Ранневизантийский город в творениях святителя Иоанна Златоуста

Труды вселенского учителя и святителя Иоанна Златоуста – богатый исторический материал, свидетельствующий об укладе ранневизантийского города IV века. Как строилась жизнь христианской общины и отдельной семьи? Почему святитель Иоанн Златоуст так восставал против театральных зрелищ и скачек на ипподромах?

Мария Захарова
Анастасия Симонова

Взгляд студентки 3 курса исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Анастасии Симоновой.

Он родился около 347 года в Антиохии в семье чиновника. Воспитывался матерью Анфусой, так как рано потерял отца. Получил базовое по тем временам образование, но, как писал историк Рудольф Брендле: «Возвращаясь к школьным годам, Иоанн говорит лишь о жаре и жажде, плетке и розгах, о залитых слезами лицах»[1]. После школы Иоанн продолжил обучение, брал уроки у профессора античной риторики Ливания. Сразу же после смерти матери будущий святитель принял монашество, два года хранил безмолвие в уединенной пещере и в 397 году был избран епископом Константинопольской кафедры.

Slide49.jpg
Slide50.jpg
Slide36.jpg
Slide25.jpg
Slide15.jpg
Slide18.jpg
Slide19.jpg
Slide20.jpg
Slide07.jpg
Slide09.jpg
Slide12.jpg
Slide13.jpg
Slide02.jpg
Slide03.jpg
Slide04.jpg
Slide05.jpg
Жизнь святителя Иоанна Златоуста в иконографии

Твердость его убеждений и обличительные высказывания настроили против него множество влиятельных лиц. Среди них оказалась и императрица Евдоксия, из-за конфликта с которой он был отправлен в ссылку сначала в Армению, потом – в нынешнюю Абхазию, где и скончался в 407 году.

Как справедливо отмечал Брендле, «Златоуст – последний великий городской ритор античности»[2], оставил после себя огромное наследие, которое является ярким отражением общественной и религиозной жизни того времени. На сегодняшний день печатные каталоги насчитывают более 1900 манускриптов святителя Иоанна, которые переведены практически на все языки мира. Эти произведения помогают увидеть особенности повседневной жизни византийского города взглядом христианского пастыря. «Он сочетал классическое образование с необычной стилистикой и ораторским искусством, так что его многочисленные сочинения являются одним из драгоценнейших сокровищ мировой литературы»[3].

Византийский город в IV веке. Крест как символ и путь

Слева ап. Павел и свт. Иоанн Златоуст. Византия, XI в. Сейчас в моастыре св. екатерины на Синае.png Справа ап. Павел и свт. Иоанн Златоуст. Византия, XI в. Монастырь св. Екатерины на Синае

Главным символом эпохи Иоанна Златоуста стал крест, изображавшийся в Константинополе на стенах зданий, официальных документах и в различных предметах быта.

Кстати, день кончины святителя и один из дней памяти – 27 сентября по новому стилю – также совпадает с праздником Воздвижения Креста Господня.

Slide42.jpg

…На шумных городских улицах Константинополя частым явлением становятся крестные ходы, дискуссии о Пресвятой Троице. Помимо культа Богородицы и Архангела Михаила, заметно выросло почитание местных святых.

Христианизации подверглись различные языческие обряды, которые наполнялись новыми смыслами. К таковым можно отнести празднества в честь сбора винограда, чем-то напоминавшее Дионисии (городской праздник, проводившийся с 25 марта по 1 апреля в честь бога Диониса; с шествием, маскарадом, состязанием поэтов и актеров и наградами победившим). Со временем виноградная лоза из символа вакханалий стала восприниматься как образ Христа («Я есть Лоза, а вы – ветви» (Ин. 15:5).

Наиболее зрелищные представления в цирке были приурочены к всеобщему празднованию главного христианского праздника – Пасхи.

В то же время в некоторых традициях прослеживалось стремление использовать христианскую веру с максимальной выгодой для себя, попытки «обмана» Проведения. Это мы видим на примере обычая знатных людей креститься под конец жизни (дабы омыть с себя перед смертью грехи и удостоиться Царствия Божьего).

Несмотря на христианские новшества, остается высоким интерес жителей и к различным видам развлечений – театру, ипподрому, зрелищным состязаниям. О таком праздном времяпрепровождении довольно часто сокрушался святитель Иоанн, призывая людей не тратить время на развлечения, в которых святитель видел корень многих бед («Ужели то, что (царь) закрыл театр, что сделал недоступным конское ристалище, что заключил и заградил источники нечестия? О, если бы они и никогда не открывались! Из них-то выросли в городе корни нечестия»)[4].

Клеймо житийной иконы свт. Иоанна Златоуста.jpg Клеймо житийной иконы свт. Иоанна Златоуста

Византия, по словам С.С. Аверинцева, была «пограничным явлением» между языческим и христианским мирами. С одной стороны, византийцы никогда не отказывались от своего античного наследия – достижений культуры, науки и искусства. С другой стороны, эллинизм противоречил христианской морали, а с этнополитической точки зрения – представлениям о римской исключительности и теории монархической власти[5].

Поэтому признание христианства государственной религией не только изменило духовную составляющую общественной жизни, но и поставило вопрос о взаимоотношении современников с традиционной эллинистической культурой. Вот почему на плечи проповедника того времени ложилась непростая задача не просто по разъяснению принципов веры, но и по сохранению целостности культуры и общества.

Брак и семья. Гармоничное и нежное партнерство

Особое значение в трудах святителя придается браку и семье. Как пишет исследователь А.А. Сапрыкина, «образ семьи как единого целого не является уникальной особенностью учения именно Иоанна Златоуста. Представление о доме как о священном месте мы находим еще в Ветхом Завете»[6]. Богослов называл брак «пристанью целомудрия», посвящая этой теме множество своих проповедей и посланий. Святитель писал: «Брак есть добро, потому что сохраняет мужа в целомудрии»[7], призывая с ответственностью относиться к созданию семьи. Видя браки по расчету, святитель Иоанн не раз подчеркивал, что супружество – это великое таинство, которое не должно ставиться по своему значению ниже материальной выгоды:

222.jpgКлеймо житийной иконы свт. Иоанна Златоуста 

«Брак надобно считать не торговлей, а союзом жизни», «Кто взял богатую жену, тот взял себе более госпожу, нежели жену»[8].

Говоря о выборе жены, Иоанн Златоуст отмечал приоритет внутренних качеств души невесты над ее красотой или богатством, обращал внимание на то, какая у девушки мать: «Жена благоразумная, кроткая и воздержная, хотя бы она была бедною, в состоянии будет распорядиться и бедностью лучше, чем другая богатством»[9], «Когда мать скромна, благопристойна и украшена всякой добродетелью, то она без сомнения может и мужа привлечь и привязать к себе любовью»[10].

В наставление мужу архиепископ писал о любви к супруге и необходимости взаимного уважения: «Не для того пришла к тебе жена, оставила отца и мать и весь дом, чтобы подвергаться оскорблению, чтобы ты принимал вместо нее низкую служанку, чтобы делал ей множество неприятностей; ты взял в ней спутницу, подругу жизни, свободную и равночестную»[11].

«Насилие изгоняет всякую дружбу и удовольствие; если же не будет дружбы и любви, а вместо этого страх и принуждение, то какое значение будет иметь брак»[12].

Осознание единства мужа и жены является, по мнению святителя, лучшим средством искоренения и предотвращения любых возможных конфликтов, в том числе и связанных с гендерным неравенством[13].

По мнению Златоуста, любое начальство существует лишь для того, чтобы способствовать спасению подопечных и предполагает постоянное совершенство начальствующего[14]. Отец стоит во главе семьи не только как власть имущий, но и как воспитатель детей, который будет нести ответственность непосредственно перед Богом. Быть учителем для Златоуста – это и задание, и свойство каждого отца как такового.

Дионисий. Учение свт. Иоанна Златоуста. Фреска Ферапонтова монастыря.png Дионисий. Учение свт. Иоанна Златоуста. Фреска Ферапонтова монастыря

Неудачный брак считался большим горем, «чем-то подобным кораблекрушению, несущему опасность для самой человеческой жизни»[15]. Повторные браки не запрещались, но и не одобрялись обществом и порицались Церковью, голосом которой был Иоанн Златоуст. «Как девство лучше брака, так первый брак лучше второго»[16], – писал он. «Как девственница, растлившаяся после обета девства, грешит хуже прелюбодеяния; так и вдова, однажды давшая обет (вдовства), а потом поправшая завет с Богом, впадает в такой же грех и подлежит такому же наказанию»[17], – таков строгий комментарий пастыря. Известно, что третий брак осуждался Церковью, а четвертый мог повлечь за собой меры вплоть до разлучения супругов.

Святитель Иоанн пишет о том, что настоящим христианам необходимо быть честными в первую очередь с самими собой и не создавать внешнюю видимость своего благочестия (например, девства), а вести соответствующий своему строю и способностям образ жизни. Наиболее подробно святитель коснулся этого в послании «К девственницам, жившим вместе с мужчинами». Как бы обращаясь к одной из таких женщин, он написал: «Тебе следовало не девство избрать, а вступить в брак; ибо гораздо лучше для этого вступить в брак, нежели действовать таким образом. Брака ни Бог не осуждает, ни люди не укоряют»[18].

Отсюда мы можем сделать вывод, что выбор безбрачия бесспорно уважался как Златоустом, так и самим обществом. Но при этом часто за образом целомудренной жизни скрывалось непонимание истинных смыслов девства и, как следствие, грех.

Подводя итоги, отметим, что в ранневизантийском городе к браку и внутрисемейным отношениям относились с полной серьезностью и уважением. Как отмечал Jonathan R.R. Tallon, основываясь на словах Златоуста: «Брак должен быть гармоничным и нежным партнерством»[19]. А образ настоящего богоугодного брака строился на таких качествах, как верность, преданность семье и взаимное уважение. Настоящий смысл супружества виделся в создании союза, который по христианскому вероучению соединяет двух людей не только на земле, но и в жизни вечной. А из последнего тезиса как раз и вытекает неприятие повторных браков.

Социальные отношения. О пустующих храмах

Рассмотрим повседневные проблемы жителей города, идеалы, к которым призывает стремиться святитель Иоанн Златоуст. Например, обращаясь к женщинам, пастырь говорит с горькой иронией, что они любят свои безделушки, вероятно, так же, как собственных детей, и добавляет: «Одежды даны нам не для того, чтобы мы украшали себя, но чтобы прикрывали стыд наготы, не для того, чтобы мы облекались в то, что может посрамить нас хуже наготы»[20].

Мы также знаем, что женщины в богатых семьях занимали главенствующую роль в управлении хозяйством. Все устройство дома ложилось на их плечи: «Бог предоставил жене попечение о доме, а мужьям – все дела гражданские»[21].

В византийском обществе девочка воспитывалась как хранительница домашнего очага и продолжательница рода, женщина становилась фактически «ядром семьи, вокруг которого сплачивались остальные ее члены»[22].

Постоянными спутниками горожан становятся пост и молитва. Святитель не раз призывал свою паству не забывать обращаться к Богу во всех жизненных ситуациях: «Ничто так обыкновенно не ограждает вас от нападения, как молитва и усердное прошение»[23], причем самая действенная молитва, по словам богослова, не дома, а в церкви, «где такое множество отцов и где единодушно воссылается песнь к Богу»[24].

Посты (многодневные, такие как Великий или Рождественский, а также  однодневные в среду и пятницу) соблюдались верующими довольно строго. При этом Иоанн неоднократно отмечал, что сокровенный смысл поста заключается не в отказе от пищи, но в творении добрых дел и изменении себя в лучшую сторону: «Пост значит не то, чтобы провести только время, но чтобы провести его в добрых делах»[25].  

Клеймо житийной иконы свт. Иоанна Златоуста .jpg Клеймо житийной иконы свт. Иоанна Златоуста

Надо отметить и тот факт, что, несмотря на победу христианства, старые традиции и суеверия еще долго преследовали византийское общество. Например, горожане по-прежнему боялись колдовства и порчи, верили в сны, носили амулеты и хранили талисманы в спальнях. Но такими «оберегами» теперь становятся в том числе священные предметы и даже Евангелие. Это мы также узнаем из речей архиепископа Иоанна: «Не видишь, как женщины и малые дети привешивают к шее Евангелия в качестве великой охраны и носят их повсюду, куда бы ни пошли?»[26].

Организация похоронных процессий во времена Иоанна Златоуста перешла в ведение Церкви, в связи с чем языческие гимны заменили псалмы, а плакальщиц – монахини[27].

Святитель Иоанн снова и снова призывал людей посещать храмы, слушать литургию и приобщаться церковных таинств. С болью в сердце он говорил о малом количестве участников богослужений в «день рождения человеческой природы» – в воскресенье. Он призывает паству оставить все свои дела и посвятить это время Богу: «Оттого, что в этот день (воскресный) прекращается всякая работа, душа от успокоения становится веселее, а что всего важнее – в этот день мы получили бесчисленное множество благ» [28].

Святитель постоянно указывал на необходимость взаимопомощи и доброго отношения друг к другу: «Для того мы и живем вместе, населяем города и собираемся в церквах, чтобы “бремена друг друга” носить, чтобы исправлять друг друга от грехов»[29].

По сути проблемы в человеческих взаимоотношениях, освещаемые Златоустом, не сильно отличаются от сегодняшних.

Вот святитель Иоанн упоминает о том, что люди бывают недовольны, «принимая каких-нибудь знакомых и родственников, и тяготятся, если они проживут у нас один или два дня». Богослов призывал быть человеколюбивыми и терпеливыми: «не будем нерадеть о живущих вместе с нами, потому что величайшее наказание и невыразимое мучение предстоит тем, которые нерадят о своих домашних»[30]. Пастырь убеждал, что настоящему христианину, хранящему в своем сердце любовь, надо не только ласково обходиться со своими домашними, но и не забывать о нищих и страждущих. «Проходя чрез площадь и по улицам и поспешая в ваше собрание, я видел много лежащих среди дороги людей, из которых одни без рук, другие без глаз, иные покрыты струпьями и ранами, и выставляли на вид те особенно члены, которые нужно бы закрывать по причине находящегося на них гноя, и почел крайне бесчеловечным – не сказать об них любви вашей»[31].

Святитель Иоанн призывает к распространению слова Божьего среди неверующих сограждан: «Чтобы вам не напрасно собираться сюда, со всем усердием, как я часто просил и не перестану просить, приводите к нам братий, убеждайте заблуждающихся», «Позаботьтесь о своих братиях, привлеките их, призовите»[32].

Иконы – святитель Иоанн Златоуст и он же вместе с учителями Церкви Григорием Богословом и Василием Великим.jpg Иконы – святитель Иоанн Златоуст и он же вместе с учителями Церкви Григорием Богословом и Василием Великим

Развлечения и досуг

Воздействие христианства на общественную жизнь вылилось в осуждение и запрет кровавых гладиаторских боев. Однако вместо них очень скоро широкую популярность приобрели состязания на ипподроме.

Ипподром пришел на Восток из Рима, встретив в Константинополе столь многочисленных и страстных поклонников, что стал почти синонимом и одним из самых необходимых условий городской цивилизованной жизни[33].

Многочисленными речами, осуждающими страсть к конским ристаниям, святитель Иоанн также свидетельствует о возросшей роли этого времяпрепровождения в жизни Антиохии конца IV века. «А что они делают? С вечера собираются все вместе, ходят друг к другу в дома до зари, назначают себе и другие места, чтобы, собравшись вместе, тем с большим удовольствием идти на сатанинское то зрелище»[34]. Игры на ипподроме поглощали и увлекали людей, занимали их умы подобно, может быть, нынешнему футболу.

Но еще более непримиримой была позиция Церкви по отношению к театру. «Дьявол, ввергнув город в театр, как бы в какую печь, затем поджигает снизу, подкладывая не хворост, не нефть, не смолу, а что гораздо хуже этого, любодейные взгляды, срамные слова, развратные стихотворения и самые негодные песни»[35], – писал святой Иоанн Златоуст.

Как нам сообщает историк-византист Г.Л. Курбатов, в своей частной жизни многие актрисы отличались легкостью поведения. Поэтому для Златоуста слова «актриса» и «блудница» – синонимы. Для аристократов браки с актрисами даже были запрещены до 527 года, но на связь с ними смотрели спокойно, и они часто были на содержании у видных и знатных лиц[36].

Вместо заключения

Основываясь на проповедях и речах святителя Иоанна, можно сделать вывод о том, что христианство изменило жизнь людей, но богатое античное прошлое напоминало о себе через сохранение языческой обрядовости, своеобразия культуры и всего жизненного уклада.

Святитель Иоанн Златоуст – проповедник строгой нравственности – подробно обрисовал нам картину своего настоящего, описал сложности, характерные для новообращенного христианского мира, и указал те ориентиры, к которым должны стремиться верующие.

И мы видим, что проблемы повседневной жизни, искренне волнующие пастыря в IV веке, актуальны для христианского мира и на сегодняшний день. Вновь и вновь мы слышим с амвонов призывы быть, а не казаться христианами, имеющими искреннюю веру в своем сердце и любовь к ближним в делах. Вновь и вновь священники указывают на пустующие храмы и призывают верующих участвовать в церковной жизни.

Многое ли изменилось с тех пор?


[1] Брендле Р. Иоанн Златоуст. Проповедник, епископ, мученик. М., 2006. С. 20
[2] Там же. С. 51
[3] Васильев А.А. История Византийской империи. СПб., 1998. Т. 1. С. 270
[4] Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста. СПб., 1898. Т. 1–3 (репр. М., 1991–1994). С. 193
[5] Ващева И.Ю. Эллинизм в системе византийской идентичности // Tractus aevorum: эволюция социокультурных и политических пространств. 2016. №1. С. 26
[6] Сапрыкина А.А. Понятие дома в контексте образования детей по учению святителя Иоанна Златоуста // Вестник ПСТГУ. Серия 4: Педагогика. Психология. 2014. №3 С. 49
[7] Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста. Указ. соч. С. 316
[8] Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста. Указ. соч. С. 229-230
[9] Там же. С. 231
[10] Там же. С. 242
[11] Там же. С. 211
[12] Там же. С. 349
[13] Логиновский С.С. Иоанн Златоуст о гендерном неравенстве в семье // Вестник ОмГУ. 2015. №2. С. 102
[14] Логиновский С.С. Указ. соч. С. 101
[15] Ред. З.В. Удальцова, С.С. Аверинцев. Культура Византии. IV - первая половина VII в. М., 1984. С. 97
[16] Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста. С. 389
[17] Там же. С. 391
[18] Там же. С. 189
[19] Jonathan R.R. Tallon. Указ. соч. С. 155
[20] Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста. С. 289
[21] Там же. С. 230
[22] Поляковская М.А., Чекалова А.А. Указ. соч. С. 746
[23] Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста. С. 531
[24] Там же. С. 512
[25] Там же. С. 186
[26] Там же. С. 219
[27] Ред. З.В. Удальцова, С.С. Аверинцев. Указ. соч. С. 98
[28] Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста. Указ. соч. С. 268
[29] Там же. С. 188
[30] Там же. С. 87
[31] Там же. С. 264
[32] Там же. С. 138
[33] Поляковская М.А., Чекалова А.А. Указ. соч. С. 111
[34] Там же. С. 139
[35] Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста. С. 348
[36] Курбатов Г.Л. Указ. соч. С. 109



Арина

09.09.2022 01:53:2022

Спасибо за интересный рассказ! Просто удивительно: ничего не менятся в этом мире