Заметки о Сербии. Крестный путь святого семейства Бранковичей

Святые Бранковичи – сербская икона. 1753 г. 23 (10) декабря Церковь чтит память блаженного Иоанна (царя Сербского), а также его родителей – блаженного Стефана и преподобную Ангелину Сербских, происходивших из рода Бранковичей.

В церковной традиции нередки случаи канонизации целых семей, но род Бранковичей занимает особое место в сербской истории и агиографии. Это объясняется трагическими событиями второй половины XV века, когда на балканские государства замахнулся османский кылыч[*].

Мария Захарова
Мария Аль-Сальхади

Продолжаем цикл публикаций «Заметки о Сербии» студентки 4 курса исторического факультета МГУ Марии Аль-Сальхади.

К юго-востоку от Белграда, на правом берегу Дуная величественно возвышается крепость Смедерево, связанная с именем святого сербского семейства Бранковичей. Строительство этого последнего мощного бастиона сербской независимости началось по приказу Юрия (Георгия) Бранковича – отца святого Стефана Бранковича (1417–1476).

В 1427 г. Георгий стал деспотом Сербского государства, сменив Стефана Лазаревича – сына героя Косовской битвы (1389 г.) св. князя Лазаря Хребеляновича.

По мнению святителя Николая Сербского (Велимировича), именно Косово сделало сербов великим народом. «Оно наша национальная Голгофа, но в то же время наше национальное воскресение, духовное и нравственное… Поскольку сербское войско все на Косовом поле полегло – причём добровольно – за истину и правду Божию, то оно и победило», – писал святитель в книге «Косово и Видовдан». Он же описывает явление Ангела умирающему князю Лазарю (книга «Царев Завет»), который говорит:

«Вместо огненного столба, который вёл Израиль из рабства Египетского, Крест, воздвигнутый от Косова поля до Небес, поведёт твой народ через пустыню рабства. Он будет светить, руководить и вести народ в обетованную землю свободы – но не только земной, символичной и временной, но и свободы истинной, бессмертной, ангельской».

Сын князя Лазаря Стефан Лазаревич был первым сербским правителем, носившим титул «деспота». Он получил его от византийского императора Иоанна VII в 1402 г. после победы над турками в битве при Анкаре, а его владения стали называться «деспотовиной».

14589_original.jpgКрепость Смедерево – последний оплот сербской независимости 

Георгий Бранкович учредил в Смедерево архиерейскую кафедру и построил дворцовую церковь. Смедерево стало последней столицей независимого Сербского государства. С его падением в 1459 г. в Сербии на долгие столетия установилось османское владычество.

Войско османского султана Мурада II двинулось на сербские земли на 20 лет раньше, в 1439 году. После трёхмесячной осады 18 августа 1439 г. столица сдалась. Сыновья Георгия Бранковича – Григорий и Стефан были захвачены в плен и ослеплены.

Из-за семейных раздоров Стефан Слепой уехал из Сербии в Буду, а затем в Албанию. Там он женился на дочери местного князя Георгия Арианита Комнина Ангелине (ок. 1440–1520). Св. Стефан отдалился от политики и вместе с супругой переехал в Северную Италию, где прожил 10 лет до самой смерти.

Через некоторое время после смерти Стефана Слепого его вдова и сыновья уехали в Венгрию, взяв с собой его нетленные мощи, которые уже прославились чудотворениями. Около 1498 г. один из сыновей свв. Стефана и Ангелины, Георгий, постригся в монашество с именем Максим. Примеру сына последовала его мать Ангелина. Второй ее сын, Иоанн, принял титул деспота и, подобно отцу (св. Стефану Бранковичу), деду (Георгию Бранковичу), вёл активную борьбу против османских завоевателей.

Одна из характерных черт сербских правителей – ктиторская деятельность. Практически все они закладывали монастыри и церкви на помин души – так называемые «задужбины». Св. Иоанн не являлся исключением: он восстанавливал разрушенные монастыри, возводил новые, покровительствовал обителям на Святой Горе Афон. Уже через три года после своей кончины (в 1502 г.) св. Иоанн был канонизирован.

семейство.jpgСвятое семейство Бранковичей: св. Максим, св. деспотисса Ангелина, св. деспот Иоанн, св. деспот Стефан 

Его мать (св. Ангелина) и брат (св. Максим) переехали в Валахию, где Максим был хиротонисан во митрополита. Он прославился просветительской и миротворческой деятельностью – издавал богослужебные книги и неоднократно примирял валашского воеводу с правителями соседних государств. В 1508 г. свв. Ангелина и Максим вернулись в Сербию. Максим стал митрополитом Белградским и Сремским. Здесь они продолжили свои труды.

В 1512 г. с помощью валашского воеводы и великого князя Московского Василия III был воздвигнут монастырь Крушедол на Фрушка-Горе – ныне центр паломничества. В Крушедоле мать и сын и окончили свой земной путь. Этот монастырь стал усыпальницей святого Стефана Бранковича и его семьи – жены и обоих сыновей.

4-5-87-krusedol-manastir-monastery1.jpgМонастырь Крушедол на Фрушка-Горе 

Род Бранковичей известен ещё одним прославленным членом – Марией Бранкович (ок. 1401–1487) – дочерью Георгия Бранковича, сестрой св. Стефана. В 1435 г. она была выдана замуж за султана Мурада II, но сохраняла тесную связь с родными землями. Благодаря своему влиянию при дворе она восстанавливала многие обители, сохраняла реликвии, поддерживала афонские монастыри, негласно участвовала в избрании нескольких патриархов. При её участии были перенесены мощи св. Иоанна Рильского в Рильский монастырь (территория совр. Болгарии). После смерти мужа Мария вернулась в Сербию.

Так, бросая беглый взгляд на, казалось бы, привычный церковный календарь, можно приоткрыть дверь в многогранный мир исторических перипетий, отразившихся как на целом народе, так и на отдельно взятой семье.

Са љубављу из Србије!



[*] Кылыч – один из видов турецкой сабли.