Заметки о Сербии. Ночь перед Рождеством, или История преображения

«Пылающая» площадь перед храмом св. Саввы в БелградеПогружаясь в культуру православного народа, невозможно обойти вниманием традиции одного из важнейших христианских праздников – Рождества Христова, или Божича.

Мария Захарова
Мария Аль-Сальхади

Сочельник застаёт нас в Белграде, на площади перед самым большим православным храмом Сербии – храмом святого Саввы. После вечернего богослужения заполненная людьми площадь вдруг начинает пылать. Но это не разрушительное пламя пожара, а очистительный огонь бескровной жертвы. Настал «вечер бадняка», или «Бадње вече», традиции которого уходят далеко в прошлое.

Издревле в ночь перед Рождеством сербы разводили огонь дубовыми дровами – символами здоровья и силы. Их заготавливали накануне по числу мужчин в семье. Главное, самое толстое полено, которое клали первым, называлось «бадняком». С наступлением сумерек хозяин вносил дрова в избу, приветствуя членов семьи словами: «Добрый вечер и поздравляю вас с днём бадняка». В ответ его посыпали зерном и желали счастья и благоденствия.

2.jpgБадняк 

Сегодня дубовые ветви освящаются во время вечернего богослужения по всей Сербии (а также в Черногории и других странах с сербским населением) и сжигаются в большом общем костре под церковное пение в присутствии высшего духовенства. После этого вечер завершается последней постной трапезой в кругу семьи.

3.jpgПаљење Бадњака – сжигание бадняка 

Можно долго рассуждать о языческих корнях этой традиции своеобразного «кормления огня», часто встречавшейся в религиозных практиках древних славян. Однако важно то, что для современных сербов, которые приходят на «паљење Бадњака» (сжигание бадняка) целыми семьями, это символ очистительной жертвы, приносимой Богу с молитвой о благоденствии, и символ единения – единства в вере и молитве.

Традиции любого праздника неизменно связаны и с определённым «праздничным меню» – такова человеческая природа. Сербское Рождество не было бы «сербским» без основного мясного блюда – жареного поросёнка («божићна печеница»). Его закалывали накануне Сочельника, и этот день назывался «туцин дан», или «день убоя».

Не обходился светлый праздник и без специального рождественского хлеба – «чесницы», в котором запекали монетки. Получившему на рождественской трапезе кусочек чесницы с монеткой предсказывали счастье.

4.jpgЧесница – рождественский хлеб 

Рождество считалось семейным праздником, поэтому совершать визиты в первый день Божича было не принято. Первый гость («полазник») приносил с собой зерно и рассыпал его на пороге, поздравляя хозяев. Затем он подходил к огню, ударял кочергой по полену и желал хозяевам столько благ, сколько разлеталось искр от удара. В ответ его также посыпали зерном и одаривали подарками.

Примечательно, что у сербов существуют специальные рождественские приветствия по аналогии с пасхальными. Поздравляя друг друга в день Божича, они произносят «Христос се роди!» (Христос родился!) и отвечают «Ваистину се роди!» (Воистину родился!).

5.jpgСрећан Божић! – Счастливого Рождества! 

Так, на примере праздника Рождества Христова можно проследить, как древние языческие практики преобразовывались и находили отражение в христианских традициях, получая новые смыслы и служа распространению Слова Божьего. В народной памяти они неразрывно переплелись с христианской моралью. В этом уникальность религиозного сознания сербского народа, вместе с которым и мы сегодня воскликнем «Христос се роди!».

С љубављу из Србије