Все ближе новогодние праздники, все активнее дискуссии о том, можно ли праздновать любимый многими Новый год, когда страна переживает непростые времена, а у православных продолжается Рождественский пост. Как относиться к Деду Морозу и его подаркам? На эти и другие вопросы отвечает отец Валериан Кречетов, в монашестве архимандрит Серафим, почетный настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в с. Акулово Московской области.
— Отец Валериан, скажите, пожалуйста, можно ли совместить Рождественский пост и светский праздник Нового года?
— Говорят, что времена меняются, а праздники остаются. Согласно этому правильному замечанию, в человечестве праздники были, есть и останутся, пока люди не будут приведены в Царство Небесное, то есть до Второго Пришествия.
Но праздник может быть праздником, а пост постом. Рождественский пост — самый легкий, вы знаете, в определенные дни разрешается и рыба, и овощная пища с маслом, и вино. И это часть праздника, утешение «братии велие». И совсем не обязательно праздник — значит, нужно ходить на головах и есть до отвала что хочешь. Нет. Это, кстати, часто и не праздник.
Я вспоминаю свои молодые годы, когда справляли так называемые гражданские праздники. Все собирались, готовили, потом мужики быстро напивались, как свиньи, и их растаскивали. И это — праздник?! Проползли, а не провели праздник. Ну, провели кого-то, кого могли вести, а остальные ползали. Поэтому — о великий и могучий русский язык — одних провели, других протащили.
Сочетание праздника и поста возможно. Ныне уже святые, исповедники, так сказать, для нашей немощи преподали совет. Например, 1 января по новому стилю празднуется память Ильи Муромца. Это — наш преподобный, а не только историческая личность, воин. Можно ему пропеть величание, и тогда вкушать рыбу — если не среда и не пятница.
А, например, Великий пост — подвижный. И если на эти дни приходятся чьи-то именины, или день рождения, ну что ж — не повезло в этом году, пришлось постом. Но, кстати, и на это Церковный Устав дает совет. Памяти святых переносят, если они совпадают с каким-то важным событием. На первой неделе Великого поста службы сугубо постные, особого содержания. И когда на них выпадает память святых, святитель Алексий или Иверская, праздники передвигают на воскресные дни.
Если даже памяти святых переносят, то можно и застолье перенести на другой день.
Да и в жизни так обычно бывает. А вдруг человек поехал в командировку? Что же, пропал праздник в этом году? Почему? Его можно перенести.
Кстати, владыка Афанасий (Сахаров), тот самый, который шутливо советовал — пропой величание святому, а потом вкушай рыбу, говорил: «Именинник в чести недель до шести». С какой любовью даны все эти советы…
А если человек просто заболел? Что ж, ему ползком собирать какое-то торжество? Можно же передвинуть. Вот вам и ответ, как справлять.
И потом, вы знаете, — «с новым счастьем», поздравления, пожелания... Они иногда звучат своеобразно. Вы обратили внимание, что, когда люди поживут уже достаточно времени, вспоминают прошлое: «Ах, как было хорошо». Это значит, стало не совсем так? Поздравлять ли с чем, или не с чем, или рано еще поздравлять? И что будет и как?
Есть такая притча из мусульманской жизни. Один шах решил узнать, что о нем говорят в народе. Переоделся дервишем, странствующим паломником, ходил везде и слушал, как его кроют — что он такой, сякой. Перед ним-то все расшаркиваются, поклоны дают, а, оказывается, его все ненавидят. Он в ужасе думает: «Неужели я такой плохой?» Наконец подошел к мечети и слышит, как с минарета мулла молится: «Аллах, долгих лет шаху!» Он думает: все-таки есть человек, который желает мне долгих лет. Дождался, когда тот спустился, и спрашивает: «Мулла, скажи, ну что ты в этом шахе нашел? Вокруг все его кроют, костят». «О правоверный, — отвечал мулла, — мне уж больше 100 лет, я 10 шахов пережил». — «И что?» — «Каждый последующий хуже предыдущего; пусть этот уж живет». Это рассказ — с древности. Времена меняются, меняются шахи, а истины — остаются.
Что касается праздников и того, как их справлять, то здесь все должно быть на своих местах. То есть можно сдержанно, конечно, что-то отметить. Но особенно веселиться? Мы не знаем, что в будущем году еще предстоит.
У нас часто «заранее» веселятся на свадьбах, но что-то немного я вижу счастливых продолжений. Нет, есть, слава Богу, есть. Но не так много, а веселятся-то все. Так не рано ли иногда веселиться? Нет, можно веселиться, но, может быть, более сдержанно? Это касается всех праздников, какие бы они ни были — личного характера или общественного.
Но это не значит, что вера православная делает жизнь серой. Это полная неправда, потому что в православной жизни, кроме праздников, есть посты. Вот пост-то и делает праздник праздником. Ну что разговляться, если вчера ел, сегодня ел, ну, особое что-то приготовил, и только? На самом деле все познается в сравнении. Настоящий отдых — это когда человек потрудился как следует и потом блаженствует.
Я вспоминаю свою молодость, когда в 1956–1957 гг. был на целине. Работаешь, работаешь, потом, если машина подъезжает откуда-то, ложишься на эту площадку, голову на педаль металлическую — и засыпаешь тут же. Такой блаженный отдых. Никаких таблеток не нужно снотворных глотать, никаких переживаний — когда умотаешься, ни до чего. Вы знаете это выражение умных людей, что отдых — это смена занятий. Когда физически человек устал — можно почитать что-то, посидеть так. Ну, конечно, если и это делать не в состоянии, можешь и спать.
Но теперь понятие отдыха как-то растворилось. Говорят — «расслабиться». Вот расслабление как раз — это не отдых, расслабленный — это тот, кого нужно лечить.
Что касается духовных вещей, их совмещения с нашей повседневной жизнью, то большая часть недоумений возникает из-за того, что духовную область почти никто не знает. Так же как и церковных уставов, правил, всех этих тонкостей — перенесения памяти, совмещение праздников и постов.
Если памяти святых переносят, значит, и нам юбилей можно перенести. Если совпадают праздник и пост, то почему обязательно нужно есть скоромное? Кстати, тут тоже вопрос очень тонкий. Ведь когда начинают рассуждать о посте, говорят: какая разница что есть, не все ли равно? Так если все равно — ешь постное. Если это неважно, что ты на этом претыкаешься? Празднуй без мяса и молока.
Праздник — это все-таки состояние души, а не тела. Есть люди сытые, но на душе-то покоя нет.
Не это самое главное. Больше того, как сказал святитель Николай Сербский о князе Лазаре: «Его изможденное, измученное тело держалось силой совершенно живой души. Ибо как обычно бывает, тело наиболее служит душе тогда, когда душа о нем не помышляет».
А здесь получается, что душа-то только и думает, чтоб ее тело поело. И в этом только праздник? Наелся, напился и спать завалился. Ну и что?
Кстати, месяц тоже имеет свое начало. В первые века начало каждого месяца освящали молитвой. У нас в Уставе в этом смысле осталось только 1 августа, а раньше всегда молились, когда что-то отсчитывали. Мы же свои года считаем, празднуем. Почему же и начало года не отметить? В глубокой древности новый год начинался 1 марта, потом у нас было 1 сентября. Кстати, до сих пор это сохранилось в школе, в этот день дети начинают учиться. Ну, правда, стиль немножечко поменяли, погнались за планетами. Вы знаете, один, ныне покойный, духовный сын владыки Афанасия, отец Иосиф Потапов спросил когда-то: «Я в астрономии не силен, но почему Спиридон Солнцеворот в одно время солнце поворачивает?»
(Издре́вле было замечено, что со дня памяти святителя Спиридона — 25 декабря по новому стилю — солнце «поворачивает» на лето, именно поэтому в народе день называли Поворотом или Солнцеворотом, примечая: «Со Спиридона Поворота, хоть на воробьиный скок, а прибавится денек». С этой даты солнце день ото дня поднимается все выше, а долгие зимние ночи становятся короче. – ред.)
— Скажите, пожалуйста, что делать с таким героем Нового года, как Дед Мороз? Моей дочери три года, и в прошлом году я начала решать дилемму: быть или не быть Деду Морозу в детском сознании. Я понимаю, что это герой языческий, но, с другой стороны, избежать его присутствия, особенно в детской среде, на мой взгляд, невозможно.
— Да нет, почему это языческий? Просто сказочный. Никакого там язычества нет. Это аллегория, так сказать. «Идет — по деревьям шагает, трещит по замерзшей воде, и яркое солнце играет в лохматой его бороде».Ничего особенного — сказочный персонаж. Вот Баба Яга больно неприятная. А дедушка — это что-то доброе, как у А. Плещеева:
«Дедушка, голубчик, сделай мне свисток.
Дедушка, найди мне беленький грибок.
Ты хотел мне нынче сказку рассказать.
Посулил ты белку, дедушка, поймать».
Что ж тогда, и сказки не рассказывать? Это вы что-то не то.
— И подарки под елкой — нормально?
— Это очень интересно. Правда, знаете, на эту тему есть юмор: под подушки двум детям положили подарки. Достает пессимист: «А-а, опять лошадка шоколадная». А другому достался сухой котях, лошадиный навоз в бумажке. Он: «О! А у меня живая, только убежала!» Остались от нее следы.
...Возвращаясь к теме праздников, можно сказать одно: светский праздник — это какое-то событие земного характера, а церковная жизнь — это как бы состояние православного человека — когда поститься, когда праздновать. Если на работе заставляют что-то делать — ну куда денешься? В свое время постоянно устраивали субботники под Пасху или даже на Пасху. Было такое время, но уже прошло: времена меняются, а Пасха, праздники остаются.
Записала Ольга Каменева
05.12.2024