Иеродиакон Илиодор (Гариянц): любовь – вот высота, а всё остальное ложь

Орлова Ольга
Орлова Ольга

Сегодня, 26 октября, годовщина у оптинского легендарного иеродиакона Илиодора (Гариянца; 1947-2022), ближайшего помощника и сподвижника схиархимандрита Илия (Ноздрина). Публикуем продолжение беседы с отцом Илиодором в «филиале Оптиной пустыни» – трапезной при храме Преображения Господня в Переделкино.

Часть I. «Болезни уготовляют нас к вечности». Старец Илий и иеродиакон Илиодор о наследии преподобного Амвросия Оптинского

Без любви никак

– Всех люби. Да просто начни так поступать и будешь уже мир в душе иметь. Как наставлял старец Амвросий: если нет в тебе любви, так ты делай дела любви, хотя бы и без любви, а Бог уже, видя твои желание и страдание, даст любовь твоему сердцу.

Ведь когда человеку хорошо? Не когда его любят, а когда он сам любит.

Тогда ему всё хорошо: и погода прекрасная, и люди вокруг все такие замечательные собрались... А когда он не любит, всё ему не так, тяжело, невмоготу. Господь потому и дает заповедь: да любите [же] друг друга (Ин. 13:34).

Говорят: мир погибнет, когда иссякнет любовь. Без любви никак. Почему разрушится мир? Потому что без любви ничто не имеет смысла.

Отец Илиодор с батюшкой Илием.jpg Отец Илиодор с батюшкой Илием

Если любви нет, то многие бедствия могут начаться, чтобы хотя бы чуть-чуть привести в чувство людей. Все – в воле Божией. Бывали и пророчества, а если люди каялись, – Господь менял решение. Нашлось бы на Содом и Гоморру 10 праведников, по пять на каждый город хотя бы тех, кто просто каялся, не уничтожил бы Бог эти города (Быт. 18:32)!

Надо всем нам обязательно использовать то время, которое Господь отпускает каждому человеку, а именно: все 24 часа в сутки! Ровно столько дается и Патриарху, и любому. Вот как ты распорядишься, так оно и будет. Как говорят в народе: каждый человек – строитель своего счастья и несчастья. Надо так, чтобы не обстоятельства им располагали, а чтобы он руководил обстоятельствами. А то начинается: привычка – вторая натура, жена – дура... Это всё отговорки.

У человека три основные обязанности: если он семейный – семья. Потом работа – без работы мужику нельзя, у женщин – свои хлопоты: дети, дом. И третье – Церковь. То есть Церковь, конечно, должна быть в приоритете.

Когда Бог на первом месте – все остальное на своем. Потому что Бог и есть Любовь, а Любовь созиждет всю Вселенную!

Но это же надо, чтобы человек еще дозрел до этого. А то у многих и семья-то из поля зрения выпадает... «А вот он все работает, работает, а мы его дома не видим», – то и дело со всех сторон. И кому она нужна тогда такая жизнь?

– Мне недавно понравилось, прочитала у святителя Николая (Велимировича): отдыхать надо, потому что Господь заповедал и Своим примером освятил не только шесть дней труда, но и седьмой – отдыха.

– Надо просто заповеди исполнять. Потому что и отдых – не самоцель, как думают некоторые.

– Сейчас же действительно много перекосов: то трудоголизм с «выгоранием», то прожигание жизни…

– Это от бессмыслицы. Потому что если в жизни нет любви, она действительно лишена смысла. С людей невоцерковленных какой спрос? Они не понимают сути жизни. А вот когда христиане отдаляются от Церкви – вот это уже беда. Раб ведевый волю господина своего, и не уготовав, ни сотворив по воли его, биен будет много (Лк. 12:47). И как ведь только ни оправдывают себя: «Да мы, мол, тогда не могли, а то, что сейчас опоздали, это ничего… Господь простит». А потом – болячки, скорби.

– Это тоже одно из ставших самым знаменитым изречений преподобного Амвросия, часто в церквях на табличках можно увидеть: «Разговаривающим в храме посылаются скорби»...

– Но он также говорил: «В скорбях помолишься Богу и отойдут, а болезни и палкой не отгонишь». Исцеление часто для укрепления в вере дается. Хуже, когда болезни уже верующим посылаются.

Схиархимандрит Илий и отец Илиодор. Крестный ход на самолете.png

Схиархимандрит Илий и отец Илиодор. Крестный "ход" на самолете

«А я верую»

– Чего только ни накуролесит человек в жизни. А к Богу обратиться – ну, никак! А все по гордости. Ну, как же? Это все советская власть так человека извратила. А когда такие безбожники сами и сейчас во власть пролезут – караул!

Вон нынешнего лидера коммунистов послушайте: я вам то дам, я вам это обеспечу... А кто ты, собственно, такой?! Ты, что ли, природные ресурсы создал? Мы уже знаем, проходили, что и как вы умеете обещать: светлое будущее и пр. Так дали, что аж до сих пор икается. Завтра вынесут тебя вперед ногами, вот и все твои раздачи даров. Видел мир таких: и Гитлера, и Ленина... и нет никого их.

А Бог есть, был и будет, – вот и вся аксиома. Он – Единый Вседержитель.

А человека власть портит, слаб человек. Вон у оптинских старцев надо брать пример, – какие они всегда были кроткие. Их и сильные мира сего слушались, а старцы сами смиренными оставались. А коммунисты оптинских старцев «врагами народа» объявили. А кто в итоге-то врагом оказался?

У нас, как ни крути, ни верти, – пока мы не осудим все то зло, которое в стране в XX веке происходило, все эти преступления коммуняк перед народом, пока мы не снимем всех этих идолов по стране с пьедесталов, не уберем имена палачей-террористов с названий улиц, площадей, метро, библиотек и пр. – какое нам возрождение? А сейчас что – машина не машина, курорт не курорт... Куда мы катимся. Так же долго продолжаться не будет. Такое же уже было – перед революцией. С ее еще наследием не разобрались…

По земле Божией ходят, воздухом Божиим дышат, солнцем Божиим греются... А прославляют этого идола? Его трупу в Мавзолее поклоняться ходят, венки возлагают? «А вот мне пенсию...» Какую тебе пенсию, если этот ваш кумир миллионы человек сгнобил? Какую тебе пенсию, их кровью политую?

Начинают еще защищать эту идеологию. «Ты хоть знаешь, что такое коммунизм в действии?» – спрашиваю упитанного такого господинчика из модной молодежи, вычурно стриженного, хорошо одетого. «Светлое будущее», – отвечает. И не стыдно еще ему.

У нас же по-мирному. Ну, не верит человек в Бога и не верит. Не дано ему. Что с него возьмешь? Это как, бывало, спросишь у коммуниста: «Ты не веришь в Бога?» – «Не верю». – «Ты коммунист?» – «Да, коммунист». – «Ну, дай Бог тебе 1000 лет здоровья. А я верую».

Ну, казалось бы, и что дальше? Так ведь нет: сам не верю, и из тебя веру выбью. Будешь верить, тебя наш Феликс Эдмундович расстреляет или тот, кто с него пример будет брать, мы ему сейчас памятников опять наставим. Ты – «враг народа» – вот и всё.

«Ну, хорошо, – помню, спрашиваю у коммунистов, – вы веруете?» – «Мы не веруем, у нас свои идеалы». – «Да-да, конечно. Вера – это свободный выбор человека. Вот надо заставлять веровать детей в Бога?» – «Нет». – «И взрослых?» – «Нет, конечно». – «А вот заставлять не веровать можно?!» Смотрю, краснеют... «Ах, ты какой, – думаю, – Бога нет, а ты, значит, есть, да?» С ними разговаривать бесполезно.

Сами же себя и наказывают

– Они себя еще и крещеными могут называть, даже православными...

– Мы, христиане, всегда должны оставаться по образу Христову непоколебимыми. Что бы с Господом ни делали, как бы ни предавали Его, ни издевались над Ним, Он продолжал любить всех и каждого.

– А вот интересно, когда преподобного Амвросия спрашивали, как и почему он продолжает любить и тех, кто злословит его и клевещет на него, он отвечал любопытствующей: «У тебя был маленький сын; сердилась ли ты на него, если он что-то не так делал и говорил? Не старалась ли, напротив, как-нибудь покрывать его недостатки?» А в другой раз, когда пытались оправдать людей, что, мол, они просто не были воспитаны в вере (так до сих пор особенно после советского режима многие рассуждают), старец гневно оборвал: «Безбожникам нет оправдания. Ведь всем, всем решительно, и язычникам проповедуется Евангелие, наконец, по природе всем нам от рождения вложено чувство познания Бога, стало быть, сами виноваты».

– Виноватые понесут наказание. Сами же себя и наказывают. А мы не должны отвечать на зло злом.

– Кстати, недавно прочитала у схиархимандрита Виталия (Сидоренко), глинского старца, он так, по крайней мере, в письме к чаду пишет: «За тех, кто виновен, заступаться нельзя».

– Мы призваны жалеть этих бедолаг. Но!

Виновные должны понести наказание. Наказание в переводе с церковнославянского – это значит: вразумление, научение. А иначе как же они научатся? Зло должно быть названо злом. Надо разоблачить всю ложь коммунизма, чтобы она и дальше уже нашу молодежь не отравляла.

Главного-то коммунякам не досталось. Все новомученики, над которыми изгалялись и которых расстреливали, молились за палачей: Не ведают, что творят (Лк. 23:34). Даже Царь Николай просил: передайте, чтобы никому за меня не мстили...

– «Он всех простил и за всех молится, и чтобы не мстили за себя, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет ещё сильнее, но что не зло победит зло, а только любовь...» – великая княжна Ольга передавала...

– Вот это высота! А вся та злость, ненависть, которой пышут и до сих пор пытаются ею размахивать коммунисты, – это все, конечно, болезнь. Это ложь, она от лукавого.

Крестоносицы есть и сегодня

В Российской империи прекрасно люди жили. Что тут скажешь, если человек отрицает Бога, не видит солнышка, не любуется красотой неба, природы, нет у него родственных чувств, нежности по отношению пусть и к чужим, но детям... Коммунисты же и детей без родителей оставляли…

– У меня как-то в статье подзаголовок был: «Сирота по приговору тройки»…

– Да, так они и с целыми семьями расправлялись – выгоняли всех на мороз или увозили куда-нибудь в Сибирь без вещей, без съестных припасов. Или в Казахстане в степи на пустыре бросали – как хотите, так и выживайте. Женщин с грудными детьми на руках, стариков по миру пускали, а то и в глухих местах на произвол судьбы оставляли...

…Многих, кого не расстреляли, в лагерях сгнобили. Об этом нельзя молчать! Что всё у нас, мол, было прекрасно в нашем доблестном прогрессивном XX веке… Какой тут прогресс, если у человека даже сострадания нет, то какой же это человек вообще? Куда же он скатился?! Хуже скота.

Все-таки и хищники пожалеть умеют. Сколько известно случаев, когда даже волчицы выхаживают детенышей какого-то другого вида животных, спасают, вылизывают, кормят своим молоком. Что тут скажешь про тех, для кого законы всего сущего недействительны? Эти люди уже при жизни мертвы. Таких только пожалеть и можно. Святые, старцы молились о них.

Великая княгиня Елизавета Феодоровна ходила перевязывала. Ходила по подворотням, специально разыскивала их... Кто сейчас из девушек да светских состоявшихся в карьерном плане состоятельных модниц на такое способен? Длина ресниц, длина ногтей... Хотя есть, конечно, и сегодня подвижницы в той же больнице святителя Алексия. Есть крестоносицы.

Отец Илиодор кадит.jpg Отец Илиодор кадит

– Да, еще и из актерской среды раскрасавицы всё бросают, все свои карьерные перспективы, аплодисменты, море цветов, штабеля поклонников, приходят служить больным немощным сестрами милосердия… (читайте историю Кати Заровой)

– Вот! Поэтому никого никогда нельзя осуждать. Мы ничего на самом деле ни про кого не знаем: кого когда Господь призовет, как этот человек потрудится ради Царствия Небесного, сегодня он разбойник – святых выноси, а завтра на кресте взял и покаялся: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем! – и вперед многих праведников в рай пошел.

Да и от нас ведь, от того, какие мы христиане, зависит, кто как покается, обратится.

Помните, как преподобный Макарий послал вперед своего ученика? Тот встретил жреца, отчитал его как следует, язычник избил этого витийствующего неофита. А следом старец шел да пожалел этого заблудшего... Поприветствовал трудолюбивца, тот и умилился. Признался, что побил только что назвавшего его «демоном»... Тут святой Макарий и увидел своего ученика...

Все равно все мы, люди, человеки, – творения Божии. Если Господь длит еще чью-то жизнь, значит, и для этого человека еще не закрыта возможность спасения. Всех безнадежных или уже готовых (если у них нет тут особого поручения) только так отсюда забирают. Вся наша жизнь – в руках Божиих.

Продолжение следует.

Беседовала Ольга Орлова