Храм Богоявления в Дорогомилове: бывший кафедральный собор Русской Церкви

7 октября 1898 года в Москве началось строительство храма Богоявления в Дорогомилове – бывшего кафедрального собора Русской Православной Церкви, разрушенного в 1938 году.

Александр Трушин
Трушин Александр

Храм Богоявления в Дорогомиловской ямской слободе упоминается в летописях с 1625 года. Как и все Богоявленские храмы, он был построен у воды, близ Москвы-реки, в 400 метрах. И в престольный праздник (6 января ст.ст., 19 января н.ст.) на реке устраивалась «иордань», и к ней из храма торжественно направлялся крестный ход. В 1727 году по просьбе дорогомиловских ямщиков, населявших эту слободу, на месте деревянной церкви был построен каменный храм, в котором могли молиться одновременно 800 человек.

Со временем жителей в этой слободе становилось все больше. С постройкой Брянской железной дороги население резко увеличилось. В марте 1898 года духовенство и прихожане решили построить новый просторный храм, для чего собрали более 150 тысяч рублей. Уже 7 октября состоялась его торжественная закладка. 

Новый храм был построен в византийском стиле по образу храма Христа Спасителя и стал вторым после него в Москве по величине и вместимости: он был рассчитан на 10 тысяч человек. 

Иконостас храма Богоявления в Дорогомилове.jpg Иконостас храма Богоявления в Дорогомилове

Храм пережил тяжелые для церкви 20-е годы, изъятие церковных ценностей, расправы над священнослужителями. Когда в 1931 году был закрыт Успенский собор в Кремле и уничтожен до основания храм Христа Спасителя, Богоявленский собор в Дорогомилове стал кафедральным храмом Московской епархии. Но еще ранее, в 1927-м, его вычеркнули из списков памятников архитектуры под обычным революционным предлогом – «художественной ценности не представляет». В 1938 году дорогомиловский храм Богоявления был взорван. На его месте был выстроен дом для генералов Красной армии.

Село Дорогомилово было известно еще в XIII веке, владимирский князь Даниил Александрович (младший сын Александра Невского) пожаловал его своему верному боярину Ивану Дорогомилову. В конце XVI века была построена деревянная слободская церковь Богоявления Господня, с приделом святителя Николая Чудотворца.

С конца XVIII века здесь традиционно селились бедные или небогатые обыватели, крестьяне, солдаты, унтер-офицеры, купцы, мещане, занимавшиеся извозом, огородничеством, мелкой торговлей и ремеслами. 

1861 год был торжественно отпразднован в Дорогомилове. Благодарные ямщики, выходцы из крестьян, да и другие обыватели, в честь отмены крепостного права основали в своем приходском храме придел во имя преподобного Сергия Радонежского, небесного покровителя России. Чуть позднее появился еще один придел – во имя святителя Тихона Задонского, его святые мощи были прославлены в том же 1861 году. 

Один из приделов храма Богоявления в Дорогомилове.jpg Один из приделов храма Богоявления в Дорогомилове

Отмена крепостного права изменила судьбу храма. Крестьяне хлынули в город на всевозможные заработки, и численность прихожан Богоявленского храма колоссально возросла за счет пришлых рабочих людей. Дело в том, что земля в этой местности гораздо дешевле, чем в прочих районах Москвы, оттого в Дорогомилове появилось множество фабрик, заводов и всяких заведений. Так что храм, рассчитанный на 800 человек, не вмещал в себя всех желающих. С другой стороны, это было отрадным явлением: храм Богоявления всегда строился и поновлялся за счет своих прихожан, и деньги на его строительство они собирали с усердием. Дорогомиловцы всегда были спокойными и богомольными людьми, крайне устойчивыми к революционным идеям.

29 сентября 1908 года митрополит Московский Владимир (Богоявленский) освятил новый храм, а последний готовый придел «Утоли моя печали» в 1910 году освящал епископ Трифон (Туркестанов). Роспись стен была исполнена по образцам Васнецова и Нестерова и копировала росписи Владимирского собора в Киеве. В иконостас перенесли древние иконы из старого храма, а также сделали новые, в васнецовском стиле. Многие иконы были исполнены мастерами-иконописцами Палеха. Позднее в храм перенесли список с чудотворной Курской-Коренной иконы Божией Матери.

На дорогомиловский храм нападали как до революции, так и после. Уже в марте 1917 года газеты напечатали слух, будто бы в подклетях Богоявленского храма спрятаны немереные запасы продовольствия. Прихожане теперь держались независимо от властей предержащих – дали интересующимся осмотреть храм и заодно квартиру настоятеля. Конечно, ничего не нашли.

В 1922 году храм Христа Спасителя был захвачен обновленцами. 

Дорогомиловский собор сохранил верность Патриарху Тихону, а затем стал кафедральным. С 1927 года здесь часто служил заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский). 

Богоявленский собор в Дорогомилове, 1931 г..jpg Богоявленский собор в Дорогомилове, 1931 г.

5 апреля 1922 года было трагическим днем для храма. В конце утренней службы в канун 6-й недели Великого поста в храм явилась комиссия по изъятию церковных ценностей. Заметив этих людей, кто-то из прихожан намеренно остался в храме, а кто-то успел забраться на колокольню и ударить в набат. Наружная охрана спохватилась поздно: пока снимали звонарей, успела собраться трехтысячная толпа. Тем временем священник Сергий Зерцалов пытался спасти ценную утварь и иконы, спрятав их под престол в алтаре. Когда начались волнения, духовенство вышло из храма, чтобы успокоить народ, это ему не удалось. В охрану летели камни, ранившие бойцов, а потом из толпы раздались выстрелы. Тогда была спешно вызвана кавалерия, которая разогнала народ, и из храма изъяли серебро весом более 14 пудов. (Кстати, после этого происшествия власти ужесточили меры, стали особо охранять колокольни, и за допущение набатного звона караульные подлежали трибуналу.)

В 1937 году были арестованы священники Богоявленского собора Василий Ягодин и Александр Буравцев. Их обвиняли в связях с офицерами царской армии, в монархической организации церковников, в антисоветской агитации по поводу голода и непосильного труда в СССР. Оба священника были расстреляны на Бутовском полигоне 22 апреля 1938 года. В 2000 году их причислили к лику святых великомучеников.

Храм был взорван 27 сентября 1938 года.