26 ноября Церковь чтит память святителя Иоанна Златоуста, Вселенского учителя веры Христовой. Святой оставил вдохновенные толкования на многие книги Священного Писания, составил последование (чин) Литургии, носящей его имя, ввел крестные ходы, разработал многие другие обычаи и правила Церкви. Но мы вспомним о его крестоносном пути, без чего никакое слово не имеет силы и соли.
Среди великих святых древности лишь трое носят наименование Вселенских учителей и святителей, один из них – Иоанн Златоуст. Вся жизнь этого святого являет собой ярчайший пример жертвенного служения Богу и Церкви.
Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста
Святитель Иоанн был родом из Антиохии – это один из первых центров христианства (ныне Антакья в Турции). Через Антиохию пролегал некогда миссионерский путь апостола Павла. Именно здесь последователи Христа впервые и стали именоваться христианами, а апостол Петр поставил на служение первого по времени епископа в христианской истории.
Будущий Златоуст родился приблизительно в сороковые годы IV-го века, между 344 и 354 годами (год его рождения в точности не известен). Происходил святой Иоанн из богатой и знатной христианской семьи Римского военачальника-христианина Секунда. Его отец умер вскоре после рождения сына, и все тяготы по воспитанию и образованию мальчика легли на мать Анфуссу. Она с необычайным достоинством несла это тяжелое бремя, отвергая предложения о повторном браке и вызывая восторженную молву среди знатных горожан.
«Ах, какие женщины бывают у христиан!» – восклицал о матери святителя знаменитый римский оратор.
Благодаря ей Иоанн был воспитан в христианской вере и благочестии. По рождению и по воспитанию будущий святитель принадлежал к эллинистическим культурным кругам малоазийского общества.
В возрасте шести лет он был отправлен в школу. Его учителем стал прославленный ритор Либаний, о котором современники говорили как о самой большой достопримечательности Антиохии. Златоуст почитал своего учителя всю жизнь, а сам Либаний особо выделял Иоанна среди своих учеников. Когда он умирал, его спросили, кого бы он хотел видеть преемником в созданной им школе. Он ответил: «Иоанна, если бы его не похитили христиане!» (сам знаменитый учитель оставался язычником). Существует предположение, что своим прозвищем «Златоуст» Иоанн обязан именно Либанию.
Его первое знакомство с жизнью христианских аскетов – монахов – вдохновило Иоанна на личный подвиг. Однако он встретил неожиданное сопротивление со стороны матери. «Не делай меня вдовой второй раз, – просила она его, – пока я не умру, побудь со мной». Златоуст не мог ослушаться.
Лишь после ее смерти, когда Иоанну было около 25 лет, он становится монахом. Это где-то 374 или в 375 год, св. Иоанн получил, наконец, возможность удалиться в монастырь неподалеку от Антиохии и провел здесь четыре года, а потом еще два года в пустыне. Удалившись в пещеру, Иоанн взял на себя самые изнурительные физические подвиги – сон только в сидячем положении и не более двух-трех часов, пищевой рацион самый скудный.
Аскетизм для Златоуста означал прежде всего отречение, то есть внутреннюю свободу и независимость от мира, от внешней обстановки и условий жизни. В этом смысле аскетом он остался на всю жизнь. В мир он вернулся проповедником аскетизма. Златоуст стремился преобразовать и жизнь городов на евангельских началах, в духе «высшей философии», как он называл христианство, ради этого стал он пастырем и проповедником.
«То именно и извратило всю вселенную, что мы думаем, будто только монашествующим нужна большая строгость жизни, а прочим можно жить беспечно», – замечал Златоуст.
Однако через два года ему пришлось прервать свои аскетические труды из-за крайнего истощения организма. В пустыне он заработал себе болезнь желудка.
Впоследствии святитель Иоанн скажет, что пастырь должен быть умерен в подвигах умерщвления плоти, чтобы иметь силы и возможности собственно для пастырского служения. При этом Златоуст на всю жизнь останется очень болезненным. Говорят, он преображался до неузнаваемости только когда говорил проповеди. В проповеди он усмотрит главное дело своей жизни.
Диаконское посвящение св. Иоанн принял в 381 году от Мелетия Антиохийского, пресвитерское – от его преемника Флавиана в 386 году. О своем новом призвании Златоуст говорил в знаменитых книгах «О священстве».
Это время стало для Златоуста не только временем активной богослужебной и социальной деятельности. В этот период он создает свои первые проповеди, заложившие основу богатейшего письменного наследия. Сохранилось около 800 проповедей и бесед святителя. Основой для них выступает Священное Писание. Главная цель проповедника была заставить священный текст «заговорить» для простого человека, донести до слушателя живой голос Христа или Его апостолов.
Проповеди Златоуста вызывали восторг и часто прерывались аплодисментами. Подобные реакции темпераментной паствы порой доходили до абсурда. Златоуст как-то произнес специальное слово против обычая аплодировать в церкви. И проповедь эта вызвала настолько положительные эмоции, что завершилась новыми рукоплесканиями, несмотря на свое содержание.
К антиохийскому периоду относится множество проповедей, ряд экзегетических бесед на Матфея и на Иоанна, на Послание к коринфянам, к галатам, к Титу, может быть, к ефесянам и к римлянам, вероятно, и на Бытие.
Златоуст говорил со властью, но это была власть веры и убежденности. И он сам подчеркивал, что это есть преображающая власть, сила духа. Но более всего это была власть любви.
Проповеди Златоуста принесли ему известность во всей империи, повлияли они и на выбор его епископом столицы.
Однако Иоанна из-за глубокой привязанности антиохийцев к своему проповеднику пришлось похищать из города тайно ночью. Только по дороге ему сообщили, что он избран епископом столицы. Златоуст увидел в этом Божий знак и подчинился.
В 398 году Иоанн Златоуст был призван на Константинопольскую кафедру. В Константинополе святитель продолжал проповедовать. Созомен отмечает, что Златоуст имел обыкновение садиться среди народа на амвоне чтеца, и слушатели теснились вокруг него. Это были беседы скорее, чем речи... К этому времени относятся толкования святителя Иоанна Златоуста на Деяния, на псалмы, на многие Послания апостола Павла. Многие из его бесед были стенографически записаны за ним, это сохранило всю живость устного слова.
Задача нравственного перевоспитания общества и народа встали перед Златоустом в это время с особою силою. «Из числа столь многих тысяч, – говорил он, – нельзя найти больше ста спасаемых, да и в этом сомневаюсь». Самая многочисленность христиан его смущала, – «тем больше пищи для огня».
Известны слова святителя: «Безопасность есть величайшее из гонений на благочестие, – хуже всякого гонения. Никто не понимает, не чувствует опасности, – безопасность рождает беспечность, расслабляет и усыпляет души, а диавол умерщвляет спящих».
Иоанна Златоуста смущал нравственный упадок – не только разврат, но больше всего молчаливое снижение требований и идеалов не только среди мирян, но и в клире. «Никто не остался бы язычником, если бы мы были действительными христианами», – говорил он...
Он заботился о благотворительности, учреждал больницы и убежища. Старался привлечь все силы к созидательной работе, требовал подвига. Это вызывало противодействие и недовольство не только в Константинополе, но и в других диоцезах. Вражда к святителю Иоанну прорывалась не раз.
Конфликт с императрицею Евдоксией, которую святитель обличил в проповеди (по некоторым источникам, за то, что она отобрала у вдовы сенатора виноградник) было только последним поводом для взрыва.
Обличение императрицы Евдоксии
Враги у Златоуста были везде. Прежде всего в среде клира, среди бродячих монахов, при дворе. Оказалось, что Златоуст совсем не соответствует тому образу блистательного иерарха столицы, который сформировался вокруг его имени. Вот как описывает Златоуста один древний источник: «Иоанн Златоуст был очень маленького роста, с большой головой, изборожденной многочисленными морщинами, борода – маленькая и очень редкая с проседью. Худой до крайности… со впалыми углами глаз. Он сильно щурился… Его мимика располагала к себе, хотя все черты лица выражали скорбь».
Однако святитель был человеком незаурядного обаяния. Вместе с тем он оставался принципиальным, и никогда не шел на компромисс со своими убеждениями. Всегда противостоял греху, никогда не потакая человеческой слабости. Он считал, что мы не можем молчать тогда, как речь идет о нашей верности Христу.
Менее всего святитель Иоанн Златоуст был дипломатом. Меньше всего он искал компромисса с властью.
Это привело к конфликту.
Иконы – святитель Иоанн Златоуст и он же вместе с учителями Церкви Григорием Богословом и Василием Великим
Как-то слишком уж чудовищна история низложения и осуждения Златоуста на позорном соборе «под Дубом». Нашлись предатели среди епископата, активно враждовали те, кто был «оскорблен» святителем. Обвинений против Златоуста было много, среди них и подозрение в оригенизме. Златоуст был низложен, и император утвердил приговор. Ссылка Златоуста была недолгой. Очень скоро был он возвращен и встречен народом с ликованием. Однако, вражда не улеглась. И против Златоуста был обращен самый факт его возвращения без отмены соборного приговора. За это по IV правилу Антиохийского собора следует лишение прав, если бы даже приговор был несправедлив. Но Иоанн Златоуст не признавал судивший его собор законным, не признавал (и не он один) и Антиохийского правила, но требовал собора для оправдания. Епископы вторично осудили Златоуста. Он продолжал свое служение: проповедовал, утешал, обличал, увещевал, делал распоряжения, клонящиеся ко благу церкви.
Он говорил: «Пусть станет против меня все: поношение, брань, насмешки, клевета, меч, огонь, голод, болезнь и все жестокое, что ни случается в этой жизни, – я пойду своим путем».
Волнение возрастало.
И в июне 404 года Златоуст был изгнан вторично и отправлен сперва в Кукуз в Малой Армении, затем в Пициунт. Он не вынес тяжести пути и в дороге 14 сентября 407 года умер на территории нынешней Абхазии.
Кончина святителя
Стражи влекли его на край империи, в дикие страны, в ссылку и изгнание. И вот, от страшных мучений он стал изнемогать; видимо, близился его конец. В уединенной церкви мученика Василиска, близ г. Коман, остановился он и спутники его.
Ночью явился ему святой мученик и сказал: «Мужайся, Иоанн! Завтра мы будем вместе».
На следующий день стражи снова повлекли святого Иоанна дальше, но, видя полное его изнеможение и близость его кончины, принуждены были возвратиться назад.
Святой Иоанн попросил у священника белые новые священные одежды. В белых чистых ризах воспел он последнюю земную песнь Господу словами тех чудных молитв, которые сам составил и оставил для Церкви. Горячо молился умирающий праведник; с верою и надеждою жизни вечной причастился он в последний раз святых Христовых Таин. Потом в изнеможении он возлег во храме на пол у алтаря Господня, – он, весь век служивший Церкви, храму и алтарю, перекрестился и сказал последнее земное слово: «Слава Богу за все!». То был день Воздвижения Креста Господня; свой крест жизни святой Иоанн донес до самого порога вечности с любовью и самоотвержением.
Клеймо житийной иконы свт. Иоанна Златоуста
Cам Златоуст писал из ссылки своей, с места страдания: «В борьбе дух человеческий укрепляется самыми испытаниями, которые он претерпевает. Такова природа скорбей: они возносят превыше всех страданий тех, кто испытывает их спокойно и великодушно. Деревья, вырастающие в тени, лишены крепости и становятся неспособны производить плоды; те же, которые предоставлены всем переменам воздуха, порывам ветра, лучам солнца, – полны силы, одеваются листьями, покрываются плодами».
Священномученик Иоанн Восторгов писал: «Конечно, нельзя подражать его блистательным дарованиям ума, познаний и единственного, воистину неподражаемого красноречия, которое и дало на все века ему одному принадлежащее похвальное именование Златоустого. Это – Божий дар. Но некогда сам Златоуст, восхваляя апостола Павла и дивясь его величию, заметил в назидание слушателям: «Хотя он был и Павел, все же был он человек». Так точно и мы теперь скажем об Иоанне: хотя он был и Златоуст, все же он был человек, и многое человеческое в нем нам близко, доступно и для понимания, и для подражания».
05.12.2024