Военные священники на передовой

push.jpg,
Пушкарь Александр

Сегодня в зоне Специальной военной операции постоянно несут служение от 15 до 25 штатных военных священников РПЦ и примерно столько же внештатных. Пастырей на фронте остро не хватает. Почему сложилась такая ситуация? Предлагаем фрагмент исследования выпускника Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Александра Пушкаря «Социальный статус военного духовенства в современной Российской армии».

История вопроса

Институт военного духовенства имеет богатую историю. Своего наивысшего развития в Российской империи он достиг во время Первой мировой войны. До этого в ведомстве состояло около 730 военных пастырей, во время войны их стало уже более 5 000 человек, священники занимались не только духовным окормлением солдат, но и обучением их грамоте и письму[1].

1-1.jpgСвященник благословляет раненого солдата во время русско-японской войны (картина 1904-1905 гг.) 

После революционных событий 1917 г. институт военного духовенства был в России фактически ликвидирован.

И только в начале 90-х годов XX века, на фоне локальных вооруженных конфликтов, его попытались возродить. В 1994 году Святейшим Патриархом Алексием II и министром обороны Павлом Грачёвым было подписано соглашение о сотрудничестве, организован «Координационный комитет по взаимодействию между Церковью и Армией в Российской Федерации». В 2009 году главы наиболее крупных религиозных общин России, образовав Межрелигиозный совет России, обратились к руководству страны с предложением о воссоздании института военного духовенства. И 21 июля 2009 года, после встречи со Святейшим Патриархом, Президент России Д.А. Медведев одобрил данное предложение.

24 января 2010 года министром обороны было утверждено «Положение по организации работы с верующими военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации»[2]. В армии были введены должности помощников командиров по работе с верующими военнослужащими. А в декабре 2013 года Священный Синод принял «Положение о военном духовенстве Русской Православной Церкви в Российской Федерации»[3], регламентирующее права и обязанности военных священников с точки зрения Церкви.

Назначенные министром обороны священники по согласованию с соответствующими религиозными общинами (епархиями) проходили необходимую подготовку на условиях, установленных Минобороны России. В нескольких десятках военных вузов были открыты православные кафедры и отделения, где читались специальные курсы по основам православной культуры, «Религиоведения и воспитательной работы с верующими военнослужащими». На должности военных священников привлекались в том числе офицеры запаса, прошедшие обучение в духовных школах и рукоположенные во священников[4].

В результате к 2016 году в Министерстве обороны были задействовано 178 человек, рекомендованных РПЦ, из них 10 не имели священного сана, остальные священники[5].

Таким образом, созданный институт военного духовенства оказался под двойным контролем армии и Церкви, по сути дела не имея собственной организационной структуры.

С одной стороны, военный священник в Российской армии наделен правами и обязанностями помощника командира по работе с военнослужащими, назначается на должность Министерством обороны, подчиняется действующему в армии распорядку и Уставу, проводит большую часть времени в воинской среде. С другой стороны, он духовно окормляет военных, на него не может быть возложено выполнение задач, противоречащих социальному статусу духовенства. Он не вправе с оружием в руках участвовать в боевых действиях. Для священников не закреплен набор прав и обязанностей, а также социальных гарантий, которые распространяются на военных. Расписанный во внутреннем церковном уставе перечень обязанностей подробно регулирует преимущественно морально-этическую сторону жизни представителей духовенства; при этом священник осуществляет в армии множество ролей, от духовного окормления до военно-патриотического воспитания военнослужащих.

Священники рвутся в бой

Неопределенность статуса военного духовенства высветилась в ходе Специальной военной операции, когда потребность в священниках на фронте многократно возросла. Оказалось, что пастырей в зоне боевых действий не хватает – несмотря на большое количество добровольцев, готовых отправиться в зону боевых действий.

Митрополит Курганский и Белозерский Даниил назвал три причины, по которым в регионе есть трудности с отправкой священнослужителей в зону СВО. «Многие зауральские священники просятся добровольцами на передовую, но существуют проблемы с их отправкой: это и отсутствие их замены на приходах, и неясный статус в зоне СВО, отсутствие социальных гарантий для семей и многое другое».

2-1.jpgМобильный храм на базе УАЗ «Патриот» 

По словам епископа Зеленоградского Саввы (Тутунова), основная проблема заключается не столько в недостатке финансовых средств для содержания священнослужителей, сколько в том, что последних не допускают в действующие войска, оставляя в прифронтовых областях. А не пускают батюшек в зону спецоперации, «поскольку они являются гражданским персоналом».

Сегодня в зоне СВО идет активное разворачивание так называемых мобильных храмов на базе машины УАЗ «Патриот», напоминающей армейскую палатку. В сентябре 2022 года в распоряжении Вооруженных Сил РФ находилось более 300 таких религиозных объектов.

Патриарх Кирилл о военных священниках

1 декабря 2022 года Святейший Патриарх Кирилл встретился в храме Христа Спасителя с представителями военного духовенства РПЦ и коснулся в том числе вопроса служения священников в условиях вооруженного конфликта.

WhatsApp Image 2022-12-22 at 13.51.13.jpeg Встреча Святейшего Патриарха Кирилл с военными священниками 1 декабря 2022 года

Предстоятель Церкви, в частности, говорил о том, что «уже много месяцев исполняют свой пастырский долг как штатные, так и внештатные военные священники, которых там, тем не менее, очень не хватает, о чем постоянно сообщают сами военнослужащие и их родственники... Штатное военное духовенство присутствует в этой зоне большей частью по ротации, посредством откомандирования на короткие сроки».

По словам Патриарха, срок пребывания в зоне СВО – от двух недель до месяца. Фактически одновременно в зоне СВО находится от 15 до 25 штатных военных священников.

«Понимаю, что это очень мало, – сказал Предстоятель РПЦ, – летом 2022 года было принято решение об организации командировок в зону СВО внештатных священнослужителей. Такие поездки осуществляются с июля 2022 года посредством прикомандирования священнослужителей к Синодальному отделу по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами. В ноябре 2022 года в зоне СВО побывали 25 внештатных военных священнослужителей».

Служба военного священника в зоне СВО сопряжена с серьезной опасностью, риском для жизни. Патриарх Кирилл назвал имена священнослужителей, погибших при исполнении пастырского долга в 2022 году, это: протоиерей Олег Артемов (24 марта), иерей Анатолий Григорьев (9 сентября), протоиерей Евфимий Козловцев (25 сентября), протоиерей Михаил Васильев (6 ноября), иерей Александр Цыганов (21 ноября).

За мужественное несение пастырского служения в военных условиях Святейший Патриарх вручил всем присутствующим священникам медали благоверного князя Димитрия Донского.

22 декабря 2022 года на ежегодном Епархиальном собрании духовенства Москвы Патриарх Кирилл еще раз отметил, сколь важно, чтобы в условиях военных действий рядом с воинами находились священники, которые молились бы вместе с ними, пастырски их окормляли, наставляли в Евангелии, исповедовали, причащали Святых Христовых Таин.

В то же время, отвечая на вопрос, подлежат ли священники мобилизации в случае объявления таковой, Патриарх Кирилл, в частности, сказал:

«К сожалению, в законодательстве отсрочка от мобилизации для представителей духовенства на сегодняшний день не предусмотрена. При этом святые каноны Церкви строго запрещают священнослужителям вступать на военную службу. Так 83-е правило святых Апостол говорит: «Епископ, или пресвитер, или диакон, в воинском деле упражняющийся […] да будет извержен из священного чина. Ибо кесарево кесарю и Божие Богу», а 7-е правило IV Вселенского Собора предписывает «вчиненным единожды в клир и монахам не вступать в воинскую службу […]. Дерзнувших на сие, и не возвращающихся с раскаянием к тому, что прежде избрали для Бога, предавать анафеме».

РПЦ по договоренности с руководством Министерства обороны удалось прийти к временному решению, благодаря которому духовенству была предоставлена отсрочка от мобилизации на все время пребывания в священном сане. «Вместе с тем, - сказал Патриарх, - считаю важным, чтобы данное решение было закреплено». Решение этой задачи было возложено на Правовое управление Московской Патриархии.

Гражданский статус военного священства

Наше исследование института военного духовенства в России проходило в два этапа. На первом был выделен ряд характерных особенностей деятельности военного священства.

3-1.jpgНа священнике в армии лежит духовное окормление военнослужащих, оказание им психологической помощи и патриотическое воспитание 

На втором этапе с помощью метода экспертного опроса была проверена актуальность полученных данных о характере деятельности военного духовенства.

В качестве экспертов выступили священники, имеющие опыт работы на должности помощника командира по работе с верующими военнослужащими.

Также были приглашены к участию в опросе респонденты, работающие в Синодальном отделе по взаимодействию с верующими военнослужащими, и священники, знакомые со спецификой работы военного духовенства в армии. Всего было опрошено 24 эксперта.

Еще раз отметим, что официально деятельность военных пастырей регулируется двумя документами: «Положением о военном духовенстве Русской Православной Церкви в Российской Федерации» (2013 г.), а также «Положением по организации работы с верующими военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации» (2010 г.). В церковном положении больше внимания уделяется требованиям и обязанностям военного духовенства, нежели его правам. А в положении Министерства обороны о правах сказано лишь то, что: «Обеспечение жилыми помещениями, медицинское обеспечение, выплата заработной платы, другие социальные выплаты должностным лицам по работе с верующими военнослужащими осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации и отдельными решениями Министра обороны Российской Федерации».

Опрошенные нами священники говорили о том, что денежной поддержки, которую они получают за несение службы в горячих точках, не вполне достаточно.

Один из наших респондентов рассказывает: «Слава Богу и за то, что есть. Но только вот командировочных нам не положено. Командировка – это ведь выпадение из семьи. Отсутствие поддержки (особенно, в такие моменты, когда военный священник уезжает в неофициальную командировку) чревато последствиями» (военный священник из Пскова, 38 лет).

Похожую мысль высказал батюшка из Костромы: «Военные священники на должности помощника командира по взаимодействию с верующими военнослужащими, конечно, получают жалование, но это жалование совершенно не соразмерно с тем, которое, например, положено контрактным военнослужащим. Священники работают на гражданской должности в армии и получают куда меньше, чем военнослужащие по контракту. И тем более жалование существенно меньше, чем то, что получают офицеры» (военный священник из Костромы, 44 года).

«Основная масса военных священников женаты, у них иногда даже и по восемь детей, и по девять. И они ездят в командировки какие-то серьезные. И, конечно, то, что им платят... это практически ничего. При этом неизвестно даже, вернется человек живой или нет» (военный священник из Иваново, 48 лет).

Некоторые выводы

Подводя итоги исследованию, еще раз отметим, что военное духовенство в армии пребывает по факту в двойном подчинении. Несмотря на то, что военный священник, находясь на должности помощника командира части по взаимодействию с верующими военнослужащими, подчиняется непосредственно командиру, в то же время он имеет обязательства и перед своим архиереем, руководствуясь Уставом РПЦ.

Можно говорить о выполнении в армии военными священниками трех типов задач: это духовное окормление военнослужащих, оказание психологической помощи и культурно-патриотическое воспитание.

При этом священник остается гражданским лицом, на него не распространяются социальные льготы и выплаты для военнослужащих. Должность военного священника в армии по факту является должностью гражданского обеспечения части, что также влияет на характер прав военного священника, снижает его общий социальный статус.


[1]      Военное духовенство // Культура веры [электронный ресурс] // URL: http://religiocivnis.ru/hristianstvo/christ-vZ3430-voennoe-duhovenstvo.html (дата обращения: 02.10.2018)
[2]   Положение по организации работы с верующими военнослужащими Вооружённых Сил Российской Федерации // Вестник военного и морского духовенства. Интернет-журнал [электронный ресурс] // URL: http://kapellan.ru/polozhenie-po-organizacii-raboty-s-veruvushhimi-v~vooruzhennvx-silax-rf.htm (дата обращения: 04.09.2019)
[3]    Положение о военном духовенстве Русской Православной Церкви в Российской Федерации // Вестник военного и морского духовенства. Интернет-журнал [электронный ресурс] // URL: http://kapellan.ru/polozhenie-o-voennom-duxovenstve-russkoi-pravoslavnoi-cerkvi-v-rossijskoi-federac... (дата обращения: 06.09.2019)
[4]   Котков В.М. Военное духовенство России. Страницы истории. В 2-х кн., кн. 2. СПб.: Нестор, 2004. С. 9
[5]    Актуальные вопросы деятельности военных священников обсудили в Приморье // Вестник военного и морского духовенства. Интернет-журнал. 24 февраля 2016 года [электронный ресурс] // URL: http://kapellan.ru/aktualnye-voprosv-deyatelnosti-voennyx-svyashhennikov-obsudili-v-primore.html (дата обращения: 19.09.2019)



Светлана

10.08.2023 12:45:2023

Моя мечта помогать военному священнику ,в подготовке к причастию ,исповеди ,закончила курсы катехизаторов ,в церкви почти 20 лет .Семьи нет ,поэтому мне проще чем семейному священнику .Младшая мед сестра ..А я бы добавила к статье вот что ,утрачен и институт сестер милосердия ,а ведь сестра не только помогала ,цель была и в духовном утешении .Расскажу случай ,попала я как то в институт Склифосовского ,я понимала что должна умереть ,и взмолилась простить меня .Из коридора меня удосужились забрать к врачу ,а в коридоре умирал мужчина ,мимо проходившая мед сестра смеясь !! отвечала ,а чего к нему подходить ,он же умирает ..Это врезалось в память .Когда то мой дед фронтовик умер в поликлинике ,его без очереди не пустили1984 год друзья!!! Вышла врач и сказала его не трогать он умирает ..И потом я наблюдала в Склифе абсолютную бездушность ,когда просила обезболивающее ,а мед сестра сказала что время уколов прошло .А мне доктор назначил не по времени ,а по требованию ! Спорить просто сил не было .Чтоб вынести судно заплати ,чтоб подошла санитарка заплати ..И увы ,поэтому ,знаю ,что такая ситуация во многих местах ..Надо возрождать институт сестер милосердия ! Необходимо ! И священники найдутся в большем количестве ,чем от 15 до 25 !! Если в епархиях проводить работу и выделять средства ,чтоб они могли содержать семьи ,на время более длительных командировок ,чем месяц .

Давид

16.01.2023 04:24:2023

Добрый день, Позвольте поблагодарить вас за замечательный материал. Скажите пожалуйста, где я могу найти полное исследование уважаемого Александра? Пытался найти информацию на просторах интернета, но не смог. Заранее благодарю за ответ. С уважением