Как избавиться от страсти? О демоническом воздействии на человека

Пащенко Прокопий, иеромонах
Пащенко Прокопий, иеромонах

Часть 3

Что еще нельзя сбрасывать со счетов при борьбе с нашими вредными привычками и зависимостями? В чем не разбираются, как правило, даже профессионалы аддиктологи, но о чем хорошо знают монахи? Разъясняет насельник Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря иеромонах Прокопий (Пащенко).

См. также: 

Да не слушайте вы этого «суфлера»!

Кадр из фильма «Монах и бес».jpg Кадр из фильма «Монах и бес

Наша карта боевых действий будет иметь «слепые» пятна, если мы не учитываем демонического воздействия на человека. Зачастую мысль о следовании той или иной страсти вкладывается в человеческое сознание извне, причем всё это «втирается» так, чтобы прилог звучал в уме как бы от первого лица: мол, «хорошо бы мне покурить».

Но надо отдавать себе отчет в том, что местоимение «мне» может исходить вовсе не от человека, а от беса. 

Преподобный Лев Оптинский говорил, что «враг, увлекая мысль твою на что-либо, не говорит тебе: "иди, сделай то и то", а как будто думает за тебя и говорит тебе мыслью твоею: "мне хочется сделать то и то, я полагаю, что это полезно, а это вредно, я решился на то и то". И все это частенько не твои, а вражеские помыслы, прикрытые твоими или его я».

О том, что позыв покурить может возникать извне (как и многие дурные мысли), автору этих строк рассказывал один из тех, кому удалось все же завязать с этой привычкой. Он курил помногу и долгие годы и так, что уже даже связал с тем, чтобы «подымить», и свои самые простые повседневные дела. Например, разворачивая проект на столе (он занимался строительным оборудованием), прежде чем приступить к его рассмотрению, обязательно выкуривал сигарету. И так на каждом шагу! Садился за руль, и тут же помысел выдавал: «Надо покурить». Буквально всё множество его дел, совершаемых ежедневно, было «запеленговано» на этот неотъемлемый уже, казалось, от его жизни процесс курения.

Тем не менее он все-таки бросил эту свою привычку. Но когда потом оказывался в ситуациях, ранее связанных с процессом курения (разворачивал проект, садился за руль), то в его сознании отчетливо раздавалось: «Что, может, покурим?». И так это было навязчиво, что поначалу он даже оборачивался: кто это произнес?!

Гордость – корень всех страстей

Понимание факта демонического вмешательства в жизнь человека многое объясняет. Люди, которые своим образом жизни дают диаволу доступ в свое сердце, будут обязательно страдать от навязчивых желаний.

Каким образом мы открываем себя падшим духам?

Если человек горд, то он становится уязвимым для диавола. Гордость – корень всех страстей. Любой курильщик или пьющий знает: погордишься – последует срыв. Человеку, желающему избавиться от насилия диавола, следует обратить внимание на исполнение заповедей Божиих. Если ты стараешься их исполнить, то Господь уже помогает тебе.

Эта мысль раскрыта в упоминавшейся ранее книге «Победить свое прошлое» – там ей посвящен раздел «Как молиться и на что обратить внимание человеку, испытавшему демонические воздействия».  После исповеди и причащения у некоторых без «ломки» исчезает тяга к курению, тяга к наркотикам. Можно прочитать рассказы конкретных людей. Там же отдельно дан ответ на вопрос: «Как относиться к тому, что человек не наблюдает улучшения в своей жизни после исповеди и причащения?».

Как молиться человеку, борющемуся с курением

С помощью молитвы надо стараться отсекать самое первое прикосновение мысли о курении к нашему сознанию. Бывает, что человеку «только-только» подумалось: «хорошо бы покурить»… И если он позволит себе размечтаться на этот счет, то следом у него зароится уже неотступное желание, борьба с которым будет затруднительна.

Христос изгоняет бесов.jpg Христос изгоняет бесов

Преподобный Исаак Сирин писал: «Чувства целомудренные и собранные воедино порождают в душе мир и не попускают ей входить в испытание вещей. А когда душа не приемлет в себя ощущения вещей, тогда победа совершается без борьбы. Если же человек вознерадит и дозволит, чтобы имели к нему доступ приражения, то принужден тогда бывает выдерживать брань».

Если человек в целом не будет суетиться по жизни, то ему станет легче достигать состояния душевного равновесия и удерживаться в нем. И тогда проще замечать различные импульсы, идущие в сознание как изнутри, так и извне, легче и подвигнуть себя на молитву. Если же мысль у закрученного в вихрь забот и развлечений человека хаотична, а в уме у него – водоворот, то очень трудно уследить за теми мыслями, что попадают в поле сознания отовсюду – просто лезут и лезут в него. Трудно тогда собраться внутренне и начать молиться. А тем временем эти внедренные мысли начинают превращаться в желания и перерождаться в действия.

Пояснить это может помочь такое наблюдение. Если вдруг зачешется какая-либо часть тела, то человек обычно способен сдержать себя, но, разговаривая по телефону, может, и сам того не заметив, почесаться машинально. Когда человек увлечен чем-то – тем же телефонным разговором, он может делать то, что обычно не считает возможным: машет руками, грызет карандаши и авторучки, накручивает волосы на палец, рисует всякую бессмыслицу иногда в самом неподходящем месте, потом приходя просто в ужас: что же я наделал, мне же эту контрольную сдавать…

То есть, теряя собранность, человек уже плохо справляется с импульсами, идущими изнутри и извне. Они начинают одолевать его как желания и воплощаются в итоге в дела (иногда молниеносно), причем воспринимается-то всё как свое собственное, – но это демонический трюк. Идею эту можно применить и к избавлению от пристрастия к табаку. Каким именно образом? Личный опыт пусть тебе, читатель, подскажет.

И да не будет забыта во время искушений молитва Иисусова:

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!