«Воззрением на Святую Троицу упраздняются распри»

Сегодня, 7 февраля, Церковь вспоминает одного из великих светильников, огненных столпов, которые поддерживают непоколебимость Дома Божия – здания Православной Церкви. О Григории Богослове рассказывает духовник Донского монастыря Москвы иеросхимонах Валентин (Гуревич).

Святитель Григорий Богослов.jpg

Григорий Богослов (Назианзин) – архиепископ Константинополя в 379-381 гг., византийский богослов, поэт, мыслитель, один из трех Вселенских святителей (вместе с Иоанном Златоустом и Василием Великим). 

Богослов тот, кто подлинно молится

Произнося проповедь, священнослужитель начинает ее, чаще всего, словами: во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Именно святителю Григорию Богослову мы обязаны тем, что учение о Святой Троице – об Отце, и Сыне, и Святом Духе – восторжествовало и столь прочно утвердилось в Православной Церкви.

К усердному стремлению постигнуть триипостасную природу Божества и выразить полученное при этом знание, насколько это возможно на человеческом языке, святителя Григория понудила широко распространившаяся тогда арианская ересь, принижающая Божественность Сына и Святаго Духа в сравнении с Отцом.

Это было время, когда после кратковременной реставрации язычества при Юлиане Отступнике прекратились внешние гонения на Церковь Христову, и враг возбудил внутреннюю вражду, насаждая ереси. 

В Церковь, переставшую быть запрещенной и ставшую государственной и легальной, хлынуло, как некое мутное наводнение, все население Византийской империи (в то время как прежде преследуемая Церковь почти целиком состояла из потенциальных мучеников и исповедников). 

Известно святоотеческое изречение о том, что кто имеет подлинную молитву, тот и богослов, и кто богослов, тот подлинно молится.

Но тогда о природе Божества стали рассуждать и пререкаться не только философы и богословы, не только подвижники, которые длительным духовным подвигом, покаянием, постом и молитвой очистили сердце свое до такой степени, что на них исполнилась заповедь блаженства «блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят». 

Богословствовать в то время стала, говоря словами известного политика, каждая кухарка. То есть на базарах, в банях и харчевнях, за столом, уставленным винами и яствами, стали рассуждать о природе Творца, пересыпая свою речь дерзкими и кощунственными речениями. Падение нравов стало достигать своей крайне степени, и называвшиеся христианами стали предаваться гнусным страстям и порокам.

И именно в это время, чтобы рассеять этот сгущавшийся мрак, промыслом Божиим и были извлечены из-под спуда пустыни, где они пребывали, три ярчайших светильника Церкви: Василий Великий, Иоанн Златоуст и чествуемый ныне Григорий Богослов. 

Три святителя Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов.png Три святителя: Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов

Два друга

Господь говорит: кто сотворит Божии заповеди, содержащиеся в Святом Писании, и научит так людей, тот великим наречется в Царствии Небесном (Мф. 5:19). Это к этим трем святителям вполне применимо. Их чистота сердечная, сохраненная от юности и усовершенствованная подвигами пустыни, в совокупности с выдающейся одаренностью и блестящим образованием позволила им сделать то и другое. И сотворить, и научить.

Святители Василий Великий и Григорий Богослов.jpg Святители Василий Великий и Григорий Богослов были друзьями 

В тот ранний период жизни, который принято посвящать образованию, Григорий Богослов учился в тех местах и у тех учителей, которые стояли в то время на самой вершине в своей области знаний и мастерства. Афины были центром еллинского любомудрия, софистики, риторики, поэзии, естествознания. И там находились лучшие учителя в этих областях. И Григорий Богослов, вместе с Василием Великим, некоторый период своего образования провели в Афинах.

Они находились друг с другом в ближайших дружеских отношениях. Григорий Богослов даже ставит это общение с Василием Великим выше обучения у всех блестящих афинских учителей: «Я искал там красноречия, а обрел счастье, уподобился Саулу, который искал ослиц, а обрел царство».

Благочестивая мать святого Григория, Нонна, уподобившись Анне – матери пророка Самуила, в свое время вымолила у Бога сына и возвратила Ему этот дар, как чистую жертву. 

И вот в ранней юности во сне Григорий видел двух прекрасных и сияющих Божественным светом дев, назвавшихся Чистотой и Целомудрием. И был, таким образом, предупрежден против осквернения: всю свою жизнь берег и приумножал свою девственную чистоту.

И по этой причине его богословие было, в согласии с заповедью блаженства, истинным, ибо чистота сердца дала ему возможность видеть Бога как Он есть. И это, в совокупности с его блестящим образованием и дарованиями, дало ему возможность практически в одиночку ниспровергнуть господствовавшее в Константинополе арианство и другие еретические течения, принижавшие Сына и Духа Святаго. Это был тот случай, когда, так сказать, «и один в поле воин». А полученное им в Афинах прекрасное знакомство с еллинским любомудрием позволило ему, используя привычные для еллинов понятия, дать ясное изложение богословских истин правой веры.

Снимок экрана 2023-02-07 в 13.10.28.png

Священное Писание написано Духом Святым 

Отчего же происходят разделения, ереси, толки, называемые часто именами ересиархов? Основная причина – то, что человек пытается постичь всю противоречивую для него бездонность Слова Божия своим ограниченным и помраченным страстями, близоруким, пораженным куриной слепотой человеческим рассудком, который некомпетентен в вопросах духовной истины. Ибо низшее не способно к познанию высшего. 

Только духовный разум, ум Христов, который человек может стяжать на путях духовного подвига, способен познавать духовную истину.

Противоречивая для линейного человеческого рассудка многомерность Священного Писания может быть истолкована соборным святоотеческим разумом Церкви. А еретик, который не стяжал ум Христов, выбирает (ерео – выбираю) в Священном Писании что-то им излюбленное и вокруг этого строит свое вероучение, а то, что этому как-то противоречит, – игнорирует. Поэтому каждый еретический толк основывается на какой-то части Писания, и ереси как бы раздирают одежды Церкви. Духовный же ум вмещает всю многомерную целокупность Слова Божия.

Для того чтобы подняться с рассудочного уровня на уровень духовного постижения, человек прибегает к длительной практике очищения сердца путем подвижничества, к удалению от всего тварного и сосредоточению, по заповеди, на Едином на потребу, не позволяя расхищаться пристрастным вниманием к какому-либо предмету тварного мира или к посторонним помыслам и образам, возникающим в уме и сердце. 

Подвижники подвизались в пустынях десятилетиями, ограничивая себя в пище, в удобствах, в общении, годами безмолвствуя и не произнося ни слова. И только после длительного очищения сердца осмеливались изречь 2-3 фразы о природе Божества. У нас же, как и во времена Григория Богослова, только что пришедшие в Церковь, переставшую быть запретной, между двумя затяжками сигареты или между двумя стопками спиртного, сидя перед экраном, иногда сразу после непотребных поступков, осмеливаются изрекать целые лекции по теологии…

Конечно, при таком положении – сколько голов, помраченных страстьми, столько и ересей может быть измышлено – отсюда множество сект и толков, раздирающих церковный народ…

Но и подвижников Бог посылает для утверждения Истины.

Ровно через тысячу лет после Григория Богослова преподобный Андрей Рублев своим богословием в красках еще раз утвердил это учение о Пресвятой Троице, и мы видим, что Православная Церковь вчера и днесь та же. И врата адова не одолеют ей.

И уже многие поколения христиан, молящиеся перед образом рублевской Троицы, приобщаются к Божественной Любви, которую являет это святое изображение.

Как написано на хартии, которую держит в руках преподобный Сергий Радонежский на одной из его икон, «да воззрением на Святую Троицу испразднятся все земные вражды и распри»…