Святки – это Рождество каждый день

Пока еще продолжаются Святки, а длятся они до Крещения, – опубликуем окончание рассказа о Ваньке, как он не причастился в Рождественский Сочельник, а потом опасался, что не причастится и в само Рождество на ночной службе, но все-таки сподобился принять Христовы Тайны… 

Сказано: даст ти Господь по сердце твоему (Пс. 19:5). 

Ольга Орлова
Орлова Ольга

Святые отцы предупреждают: после Причастия мы бываем умиленно расслабленные. А, оказывается, именно после принятия Христовых Тайн надо быть наготове: «Я готов, Господи!» Известно, получению дара или предшествует, или последует искушение (то есть, если перевести с церковного лексикона на молодежный, своего рода тест, проверка). А благодать Причастия – это высший из даров Бога человеку на земле. 

Вспомнил это Ванька, причастившись в ночь на Рождественской службе, не сразу.

…Приходит он после ночной Рождественской службы домой, а мама, которая не решилась по случаю лютых морозов всё же выбраться из дома в ту ночь, ни с того ни с сего встречает его за праздничным столом… постным пловом. Во те на! А ведь разговение… 

Но в который раз он уже замечал, что самые нелогичные «засады», которые приходится, казалось бы, претерпевать от родителей, идут на пользу. 

Каким-то чудесным образом все эти на первый взгляд несуразности, когда они принимаются нами за послушание от отца и матери, оборачиваются нам во благо…

Так что и тут домашние вроде как по-родственному непосредственные перепалки: «Ну, что ж мне на разговение есть постное?» – спровоцировали то, что и вечером 7 января наш герой опять оказался на исповеди, перед аналоем… 

Это была вечерняя служба празднуемого 8 января Собора Пресвятой Богородицы. Исповедоваться реально было в чем. 

Да и сердце так затрепетало: это же особое празднование Той, Кому он так отчаянно как раз и молился накануне, желая причаститься и в Рождественский Сочельник… И вот не прошел искушения.

– А пост?! – вдруг встрепенулся духовник, выслушав исповедь, и далее буравит взглядом. «Вот отец Кирилл (Павлов) говорил, что хоть Святки, хоть Светлая седмица, а день строгого поста перед Причастием должен быть, – но, всё же несколько смягчившись, осекся: – Ну, в такой великий праздник, конечно, не постятся…»

– Вот! Я и говорю маме! – сначала взъерепенился, но после уж стал смолкать, заминая фразу, Ваня…

Святитель Феофан Затворник, призывая к частому Причастию, все же советует подходить к Чаше исключительно в сознании собственного недостоинства – так, что тебе «и опереться не на что»… Собственно, поэтому, наверно, старцы и говорят об этих строгих правилах – иначе нас, видимо, не удержишь в узде смирения и самоукорения, а это основы основ духовной жизни. 

В старину была присказка: не будь вельми прав, – и это единственно достойное христианина состояние.


Мария Захарова
Cхиархимандрит Виталий (Сидоренко)

Наш современник из глинских старцев схиархимандрит Виталий (Сидоренко) неоднократно повторял в своих письмах к духовным чадам такое рассуждение: «Если Христос пришёл не для праведников, то я отвергаю мою правду, как грех, отлучающий меня от Христа, и в том, что я грешен, нахожу мою правду, правду небесную, доставляющую мне средство приступить ко Христу и быть с Ним» [1]. 

Сказано, что по всем оправдываемым нами мотивам мы будем судимы. Все эти «фиговые листочки» в виде: а это он меня довел, а меня заодно позвали и т.д. – которыми мы пытаемся прикрывать и оправдать свои грехи, послужат нам же ко осуждению… 

Потому как после Крестной Жертвы Господа нет у человека своей правды, она всегда разъединяет его со Христом.

А тем более если это «правда», воздвигаемая против родителей. 

Права-то, как всегда, мама! 

Христос Пантократор. Византийская икона XIV века. Монастырь Святой Екатерины.jpg

В этом и есть духовное делание, работа любви – обвинить себя и оправдать ближнего. И тем самым, как говорят подвижники, оправдать Самого Бога, потому как только Он и именно Он благословляет или попускает всё с нами случающееся.

Весь вопрос в конце концов сводится, таким образом, к тому: люблю ли я Бога? А если да, то я всё принимаю с благодарностью, смиряюсь, а по смирению получаю благодать, которая и выражается любовью к ближним. И лишь только я потеряю эту благодать, я сразу же со страхом бегу в храм: каюсь на исповеди, чтобы вновь приобщиться к Источнику любви – Богу. Потому и сказано: любящим Бога, Отца нашего Небесного, ВСЁ содействует ко благу (Рим. 8:28).

У меня и у самой, пишущей эту историю, был такой случай на престольный праздник в одном из крупнейших монастырей Урала. Празднуется он там с размахом. Тем более что и конференция была к этому празднованию серьезная приурочена, гости съехались со всего мира, устраивалась большая трапеза – пир на весь мир. А я как-то затерялась, отбилась от делегации да так и ходила потом вокруг храма, уплетая просфорки. А для меня тот монастырь как духовная Родина, там старица-схимница, родившая меня во Христе. Соответственно и всё, что получаю там – как родительское благословение.

Так вот на следующий день по паломничеству я была уже в другом монастыре, а духовник ранее благословил: «Где будешь, везде причащайся!». Подхожу там к исповеди, поисповедовалась, а в конце священник так как раз так весомо уточняет:

– А вы вчера постились?! – а это было невероятно, потому как пир был действительно на весь мир, и все в округе знали.

– Постилась! – радостно признаюсь.

Причастие-то важнее любого разговения!

Или известно, например, что в Гефсиманском скиту Свято-Троицкой Сергиевой Лавры еще до революции жил один старец. Он и на Пасху ел ржаные сухарики. А когда келейник как-то не вытерпел: 

– Батюшка, ну вы бы пасочки поели, куличика, ведь Пасха же…

Схимник у него поинтересовался: 

– А зачем? 

– Так ведь Пасха же! – не унимается тот.

– Сынок, у меня каждый день Пасха, – ответил старец.

Так и тут, видимо, мама Ваньке Рождество каждый день решила устроить… Хотя все Святки действительно по Уставу считаются одним радостным светлым днем Рождества Христова.

Рождество Христово.jpg

…В тот вечер наш исповедник, вдруг спохватившись, подошел после службы к батюшке и виновато процедил:

– Я забыл покаяться, что опоздал сегодня на службу… 

– Да! Но я же не буду сейчас опять облачаться?! – уставился на него застегнутый уже на все кнопочки поверх задраенной молнии пуховика служивший (по Уставу, священник исповедует в епитрахили и поручах. – Прим.).

– Но я намного опоздал… – мнется. – На целый час. Автобус не ехал… Ой, я опять самооправдываюсь…

Святые отцы вообще говорят, что нет ничего страшнее для духовной жизни, чем самооправдание. Потому как это такая преграда, которой мы сами же отгораживаемся от милости прощающего нас Бога. Говорят же, что если бы и Адам сразу покаялся бы, – мы бы все и сейчас жили в Раю… Поэтому Ванька и спохватился, а духовник подтвердил:

– Надо покаяться.

– А завтра причащаться?.. – уточнил всё же Ваня.

Причастие нам являет образ Рая – так как вся суть его как раз в единении человека с Богом. И если мы готовы, отринув самооправдания, каяться – двери в это Царствие Божие, которое внутрь нас есть (Лк.17:21), нам открыты. Как и двери Богу в наше сердце. 

– Да! – благословил духовник, сам измучившийся, наблюдая, как переживал на службе в Рождественский Сочельник не причастившийся тогда окормляемый… 

***

 

Сейчас, кстати, будет новый, теперь уже Крещенский Сочельник – и уж тут можно понудить себя не пропустить вечернюю службу накануне Сочельника – 17-го января вечером. В идеале хорошо бы побывать в церкви в сам Сочельник 18 января утром, когда будут читаться Царские часы и служиться Великая вечерня и редкая Литургия святителя Василия Великого. И так рассчитать силы, чтобы не выдохнуться и быть на Всенощном бдении вечером 18 января, накануне Крещения, а также на следующее утро на Крещенской литургии 19 января. 

А еще и запастись 18 и 19 января в дни Богоявления и Крещения Святой Агиасмой – Крещенской водой. Она вас будет поддерживать потом целый год.

С Богом!

 

 

1. Слова любви и утешения. Из писем схиархимандрита Виталия (Сидоренко). – 2-е изд. – М.: Мирница, 2019. – С. 82, с. 283.