Духовная сила проявилась в его мужественном танце. Об артисте балета Владимире Васильеве

vs-1.jpg

18 апреля

В этот день 1940 года в Москве родился выдающийся артист балета Владимир Васильев.

В балет он попал случайно. В раннем детстве у него проявлялись художественные наклонности, ребенок неплохо рисовал. Но у родителей (отец– водитель, мать – экономист в отделе сбыта войлочной фабрики) не нашлось денег, чтобы отдать его в художественную школу.

Когда Володе был 7 лет, приятель его затащил в городской дом пионеров на улице Стопани. Он попал каким-то образом на занятие танцевального кружка – дети разучивали вальс. И Володя к ним присоединился. Преподавательница Елена Россе обратила внимание, что у новичка все получается лучше, чем у других детей. А она произвела на мальчика неизгладимое впечатление. Он, став взрослым, рассказывал: «Я увидел даму совершенно не из этой эпохи, с гладко зачесанными, черными как смоль волосами, с пучком на голове. Она мне показалась удивительно красивой, с подтянутой фигурой, от нее был легкий аромат духов, которых я никогда раньше не ощущал». Преподавательница попросила Володю остаться на занятия следующей старшей группы, чтобы с ним дополнительно позаниматься.

В итоге домой Васильев вернулся, когда на улице уже стемнело, за что получил выговор от родителей, которые запретили сыну ходить на танцы. Но он их не послушал и начал тайком посещать уроки Россе. Лишь через месяц мальчик признался маме, что ходит в танцевальный кружок, да еще и является лучшим учеником в классе. Родительский запрет был снят.

Елена Россе заметила необычайный талант мальчика. Вскоре его перевели в хореографическую студию на отделение народного танца. И уже через несколько месяцев он танцевал в Большом театре в группе с другими детьми. Потом занимался в ансамбле песни и пляски Московского Дворца пионеров на Ленинских горах. И в 1958 году закончил Московское хореографическое училище.

Васильев настолько отличался от сверстников, которые учились вместе с ним, что его сразу же, без конкурса приняли в труппу Большого театра. 18-летний юноша танцевал вместе с великой балериной Галиной Улановой в балете «Шопениана». И меньше, чем через год, блестяще выступил в партии Данилы в балете Сергея Прокофьева «Каменный цветок».

Наш выдающийся балетмейстер Юрий Григорович рассказывал: «Уже в процессе работы над спектаклем „Каменный цветок“ я увидел редкое дарование Васильева, его, я бы сказал, демократическую природу, раскрывшуюся в образе Данилы так неожиданно после «Шопенианы». Я ещё не знал, какой стороной повернётся его талант в диаметрально противоположном – героическом характере Спартака или наилиричнейшем Щелкунчике. Всё это было ещё впереди, но после премьеры «Каменного цветка» Васильев уже стал Васильевым – танцовщиком редчайшего таланта». 

В балете, как и в музыке, трудно ранжировать исполнителей по оценкам или по очкам, как в спорте. Но гении резко отличаются от кордебалета. Галина Уланова говорила, что «всегда видела Володю летящим. Это не только потому, что у него изумительный прыжок. Его герои, они душой устремлены ввысь. В них живет такая вера, такое стремление к свету и забывающая себя готовность пройти свой путь до конца, что бы там в их жизни не возникало – и сомнения, и беды, и борьба». И если в 1958-м Григорович не знал, «какой стороной повернется талант Васильева», то через несколько лет стало ясно: он наполняет свой танец героикой и мужественностью. Особенно это проявилось в партии Спартака в балете Арама Хачатуряна. Васильев был первым исполнителем этой партии в постановке Юрия Григоровича в 1968 году (до этого в Большом были две постановки Якобсона и Моисеева). Огромная духовная сила проявилась в его мужественном танце. «Спартак» с Васильевым – это не только страница в истории балета, но и одна из вершин нашей цивилизации. Всё лучшее, что взметнулось в России в ХХ веке, проявилось в этом произведении.

У Владимира Васильева очень богатая биография. Он исполнил множество балетных партий. Был балетмейстером и ставил спектакли. Несколько лет возглавлял Большой театр. Снимался в кино. Писал картины. Организовывал и председательствовал в жюри международных балетных фестивалей. Но все же вершиной его творчества остается непревзойденный Спартак. Васильев показал нам в этой партии «просветленного подвижника», как писали тогда зарубежные газеты. Герой Васильева – благородный и человечный. В спектакле о противостоянии надменной силы патрициев и человеческого благородства рабов он – на стороне нищих, угнетенных и обездоленных. Он отпускает своего врага Красса, не убивает его, но прощает. Потому что так сказано в Евангелии: « А Я говорю вам: люби́те врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5:44). Наверное, Григоровичу и Васильеву надо было быть мужественными и отважными людьми, чтобы в советскую эпоху не побояться поставить такой спектакль в Большом театре СССР.

И в заключительной сцене балета легионеры поднимают на копьях пронзенное тело Спартака. Спартак погибает. Но остается победителем. «Смертью смерть поправ». Он погиб за 70 лет до рождения Христа, и не мог ничего знать о нем. Но жил и умер Спартак по законам христианства.

Вот что показал нам Владимир Васильев в балете «Спартак».