительные суммы жертвовались императором на развитие науки и искусства: при поддержке Николая II были открыты первый в России государственный музей русского изобразительного искусства и музей А.В. Суворова.

Фонд Императорской публичной библиотеки пополнился уникальной рукописью VI века, Пурпурным Евангелием, которое государь приобрел у Греческой общины полностью за личные средства (12, с. 50). Император также содействовал изданию фундаментальных трудов – 12 томов «Православной богословской энциклопедии» и 12 томов «Толковой Библии» (8, с. 21).

Впервые в мировой истории император выступил с мирными инициативами по сокращению и ограничению вооружений главных мировых держав, предложив созвать международную конференцию, за что в 1901 году был номинирован на Нобелевскую премию мира. Миротворческие идеи Николая II и сегодня составляют основу нормативных положений Устава ООН.

Государь радел о нравственном благополучии всего вверенного ему народа. Прислушавшись к призыву известного народного педагога С.А. Рачинского, стоявшего у истоков «трезвеннического движения» в России, император придал ему широкий размах.

В 1907 году Николай II утвердил «Наказ Русской армии о законах и обычаях сухопутной войны», чем заложил принципы христианского гуманизма по отношению к военнопленным (отныне запрещалось применение ядов, отравленного оружия, разрушения занятых селений, немилосердие к пленным и раненым противникам, неуважительное отношение к другим религиям и т.д.).

8.png Император Николай II и цесаревич Алексей на смотре юнкеров. 1911 г.

Был издан Указ о веротерпимости с целью преодоления последствий старообрядческого раскола – и все это в обстановке нагнетаемого хаоса, неверия и клеветы.

Своим личным поведением Государь подавал детям пример нравственной сосредоточенности и высокой духовной дисциплины, укорененной в искренней вере и полагании на промысел Божий: «его православная душа смотрела на мир православными глазами, он поступал и реагировал по-православному» (10). Министр иностранных дел С.Д. Сазонов, давая психологический портрет Государя, вспоминал: «Глядя на него на церковных службах, во время которых он никогда не поворачивал головы, я не мог отделаться от мысли, что так молятся изверившиеся в людской помощи и мало надеющиеся на собственные силы, а жаждущие указаний и помощи только свыше…» (17, с. 6).

Основой царского мировосприятия можно считать его признание, произнесенное в 1898 году: «Я с покорностью и уверенностью смотрю в будущее, известное только Господу Богу. Он всегда все устраивает для нашего блага, хотя испытания иногда Его и кажутся нам тяжелыми; поэтому надо с верою повторять: “Да будет воля Твоя”» (3, с. 156).

Марина Токмачева, кандидат педагогических наук

 


 

Список литературы

1. Архимандрит Константин (Зайцев). Чудо русской истории / Константин Зайцев (архимандрит). – М.: Изд-во НТЦ «Форум», 2000. – 863 с.

2. Бабкин М.А. Священство и Царство (Россия, начало XX в. – 1918 г.): исследования и материалы / М.А. Бабкин. – М.: Индрик, 2011. – 920 с.

3. Боханов А.Н. Император Николай II / А.Н. Боханов. – М.: Русское слово, 2001. – 565 с.

4. Дневники Императора Николая II и императрицы Александры Федоровны: 1 августа 1917 – 16 июля 1918 / Ред., сост. В.М. Хрусталев. – М.: Вагриус, 2008 – 621 с.

5.  Дневники императора Николая II. 1894–1918.: в 2 т. / Отв. ред. С.В. Мироненко. – М.: РОССПЭН, 2011. – 1103 с.

6. Иванов В.В. Цели и задачи преступных сообществ масонов / В.В. Иванов // Былое и грядущее. – № 10. – С. 33–48.

7. Майоров В.Н. Образование в России в эпоху правления Императора Николая II / В.Н. Майоров // Вестник Воронежской митрополии. – №1(2). – 2018. – С. 58–62.

8. Майоров В.Н. Россия в эпоху правления императора Николая II. 1894–1917. Реформы, преобразования, достижения / В.Н. Майоров, И.А. Майорова // Вестник Воронежской митрополии. – №1(2). – 2018. – С. 15–32.

9. Нилус С. На берегу Божьей реки / С. Нилус. – СПб.: «ОЮ-92», 1996. – 560 с.

10. Протоиерей Андрей Филлипс. Чтобы правильно понимать царя Николая II, надо быть православным (Электронный ресурс) / Андрей Филлипс, протоиерей. – Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/80719.html

11. Рыженко И.Э. Александр III в Гатчине / И.Э. Рыженко. – М.: Абрис, 2001. – 63 с.

12. Соболев В.С. Для будущего России: деятельность Академии наук по сохранению национального культурного и научного наследия 1890–1930 гг. / В.С. Соболев. – М.: Наука, 1999. – 190 с.

13. Собрание писем святителя Феофана. Выпуск седьмой / Феофан, святитель. – М.: Изд. Афонского Русскаго Пантелеимонова монастыря. Типо-Литография И. Ефимова, 1899. – C.134–137.

14. Тальберг Н.Д. Николай II. Очерки истории Императорской России / Н.Д. Тальберг. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2000. – 128 с.

15. Шавельский Г. Из Воспоминаний последнего протопресвитера русской армии и флота / Г. Шавельский // Николай II: Воспоминания. Дневники. – СПб.: изд-во Пушкинского фонда, 1994. – 560 с.

16. Шаргунов А.И. К прославлению Царя-мученика в России / А.И. Шаргунов. – М.: Новая книга, 1999. – 143 с.

17. Gilliard P. Le tragique destin de Nicolas II et de sa famille / P. Gilliard. – Paris: Payot, 1938. – 256 p.



Татьяна

20.05.2023 06:55:2023

Благодарю! Очень хорошая статья. В небольшом объеме содержит глубокое знание истории, педагогики, философии, теологии. Четко выделены ориентиры, в основе которых представлены духовно-нравственные и гражданско-патриотические идеалы для всего человечества.