Игорь Моисеев. Как о душе народа рассказать всему миру

11-2.jpg

2 ноября

2007 – скончался Игорь Моисеев, хореограф, создатель первого в стране Ансамбля народного танца.

«Народные танцы рождаются у каждого народа по тем же законам, по каким рождается язык народа. Так что по существу это подлинное явление искусства », – говорил Игорь Моисеев.

Он создал принципиально новый балетный жанр, которого до него не было: сценический народный танец. Он соединил классическую хореографию и народные танцы. И в этом танце раскрывается душа народная.

Ансамбль называют дипломатом от культуры: он говорит на международном языке, понятном каждому языке танца. Игорь Моисеев и его артисты сделали невероятно много для сближения и взаимопонимания народов. Выходя на сцену, они словно говорили: мы разные дети единой мировой художественной цивилизации. В репертуаре ансамбля – танцы без малого пятидесяти народов мира.

Игорь Моисеев прожил 101 год. Он удостоен двадцати высших орденов и медалей СССР и России. Получил награды в области культуры, дружбы и мира от правительств 20 государств, полтора десятка премий СССР, России и других государств.

У человека, перешагнувшего столетний юбилей, была короткая биография. Родился в 1906 году в Киеве в семье обедневшего дворянина. Его отец Александр вел частную юридическую практику, в совершенстве владел французским языком и часто посещал Париж, где и познакомился с будущей женой и матерью Игоря Анной. По профессии она была модисткой. 

Семья жила бедно. Отец занимался с Игорем историей, восточной культурой. Мать учила музыке и рисованию. Когда ему исполнилось 14 лет, отец решил отдать его в балетную студию. Подросток брал уроки балета у Веры Масоловой – бывшей балерины Большого театра. Но уже через три месяца она сказала: у мальчика выдающиеся способности, отдавайте его в Хореографический техникум Большого театра (сейчас – Московская школа хореографии). И добавила: он пройдет все экзамены.

Так и получилось. Моисеева взял в свой класс главный балетмейстер Большого театра Александр Горский. И в18 лет Моисеев был зачислен в труппу Большого театра. Сначала ему поручали небольшие роли, потом с 1931 года стал исполнять заглавные партии.

Но карьера в Большом не удавалась. Отчасти потому, что сам Моисеев склонялся все больше к постановке танцев и балетных спектаклей. К тому же в начале 30-х годов он выступил постановщиком парадов физкультурников на Красной площади, которые  понравились первым лицам государства. Правда, большой балет они тоже любили. Но соединить балет и парад физкультурников, видимо, в отличие от Моисеева, не смогли. Его начали выживать из Большого. Он попытался поставить балеты «Спартак» (не на музыку Арама Хачатуряна, он написал своего «Спартака» только в 1950 году) и «Саламбо». И тут нашла коса на камень. Моисеев вспоминал: «Мне сказали: танцевать можете, а ставить не дадим. Для меня это была трагедия. Творчество мне было важнее исполнительства».

И Моисеев создал свой Ансамбль народного танца. Правда, не без помощи председателя Совнаркома Вячеслава Молотова – здесь и пригодились парады физкультурников. И с 1937-го до самой смерти Игорь Моисеев был бессменным руководителем ансамбля.

В годы Великой Отечественной ансамбль ездил по тыловым городам страны. Всюду, где можно было, давая концерты. И это очень нужно было людям в тяжелые времена. Моисеев говорил: «Народный танец проистекает, когда на сердце легко и весело. Человек должен быть оптимистом, он рождён быть оптимистом. А пессимистами нас делают окружающие обстоятельства». Хотя ему самому, чтобы излучать радость и оптимизм, приходилось совершать «насилие над душой». Особенно тогда, когда предпосылок для оптимизма не было. Но это было нужно, ведь чем больше трагедий в мире, тем больше оптимизма нужно было дать человеку в искусстве.

С 1946 года ансамбль начал гастролировать за рубежом. Во Франции, например, хорошо знакомы были с русской хореографией еще со времен «Русских сезонов» Дягилева. Но когда в 1955-м к ним приехал ансамбль Моисеева, французы были потрясены. Они выстаивали очереди, чтобы купить билеты. А сам коллектив выступал в «Гранд Опера» – это «святилище» балетной и оперной классики. 

Восемнадцать раз Моисееву предлагали вступить в партию: «Я честно говорил, что верю в Бога, что не готов политически. За это мне делали выговоры, замечания, даже кулаками стучали: «Как можно держать такой ансамбль и не быть партийным?» Я отвечал: «А если я буду партийным, я от партийности хорошо буду ставить?» В конце концов, они от меня отстали».

И еще одно высказывание Игоря Моисеева: «Вы же знаете, везения не существует. Есть душевный труд и душевный опыт, который передается с каждым последующим перерождением души».