Ожидание какой-то новой, необычной чудесной жизни...

Духовный смысл Новогоднего праздника раскрывает иеросхимонах Валентин (Гуревич), духовник Донской обители.

Иеросхимонах Валентин Гуревич
Гуревич Валентин, Иеросхимонах

У детей в новогодний праздник какие-то особые ожидания – чего-то чудесного, особенно счастливого и радостного, чего-то превышающего обычную скучную и нудную рутину повседневных будней.

И это ожидание новой, необычной чудесной жизни, какого-то неизъяснимого счастья, блаженства, – по сути своей, при всей кажущейся фантастичности и несбыточности, имеет под собой в высшей степени реальное основание – духовное. Потому что, действительно, человек создан именно для счастья, по выражению Короленко, как птица для полета…

И это – то счастье, то предлагаемое каждой душе вечное блаженство Царства Небесного, суть которого – воссоединение с Богом, возвращение Бога, Божественной полноты в наше опустошенное грехом сердце.

Благую весть об этом принес нам с Небес наш Господь Иисус Христос.

Помните, в синагоге Назарета, города, в котором Богочеловек «был воспитан», Господь читает своим согражданам фрагмент именно о Себе, это место из Священного Писания Ветхого Завета, из пророка Исаии, этого «ветхозаветного евангелиста», как его называли святые отцы. О том, что Он пришел «проповедовать Лето Господне благоприятное» (Ис. 61:2) – лето Господне – т.е. год Бога. Не обычный, обыденный год жизни человечества, рутинный год скучной повседневности, но именно Новый год Бога, год с Богом, присутствующим в жизни, исполненный чудесного, необычного, необыкновенного, фантастического, безмерного, переливающегося через край счастья и блаженства... Это именно то, что ожидают дети от Нового года в Новогодний праздник… Он пришел возвестить людям, что приблизился к ним этот праздник – «приближи бо ся Царствие Небесное» (Мф. 3:2).

Ибо именно Царство Небесное подразумевает Господь под словами Лето Господне благоприятное, т.е. именно тот благоприятный, счастливый Новый год, Happy New Year, которого ожидает каждый ребенок. И каждый взрослый. Ибо душа каждого человека, даже старика, в сущности, – юная, поскольку бессмертная. На самом деле она в своей глубине не стареет, даже несмотря на то, что покрыта коростой греха и страстей.

То, что именно о Царстве Небесном идет речь, следует из предыдущих слов Спасителя.

Он говорит, что послан благовестить нищим, т.е. людям, которых покинул Господь после Адамова грехопадения, и они опустели от Божественной полноты и стали именно нищими. И Он пришел благовествовать им о том, что Бог снова может вернуться в их опустевшие, окраденные грехом сердца, наполнить их Собой, с тем, чтобы они вновь стали богатыми, т.е. наполненными Богом.

Далее – исцелять сокрушенных сердцем. Т.е. врачевать сокрушенные, разбитые вдребезги, на мелкие кусочки, сердца. Буквально делать целыми, т.е. исцелять, вселяясь в них и восстанавливая их целостность. Потому что только Создатель сердец способен и воссоздать разбитое и погибшее.

Далее – проповедовать пленным освобождение. Т.е. рабам греха, плененным, связанным по рукам и ногам пеленами, пленницами греховных страстей, различных зависимостей. Например, – алкогольной, наркотической, компьютерной, телевизионной. А исцелять также от блуда, сребролюбия, властолюбия и других страстей.

Слепым – даровать прозрение, ослепленных призрачным блеском мира сего научить, как вынуть греховные бревна из глаз. Чтобы они увидели Солнце Правды.

Прозрение.pngГосподь отверзает очи слепому. Картина современного неизвестного художника

Отпустить измученных (этим пленом страстей-страданий) на свободу – даровать им свободу детей Божиих. 

И глаза всех присутствующих в синагоге города Назарета, где Он был воспитан, были устремлены на Него. И в этот момент, в это мгновение, в какой-то совсем небольшой отрезок времени возник удивительный отклик на эти слова. Все присутствующие в синагоге в это мгновение времени «засвидетельствовали», что это действительно так, – т.е. они именно согласились с Его словами, что «ныне исполнилось Писание сие» (Лк. 4:21), т.е. что Он – именно Тот, возвещенный пророком, Кто должен был принести эту Благую весть, или, по-гречески, Евангелие, о Новом лете – о Новом веке и совершить все необходимое для того, чтобы этот Новый век мог наступить для каждого человека, который будет внимать и, употребляя усилия и претерпевая скорби, следовать Его святому благовествованию.

Но это продолжалось недолго, всего мгновение. Потом сразу пришли помыслы сомнения, – что же в Нем «необыкновенного»? "Не плотников ли Он сын, которого мы давно знаем? Не все ли братья Его и сестры между нами?" И т.д. Но на какой-то момент этот сердечный отклик был и у этих людей, которые потом сразу же возвратились к своему обыденному скучному повседневному умонастроению.

И все же в человечестве нашлись души, которые эту Благую весть о Новом лете Господнем приняли всерьез, до такой степени, что решили весь свой образ жизни перестроить так, чтобы наилучшим образом следовать стопам этого Человека, Сына Человеческого.