Сегодня отдание праздника Воздвижения Креста Господня. О смысле крестоношения в жизни христиан рассказывает духовник Донского монастыря Москвы иеросхимонах Валентин (Гуревич).
Господь сказал: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» (Мк. 8:34). Это – ключевые слова для понимания сущности спасительного Евангельского пути.
«Отвергнись себя…» – т.е. всех своих интересов, желаний, привязанностей – всего, к чему липнет душа в этом мире. Или, напротив, не будь увлечен чувством враждебности, антипатии к чему-либо в этом мире. Отвергнись самой своей жизни, вооружись крестным полнейшим пренебрежением к позору и поношению, к невыносимым мукам и страданиям собственной плоти и ее умерщвлению. Не должно оставаться ничего, что отвлекало бы твое внимание от Единого на потребу, от Того, за Кем ты должен следовать – за Богом, за Христом. И тогда ты вместе с Ним сможешь с полным основанием сказать: вот идет князь мира сего и во мне не имеет ничего, не имеет ни единой части со мною.
Ибо если останется хоть что-нибудь малейшее, что хоть сколько-нибудь влечет тебя, кроме Бога, то это будет та самая часть, которая будет общей у тебя с сатаной. Т.е. на этом он может поймать и запнуть тебя. Поэтому это – то самое, что делает тебя неблагонадежным для Царствия Небесного.
Поэтому когда сатана и все его подчиненные видят крест, то они понимают, что там, где крест, им делать нечего, им нечем привлечь на свою сторону крестоносца, рушатся все их планы и надежды на создание своего собственного царства, и они в панике бегут от креста…
Это, собственно, и есть исполнение первейшей заповеди: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею душою твоею, всем помышлением твоим и всею крепостию твоею (Мк. 12:28), т.е. неразвлеченно, не отвлекаясь ни на что, хотя бы малейшее.
«Что нас разлучит от любви Божией? – говорит апостол Павел. – Скорбь или теснота, или гонение, или меч? Ни скорбь, ни жизнь, ни смерть, ни глубина, ни высота, ни иная какая тварь не может разлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе Господе нашем» (Рим. 8:35).
Такая любовь к Богу делает нас с Ним едино. Что равнозначно достижению Царства Небесного. Ибо сделавшись едино с Богом, мы, т.о., становимся богами по благодати, или, по апостолу Павлу, сонаследниками Христа, сонаследниками Царя Небесного[1].
Господь благословляет детей
И вторая, подобная ей заповедь – возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22:39). Ибо если мы действительно отверглись всех своих привязанностей и антипатий и пренебрегли муками и умерщвлением собственной плоти, позором и поношением, которые могут обрушиться на нашу голову, то мы, конечно, пренебрежем всем этим ради спасения души ближнего – следуя за Христом. В жизнь вечную. Который сказал о Себе: «Аз есмь Путь, и Истина, и Живот» (Ин. 14:6). И «нет больше той любви, когда кто душу свою полагает за други своя» (Ин. 15:13).
Любовь Креста – любовь к Богу и ближнему при условии полного самоотвержения и есть главная заповедь Спасителя.
«Заповедь новую даю вам – да любите друг друга, и по этому признаку узнают, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:33). «Просвети душу мою любовию Креста Твоего», – взываем мы каждый раз перед сном, читая вечерние молитвы. Надо заметить, что эта любовь Креста включает в себя самоотверженную любовь не только к ближним, не только к друзьям, друг другу, но также и заповеданную Господом любовь к врагам, которую Он явил на том же Кресте, молясь о Своих распинателях. Ведь Он и за них распинался, являя тем самым заповеданную Им самоотверженность. Учил не только словом, но и делом. «Просвети душу мою любовию Креста Твоего…»
Конечно, нам, человекам, пребывающим в нашем обычном греховном, сонном состоянии души, каким-то кошмаром и ужасом кажется эта заповедь об отвержении себя и взятии креста. И о том, что следует отдать душу свою на погибель, на позорную и поносную смерть. А между тем, это самый трезвый и реалистический подход к делу. Мы все знаем, что все мы смертники и во всяком случае умрем.
Господь говорит: «В чем застану (в момент смерти), в том и сужу». И поэтому нельзя переоценить значение нашего душевного состояния в момент смерти, понадеяться на авось. А потому все наши заботы и попечения должны прежде всего состоять в том, чтобы душу свою приготовить к моменту перехода в вечность так, чтобы она наследовала вечность блаженную, а не исполненную нестерпимых мук и ужасов.
Все наши усилия и внимание должны поэтому быть сосредоточены на Едином на потребу – на достижении единения с Богом, которому содействует исполнение главной заповеди – возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всем помышлением, всею крепостию, – всеми силами души. И в то же время мы, как неразумные и несмысленные младенцы, отворачиваемся от этого неоспоримого факта – неизбежности смерти. И все свое внимание обращаем на временную жизнь, стараясь здесь улучить максимум утешений и наслаждений, приобрести как можно больше денег, богатства, власти, земного знания, удобств, комфорта, успеха в искусстве, науке и других видах земной деятельности и т.д., и т.п.
Как говорит Феофан Затворник, «получив прежде от Бога всякую полноту, а теперь опустевши от Него, спешит он (человек) и заботится, как бы и чем бы себя наполнить. Образовавшаяся в нем пустота, чрез отпадение от Бога, непрестанно возжигает в нем ничем не удовлетворимую жажду, – неопределенную, но непрестанную. Человек стал бездонною пропастию; всеусиленно заботится он наполнить сию бездну, – но не видит и не чувствует наполнения. Оттого весь свой век он в поте, труде и великих хлопотах: занят разнообразными предметами, в коих чает найти утоление снедающей его жажды. Предметы сии поглощают все внимание, все время и всю деятельность его. Они – первое благо, в коем живет он сердцем.
Оттенки и отличия сей многопопечительности зависят от образовавшихся в душе пустот. Пустота ума, забывшего о Едином, Который есть все, рождает заботу о многознании, разведывание, пытание, пытливость. Пустота воли, лишившейся обладания Единым, Который есть все, производит многожелание, стремление к многообладанию или всеобладанию, чтобы все было в нашей воле, в наших руках: это любоимание. Пустота сердца, лишившегося наслаждения Единым, Который есть все, образует жажду удовольствий многих и разнообразных, или искание тех бесчисленных предметов, в коих чаем найти услаждение своих чувств, внутренних и внешних. Так грешник непрестанно в заботах о многознании, многообладании, многонаслаждении, услаждается, овладевает, пытает. Это – круговращение, в коем кружится он весь свой век. Пытливость манит, сердце чает вкусить сласти и увлекает волю».
В то время как, по неложному Божию обетованию, уготованное Богом любящим Его Царство Небесное, во-первых, не временно, а вечно, во-вторых, предоставляет улучившим его блаженство, превышающее всякое земное утешение. Как говорят святые отцы, если сложить все утешения, от века испытанные на земле всеми поколениями, то они не составят и ничтожно малой доли того, что одна душа испытывает в Царстве Небесном. Ибо Царство Небесное есть как бы совокупность всех компонентов, составляющих то, что называется счастьем, к которому стремится всякая человеческая душа и не находит его на земле.
Когда говорят о счастье, то в первую очередь имеют в виду наличие любви. Ибо всякая неприязнь, враждебность, ненависть есть яд, своей горечью доставляющий испытывающей их душе огорчение, подавленность, депрессию, несчастье. Отравляющий и умерщвляющий душу, приводящий к ожесточению, окаменению, умерщвлению сердца. Напротив, любовь умягчает, животворит, увеселяет сердце и душу. Любовь в Царстве Небесном по своей грандиозности, Божественной высоте и чистоте не идет ни в какое сравнение с тем, что испытывает человек на земле. Бог есть Свет, и нет в Нем никакой тьмы. Бог есть Любовь, и нет в Нем ни тени враждебности и ненависти. Бог есть Любовь, и, достигнув единения с Богом, а это именно и есть состояние Царства Небесного – «да будут они в Нас едино, как Ты, Отче во Мне и Аз в Тебе, так да будут они в Нас воедино» (Ин. 17:21) – достигнув этого единения, человек сам, т.о., становится весь любовью… И эта полнота любви есть и полнота блаженства…
Отвержение себя и кратковременные крестные муки, эту «страстям невольную мучительную дань» (слова преподобного Варсонофия Оптинского) – человек платит ради безмерного вечного блаженства в Царствии Небесном.
Как говорят святые отцы, и в их числе преподобный Серафим Саровский, что если бы подвижническая келья была сплошь наполнена червями, которые непрерывно на протяжении всей земной жизни грызли и терзали плоть подвижника, то на это с радостью следовало бы согласиться ради того непомерного и неизъяснимого блаженства, которое Бог уготовал любящим Его в Царствии Небесном…
И чтобы уверить учеников в реальности плодов самоотречения и крестного пути и следования за Ним, Господь обещает, что некоторые из стоящих здесь не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.
И Он исполнил это Свое обещание, поднявшись через 6 дней с тремя учениками на гору Фавор. В числе этих учеников был и апостол Петр, вкусивший на этой святой горе, насколько мог, состояние Царства Небесного, которому неизбежно должен предшествовать крест, от коего он пытался отговорить Господа. И как бы именно для вразумления Петра, хотя, видимо, часть происшедшего тогда на горе прошла мимо его внимания, поскольку он с двумя другими учениками «отягчен был сном» (Лк. 9:32), там произошло явление Моисея и Илии, которые беседовали с Господом именно о предстоящих Ему крестных страданиях (Лк. 9:30-31). И этим как бы подчеркивалась неразрывная связь между крестными муками и Царством Небесным.
И именно Петр, будучи как бы первым и самым ревностным среди учеников, выразил это блаженное состояние апостолов, сподобившихся созерцать преобразившегося Господа. Как бы повторяя мысль Гете «остановись мгновенье, ты прекрасно», апостол, желая навсегда сохранить это высочайшее блаженное переживание, превосходящее все испытанное им в жизни до того момента, воскликнул, выражая, видимо, общее состояние духа всех троих свидетелей этого чудесного события: Господи, хорошо нам здесь быть, позволь, мы сделаем здесь три кущи – одну Тебе, одну Моисею и одну Илии и останемся здесь навсегда…
Пройдут века, и другой ученик Господа – преподобный Серафим, который, во исполнение молитвы Господней о своих учениках и последователях «да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне и Я – в Тебе, так и они будут в нас воедино», настолько соединится с Господом в любви, что сам достигнет фаворского состояния. И так же, как Господь апостолов, приобщит к этому состоянию и своего ученика – Мотовилова, и в их беседе, записанной последним, будут достаточно подробно отображены особенности этого состояния, и будет более понятно, почему апостол Петр так желал, чтобы оно длилось вечно…
Господь говорит – отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мною. Это значит не только терпеть крестные скорби, но и следовать за Ним, т.е. вести себя так, как Он вел Себя на Кресте. А Он на Кресте исполнил Свое собственное учение о любви к врагам. Он не отплатил Своим распинателям враждой, ненавистью, мщением, хотя мог для этого вызвать более 12 легионов Ангелов; Он молился об их душах Отцу, чтобы Отец не поставил им этого в вину, ибо они слепы и не ведают, что творят…
Впрочем, и само понятие «терпение», которое, конечно, неразрывно связано с крестом, с мученичеством, – само слово страстотерпец означает претерпевающий страдания – имеет здесь особый смысл, отличающийся от обыденного представления о терпении. Господь в разных местах Евангелия возвращается к этому понятию: претерпевший до конца – той спасется (Мф. 24:13); в терпении вашем стяжите души ваши (Лк. 21:19). В этой связи апостол Иаков, брат Господень, говорит в своем послании, что это терпение должно иметь совершенное действие. В чем же состоит это совершенное действие терпения, которое обеспечивает спасение, т.е. стяжание (обретение) души.
Это не то терпение, при котором человек только телесно остается в живых, но при этом душа его омрачается, искажается злобой, памятозлобием, мстительным чувством. Нет, при том терпении – евангельском, спасительном, которое подразумевает апостол Иаков, не столько тело, сколько душа не должна быть повреждена озлоблением, памятозлобием, мстительностью, она должна сохранить образ Божий, свое изначальное Богоподобие. Бог есть любовь. Т.е. она должна сохранить любовь – именно исполнить заповедь любви к врагам.
Главное – душа – она должна оставаться в живых, т.е. сохранить в себе образ Бога Живаго. А тело при этом может и умереть. Тогда душа будет жить вечно – «будь верен до смерти и дам ти венец живота» – сказано в Откровении любимого ученика нашего Господа – Иоанна Богослова.
Только тот может любить, кто не бросает креста своего
Мы каждый день взываем в вечерних молитвах: Господи, просвети душу мою любовию Креста Твоего. И в этом смысле были сказаны и слова свт. Тихона, которые мы читаем на хартии, изображенной на иконе над его мощами: «Чадца, не сходите с пути крестного, ниспосланного нам Богом». Это слова из его послания православному народу, в котором он предостерегает от вражды и мщения.
Первые святые, прославленные на Руси, – это Борис и Глеб. По словам одного их агиографа, Федотова, – это очень примечательно, что именно они были первыми на Руси прославленными святыми, ибо в этом – одно из характерных свойств русской святости. И эта первоначальная канонизация, можно сказать, определила эту направленность, именно – незлобие, всепрощение, исполнение основной заповеди – любви, которая есть соуз[2] совершенства. Даже ценой собственной жизни. И, как это ни парадоксально, но в исполнении этой заповеди – жизнеспособность народа… В том же сегодняшнем Евангелии сказано: «Кто хочет душу свою сберечь (для этой временной жизни), тот потеряет ее (для вечности), а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк. 8:35).
И вот, пока наша страна была – «край родной долготерпенья, край ты русского народа», пока наш православный народ чтил этот явленный его великими святыми, последователями Господа Иисуса, парадоксальный идеал, казалось бы, самоубийственный, его жизнеспособность была такова, что он умножался, как песок морской, говоря языком Библии, и владения православных русских царей распростерлись от края и до края земли, на три континента, включая Американский.
Когда же народ пошел за соблазнившими его бунтовщиками и стал предпочитать заботу о земной жизни заботе о Блаженной Вечности, когда на протяжении семи десятилетий искоренялось учение о Царстве Небесном, как вредная и несбыточная фантазия, этот народ утратил в конце концов и многие территории, и стал уменьшаться в численности и вырождаться. Его жизнеспособность резко снизилась. И повторяется библейская история – виноград Божий «пожжен огнем и раскопан, и обымают и вси мимоходящии путем – озоба и вепрь от дубравы и уединенный дивий пояде и» (Пс. 79:14)…
Было сказано: отвергнись себя. Строители «нового мира», наоборот, отверглись Христа, повернулись спиной к Богу и Его заповедям и целиком погрузились в земные заботы и пристрастия.
К чему это привело?!
Женщина спасается чадороием
Слово Божие говорит, например: жена спасется чадородием (1 Тим. 2:15). Жена отвергла эту заповедь. Исполнение ее требует много труда, бессонных ночей; младенцы имеют обыкновение плакать по ночам, отроки – это сплошная головная боль… Родить, вырастить дитя, а тем более, например, десятерых – это кровь проливать. И к тому же это сопряжено с большими денежными затратами… Это – крест женщины… Нет, лучше жить вольготнее, комфортнее, посещать театры, музеи, концерты, танцевальные залы, иметь мужскую специальность и общаться на службе с интересными сотрудниками противоположного пола, помимо мужа, ездить на курорты, в романтические туристические походы. Можно ограничиться одним ребенком при помощи абортов и противозачаточных средств. Да и это единственное чадо не должно чрезмерно обременять и отягощать породившую его. Его можно отдавать в ясли, детские сады, пионерские лагеря, интернаты, дома ребенка и подобные общественные инкубаторы…
Итак, если прежде в многодетной семье постоянно присутствовала мать, уделяя детям тепло своей материнской любви, то лишенные этого новейшие поколения, выросшие в общественных инкубаторах, стали ущербными и неполноценными. А те подкидыши, которые возрастали в детских домах, – можно сказать, поголовно пополняют лечебницы для душевнобольных и преступный мир…
В псалмах сказано: «семя нечестивых потребится» (Пс. 36:28). И мы можем наблюдать это невооруженным глазом. «Обаче очима твоима смотриши и воздаяние грешников узриши; падет от страны твоея тысяща и тьма одесную тебе» (Пс. 90:7)... Всем известна статистика вымирания, поразившего население страны… Кроме попущенного Богом массового уничтожения во чреве, ущербное семя нечестивых истребляется множеством других способов. К нам в обитель являются несчастные матери, единственное чадо которых, уцелевшее от абортов и противозачаточных средств, погибло или гибнет, можно сказать, от закономерных последствий ущербности – от наркотиков или алкоголя, от самоубийств, при «разборках» с применением огнестрельного оружия. А также от иных причин – в Чечне, в дорожных катастрофах, от терактов, от бандитов, в милиции от болевого шока… И эта потеря единственного ребенка – великая трагедия, это национальное бедствие…[3]
До сих пор речь шла о женах, которые уклоняются от спасения чадородием, т.е. от своего креста. Они не хотят отвергнуться себя, своего комфорта и следовать слову Божию. А муж, сказано, в поте лица должен добывать хлеб свой (Быт. 3:19). Тут – тоже самоотвержение. И тоже, как и в первом случае, никто из сильного пола также не хочет исполнять заповедь, препятствующую комфортности. Лучше не иметь детей, ради которых придется проливать пот. Вместо того чтобы землю пахать, лучше пить спиртное и отравлять душу многочасовым просиживанием у телевизионного экрана. А еще лучше проводить время у телевизора не сидя, а лежа на диване с телефоном в кармане, потому что встать к телефону – это тоже потрудиться надо, как сказал в проповеди один батюшка. В одном селе, в Брянской области, за один год скончалось 12 алкоголиков, а родился только один…
Когда лица и того, и другого пола принимают монашество, то также не хотят отвергнуться себя и избегают труда, сопряженного с главным монашеским деланием – молитвою…
Итак, мы видим, что вся страна скована цепями лени – матери всех пороков. Жены не хотят спасаться чадородием, мужи не хотят в поте лица землю пахать, монахи не хотят молиться… Каждый норовит сойти со своего креста, ниспосланного ему свыше. Никто не хочет воспользоваться этим ключом, отверзающим Царство Небесное…
Мы дождемся того, что придут китайцы, которые уже проникают на нашу территорию. Они, хотя и не православные, но, несмотря на запреты в их стране, стремятся иметь много детей и в поте лица обрабатывают каждый квадратный миллиметр своих рисовых полей. Новопрославленный святой, преподобный Серафим Вырицкий сказал о китайцах, что трудолюбивый народ дойдет до Урала…
И еще одна Божия заповедь нарушается. Жена должна бояться мужа и подчиняться ему. Но гордыне больше нравится эмансипация, которая ведет к вырождению народа. Хотя женщина в православии как бы на вторых ролях и в некотором уничижении, но это имеет глубокий смысл. На самом деле она выполняет миссию более важную, чем мужчина. Мужчина создает предметы материальной культуры, а женщина выращивает человека. Порождает его не только своим телом, но и душой. Гордыня – свойство сатанинское.
Если женщина будет во главе, впереди мужчины, то происходящий от этого соблазн ее превозношения и гордыни будет способствовать вырождению нации.
Ибо потомство, с которым в период чревоношения, младенчества и отрочества мать находится в ближайшем контакте, вскармливает его своим молоком, может быть отравлено еще в утробе и воспринятой с молоком матери сатанинской гордыней, и тогда вырождение нации последует с непреложностью; гордые не смогут терпеть взаимные недостатки, и семьи будут лопаться, как мыльные пузыри… От этого ущербность потомства будет умножаться.
Итак, для порождения здоровой нации от женщины требуется в первую очередь крестное самоотвержение и смирение, которое было явлено Господом на Кресте…
Господь говорит: «Берегитесь закваски фарисейской и саддукейской» (Мф. 16:11). Речь здесь идет о чуждом учении, которое может вносить порчу в умы и души верных, т.е. последователей христовых. Это в полной мере относится к нам, современным чадам Православной Церкви. Все мы, как говорится, вышли из Советского Союза… Девизом которого были слова Максима Горького: «человек – это звучит гордо»… И в нас сильна именно закваска саддукейская, т.е. материалистическая. Как известно, саддукеи не верили ни в Ангела, ни в духа, ни в общее воскресение. А фарисеи считали необходимой гигиену тела – мыть руки перед едой, оставляя внутренность чаши – сердце – запачканным страстями и грехом, т.е. пренебрегали гигиеной души.
И это отношение к жизни, о котором идет речь, еще в сильной степени господствует, как закваска, в нашем сознании, в наших душах. Мы говорим о лени – об ограничении рождаемости, о том, что вместо подготовки к «карьере» матери девушка идет учиться на менеджера и предпочитает материнству «безопасный секс», т.е. попросту – блуд. А юноша вместо того, чтобы пахать землю, стремится стать охранником, бизнесменом, или бандитом, или наркоманом.
Наша надежда – это торжество благочестия не только на словах, но на деле. Это – молящиеся монахи и многодетные семьи благочестивых тружеников. Род правых благословится. Сильно на земли будет семя его. Во едином роде потребится семя нечестивых. Праведницы же, кротцыи наследят землю…
07.05.2024