«Православие не доказуется, а показуется». Протоиерей Олег Стеняев об апостолате каждого

Сегодня, на Собор двенадцати ближайших апостолов Господа Иисуса Христа, вспомним о том, что вообще-то все мы, христиане, призваны к апостолату и продолжим наши онлайн-занятия по миссиологии. Ее тонкости разъясняет протоиерей Олег Стеняев.

Начало см. здесь https://svyatye.online/articles/vera/protoierey-oleg-stenyaev-missiya-eto-iskusstvo-stavit-sebya-na-...

photo1689248337.jpeg
Протоиерей Олег Стеняев

Апостол Любви Иоанн Богослов учил: «Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его» (2 Ин. 1:10-11). Ап. Иуда призывал гнушаться «…даже одеждою, которая осквернена плотью» (Иуд. 1:23). Конечно, здесь имеются в виду ругатели, «…поступающие по своим нечестивым похотям» (Иуд. 1:18). Но и весь строгий тон послания апостола Иуды не избежал напоминания о милосердии к отпавшим: «И к одним будьте милостивы, с рассмотрением…» (Иуд. 1:22).

Момент обращения в православие всегда является эмоциональным решением.

Отец Павел Флоренский (который не был по своему призванию и роду деятельности миссионером, но он многих привел к Богу), говорил: «Православие не доказуется, а показуется».

11-1.jpgПавел Флоренский 

Все наши аргументы – лишь создают платформу, на которую человек сможет встать, приняв на эмоциональном уровне решение воцерковиться или перейти в православие.

В храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Ордынке, где я в свое время служил, однажды приехал адвентист.

– Давай только по Библии будем беседовать, – предложил он, я согласился.

Мы долго беседовали, потом он приехал еще раз и еще раз. Однажды была уже ночь – мы засиделись, он опоздал на электричку.

– Есть где остановиться? – спросил я у него.

– Есть, но там в семье маленькие дети, мне уже неудобно их беспокоить. Я на вокзале переночую.

– Зачем? У нас в подвале комнатка, где отдыхают алтарники, есть гостевая кровать. Ночуй здесь.

Расположил его. Там же, правда, как раз ночевал в ту ночь алтарник, и он очень испугался, что привели адвентиста, всю ночь молился и кадил.

А я поднялся наверх. Так как мы очень долго общались, я не успел поесть. Залез в холодильник – там стоит копченая курица. Я подумал: «Если я ее сейчас съем, я не усну», – и решил отнести ее адвентисту, он же тоже не ел. Я взял курицу, положил вокруг помидоры, чеснок, зелень – все было очень красиво, взял что-то попить и пошел. Он удивился, но и явно обрадовался. Наутро он уехал. Потом долго не приезжал.

Я уже даже все забыл. И вдруг он приезжает с женой: «Мы хотим принять православие». Я их окрестил. Прошло уже время, и я у него поинтересовался:

– А какой аргумент из Библии был все-таки самым решающим?

– Да всё вроде было ровно, – отвечает он.

– Но какой аргумент все же был решающим?

– А-а! Вот когда я у тебя засиделся до ночи, и ты нашел место, где я могу остановиться, и ты принес курицу, помидоры, чеснок, дал попить – вот это был решающий аргумент!

Тот самый крестившийся бывший адвентист – ныне миссионер Андрей Иванович Солодков.jpg Тот самый крестившийся бывший адвентист – ныне миссионер Андрей Иванович Солодков

Другой пример. К одному преподавателю в Московскую Духовную академию в Троице-Сергиеву Лавру приезжал католик. И они ходили вокруг Успенского собора и спорили. Так повторялось из раза в раз. И вдруг католик принял решение: перейти в православие. Отец Андрей у него, конечно, тоже потом спросил:

– А что тебя убедило?

– Батюшка, мы с вами однажды шли, как всегда говорили... Вдруг выбегают из храма семинаристы и начинают в вас кидаться снежками, а вы в них. И так это было живо, по-человечески, а в католицизме всё холодно.

Главное для миссионера – это проявлять заботу: миссионерское служение предполагает ответственное отношение к тем людям, которых Господь нам посылает.

photo1689248337 (1).jpeg
Иоанн Златоуст

Златоуст учит о работе с еретиками: «И не говори, что у тебя нет ничего общего с еретиками. Ничего общего у нас нет только с диаволом, а со всеми людьми, живущими на земле, у нас очень даже много общего. Если увидим, что упал осел, то все спешим протянуть руку, чтобы поднять его на ноги; а о гибнущих братьях не заботимся? Хулящий святую веру – тот же упавший осел; подойди же, подними его и словом, и делом, и кротостью, и силою; пусть разнообразно будет лекарство. И если мы устроим так свои дела, будем искать спасения и ближним, то вскоре станем желанными и любимыми и для самих тех, кто получает исправление». Так же Златоуст учил: «Еретические учения, несогласные с принятыми нами, должно проклинать и нечестивые догматы обличать, но людей нужно всячески щадить и молиться об их спасении».

Помните: самый сильный удар по заблуждению или ереси – это вернуть заблудшего на путь истины. Не разоблачить – просветить; не наказать – уврачевать; не оттолкнуть – привлечь.

Преподобный Силуан Афонский учил: «…ты не ругайся с ними (язычниками), а посмотри, как они внимательно и серьезно относятся к своему культу. Дождись, когда они выйдут из кумирни, и доброжелательно пообщайся с ними». Так, однажды преподобный Макарий пошел помолиться в храм на горе. Шел с молодым монахом, который побежал вперед, чтобы все подготовить. По пути он встретил языческого жреца, несущего дрова для жертвоприношения, – и молодой монах, увидев его, стал ругать. Жрец положил свои дрова не землю, избил его, взял дрова и побежал дальше вниз. И тут поравнялся с преподобным Макарием. «Что же ты так утруждаешь себя, такую охапку дров несешь, сядь отдохни», – обратился к нему преподобный, и жрец оттаял. 

photo1689248339.jpeg
Преподобный Макарий Великий

«Почему ты так по-доброму ко мне отнесся? – спросил он. – Я приму твою веру, раз есть такие люди, как ты». Он оставил свои дрова, действительно не стал себя утруждать, и уже вместе с преподобным Макарием пошел в гору. Там в храме преподобный Макарий окрестил его. И когда собралась братия, изумленная – а все знали, что это был за жрец, его свирепость и истовость служения идолам, – преподобный Макарий обратился к ним:

– Худое слово делает доброго человека худым, равно как и доброе слово делает худого добрым.

Эти слова должны стать девизом каждого миссионера!

photo1689248338.jpeg
Апостол Павел

Часто миссионера обвиняют в том, что он общается с заблудшими сектантами в дружеской манере. А что, он должен орать на них? Вспомните, как себя вел ап. Павел в Афинском ареопаге! Когда апостол Павел приехал в Афины, увидел то количество идолов, которое стояло в городе, он пришел в неистовство. Однако, когда его пригласили в ареопаг, осмотрев капище, он сказал: «Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны» (Деян. 17:22). Когда миссионер разговаривает с людьми другой веры – не спешите осудить его. И далее апостол говорит: «Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано "неведомому Богу". Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам» (Деян. 17:23). Блаженный Феофилакт Болгарский объясняет, что это за неведомый бог: однажды афиняне праздновали какой-то праздник, как вдруг из-под земли вылез некто и стал кричать: «Почему вы всех почитаете, а меня нет?» И на случай, если еще кого-то забудут, афиняне поставили тумбу «неведомому Богу». И вот на эту тумбу Павел спешит водрузить Христа. Однако не спешите осуждать миссионера.

Апостол Павел говорил о своих недоброжелателях: «Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе» (1 Кор. 4:3). В Писании есть даже такое предостережение Сына Божия, Он говорил: «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их» (Лк. 6:26). «По плодам их, узнает их»  (Мф. 7:16), – говорит также Господь.

Подготовила Ольга Орлова