Вспоминая начало Великой Отечественной войны, в Издательском совете Русской Православной Церкви говорили о подвиге русского народа, когда все от мала до велика, вся страна, все ее отрасли работали на Победу. В чем отличие дня нынешнего? Что требуется от всех нас сегодня, когда на фронте точно так же гибнут наши бойцы? Об этом рассуждали участники круглого стола «За други своя: бессмертие подвига».
Круглый стол «За други своя: бессмертие подвига» в Издательском Совете Русской Православной Церкви
Митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви:
Все мы помним подвиг нашего народа в Великую Отечественную войну, – не как свидетели, но по рассказам дедов и отцов, которые ту войну застали. Мы им сопереживаем. Почему? Потому что наш народ в борьбе с фашизмом объединил все свои силы – и победил. В то время немецкая армия вбирала в себя всю Европу, даже больше, чем Европу. На ее стороне были страны и с других континентов. Но Россия, весь Советский Союз, что сплачивал людей многих наций, как и разных мировоззрений, смог выстоять благодаря подвигу миллионов людей на фронте, в партизанских отрядах, в тылу – на полях и у станков.
Вся страна тогда работала на Победу. На заводах трудились даже дети – подростки.
Отдавали свои лучшие годы вместо того, чтобы играть, развлекаться, – все силы полагали на выпуск необходимого для фронта. Почему? Потому что все осознавали, что Родина в опасности.
Владыка Климент (Капалин)
Люди того времени умели работать – это важнейший фактор того, что наш народ выстоял и победил. Тогда в большинстве семей детей растили, сызмальства приучая к труду. У каждого по дому были свои обязанности, особенно это касалось тех, кто жил в сельской местности. Начиная с 5-7 лет ребенку уже давали свое послушание: гусей пасти или за козой следить – ребенок сидел там на каком-то стульчике, следил – развивалась ответственность. И то, что все были приучены к труду, тоже помогло победить. Все работали, чтобы приблизить Победу.
Готовность к подвигу не сразу появляется у человека, она вырастает из его внутреннего отношения к тому, что происходит.
В основе подвига всегда лежит любовь. Любовь к Богу, любовь к ближнему, любовь к своей Родине.
Человек, когда растет в обстановке самоотдачи, понимает, что в трудную минуту он обязан и жизнь свою положить за други своя. Это важная часть и воспитания, и жизни всего нашего общества в еще недавнем времени. Нам надо больше говорить о героической сути нашего народа, чтобы и молодое поколение помнило о наших победах, свершениях, героях.
В наши дни особенно требуется подвиг. Любая война требует подвига.
Сейчас, чтобы защитить наше Отечество, мы должны точно так же, как это было и в середине прошлого века, и ранее не раз в нашей истории, все объединиться в подвиге за спасение России.
Я вспоминаю святителя Феофана, который, находясь в Вышенском монастыре, в затворе, так сказал про Балканскую войну: «Русский человек должен встать, объединиться любовью и помнить, что всегда победа будет за нами». Тогда, во времена святителя Феофана, война, казалось, шла где-то далеко за пределами России, но люди понимали, что это наша война, и всемерно содействовали, поддерживая русское воинство.
То же самое требуется и сегодня в наши дни, чтобы все объединились и поддержали наших воинов, которые тоже стоят за свободу России, за православие, за культуру, за нашу Родину.
Святослав Юрьевич Рыбас зачитывает фрагмент из своей книги
Святослав Юрьевич Рыбас, писатель, общественный деятель:
Я зачитаю цитату из своей книги «КГБ. Апокалипсис. Чекисты, националисты, либералы и гибель Старой площади», фрагмент рассказа Сергея Переслегина: «СССР в середине 1980‑х с очевидностью ждал поколенческий кризис и смена элит. То есть «игра» стала сложной и рискованной для обеих сторон, что провоцировало использование психоисторических техник. Здесь у США было явное преимущество, поскольку «американская психоистория» была создана в начале 1950‑х и уже в 1960‑е использовалась для нужд управления. В СССР руководство страны всё ещё пользовалось устаревшими марксистскими схемами начала XX века, попытка И. Ефремова создать новую модель исторического развития («Час быка», 1968 г.) не привлекла внимания, да отчасти и запоздала… Психоисторики США пришли к выводу, что идеологической основой советской империи является коммунистическое мессианство, гордость за армию и победу в Великой Отечественной войне, успехи в космических исследованиях и ядерной энергетике, а также высокая оценка своей культуры. Было понятно, что разрушение общего идеологического поля уничтожит «новую историческую общность людей – советский народ», что приведёт к лавине этнических конфликтов…»
Святейший Алексий II
Тема, которая сейчас звучит, на грани современной мировой войны. Мне сейчас вспомнился разговор со святейшим Алексием II. Я тогда возглавлял Фонд восстановления храма Христа Спасителя, и о нем у нас шла речь. Мы отбили территорию бассейна «Москва», на которую претендовали американцы и красные. Тогда мои товарищи принесли путеводитель по панораме Франца Рубо по войне 1812 года. И я говорю Патриарху:
– Там есть картина «Кавалерийский бой во ржи», на которой изображен русский кирасир в окружении саксонских кирасиров, он рубится, у него окровавлена голова, по сути, он обречен. И в путеводителе приводится документ, на который опирался Франц Рубо. А там написано, что это кирасирская дивизия генерала Бороздина, полк стоит и в центре урядник Игнатий Рыбас. И он «метал смерть направо и налево», – такое поэтическое выражение в донесении. И я говорю:
– Ваше Святейшество, вот мы только что открыли! Такое явление произошло именно в момент нашей борьбы за восстановление храма.
А он мне отвечает:
– Вы знаете, как мы стали заниматься этим делом, мне тоже стало известно, что один мой предок генерал-майор Александр Карлович Ридигер был участником множества боев Отечественной войны 1812 года. Георгиевский кавалер.
Мы так с изумлением посмотрели друг на друга и говорим: предки наши, как только мы начали заниматься восстановлением этого храма, построенного в честь победы над Наполеоном, как, впрочем, и других русских побед, они нам тут же открылись.
Есть мистика истории, которую не учитывают и не могут учесть никакие американские психотехники. Они не знают этой тайны, которая нам известна!
Сам я уроженец Донецка. У меня в роду 20 горных инженеров начиная с XIX века. Я знаю, что это особый субэтнос. Почему я так считаю? В начале XX века на 1000 шахтеров к концу года оставалось в живых 700 человек, то есть 30% гибли. В советское время – на каждый миллион тонн угля – потрачена жизнь шахтера. Три шахтерских дивизии жуть на фашистов наводили. И вот сейчас там происходит возрождение этого героического духа.
Сейчас мы в издательстве «Вече» выпустили книгу «Знаменитые люди Донбасса». Это же всегда была могучая кадровая кузница империи – оттуда порядка 20 министров, замминистров было «экспортировано». Донецк конкурировал с Киевом. В Киеве преобладает местечковая психология, а Донбасс – это имперская психология.
То, что сейчас там, на Донбассе, происходит, – это наследие той войны, в память которой мы сегодня в день ее начала собрались.
Николай Федорович Иванов
Николай Федорович Иванов, председатель правления Союза писателей России:
Где тот ресурс, благодаря которому мы в Великую Отечественную войну победили? Ту войну называли битвой моторов, техники. Но правильнее, наверно, как ни странно, американский историк Дэвид Гланс сказал: «Великая Отечественная война – это битва культур».
Ни больше, ни меньше – как бы ни была сильна техника, ею управляют люди – и победил дух нашей армии.
Я приехал как-то в Великий Новгород к поисковикам, выхожу на перрон, а меня встречает командир поискового отряда, радостный такой:
– Коля, мы солдатика, – говорит, – подняли! 75 лет стоял на коленях.
– Как?
– В окопе стрелял, поразило его осколком, упал на колени, его землей засыпало, и так он 75 лет на коленях и простоял. Сегодня похоронили.
И какое же это счастье у поисковика.
Меня поразило, что в декабре 1945 года у нас в стане катастрофически не хватало бумаги. Потому что миллиардными тиражами стали издаваться листовки, плакаты, многократно увеличились тиражи всех газет. Тиражи газет распространялись на языках народов России – и это было из расчета, что одна газета на языках народов России предназначалась на 5-10 человек. Суммарный тираж всех этих печатных продуктов перевалил тогда за 1 млрд экземпляров.
Мы сегодня издали 7 сборников поэзии – 700 тыс. экземпляров – мы, с одной стороны, радуемся, но с другой – тоже понимаем, насколько это мало по сравнению с тем миллиардом.
Учитывая важность печатного слова, тогда Политбюро ежеквартально собиралось, анализировало и требовало отчета, сколько было выпущено бумаги и на какую продукцию эта бумага ушла. Вот сейчас прошло полтора года с начала СВО, мне бы хотелось спросить: кто-то сейчас задумывался о чем-то подобном? Нас, писателей, журналистов, собрал ли хотя бы раз Департамент по поддержке СМИ, спросили ли нас: «Ребята, что вы пишете? Что вы делаете? Какое усиление необходимо?» Нет!
Тогда во время еще Великой Отечественной войны и композиторы, и писатели, и поэты, и художники – выработали внутреннюю цензуру, они поставили негласное табу на создание пессимистических произведений.
Не было тогда никаких пессимистических произведений. Даже при отступлении в журналистике, в прозе рефреном шли слова: временно оставленные территории, временные неудачи – это всё рефреном шло и вырабатывало нашу позицию.
В самом начале войны 23 июня – первые артисты определили, что где бы ни находились наши деятели культуры, они должны работать на фронт, должны работать на Победу. В годы Великой Отечественной войны было организовано около 4000 фронтовых бригад, в которых участвовали 42 тысячи актеров, которые сыграли 1 млн 350 спектаклей. Вот это поддержка со стороны фронта культурного боевому!
Только сейчас, три месяца назад, Министерство обороны создало, наконец, две фронтовых бригады, эти бригады пошли в войска, в эти бригады были включены артисты Центрального театра армии. Но! Усильте – сделайте усиление нашими поэтами, композиторами, которые готовы туда ехать.
Еще, говоря о бессмертии подвига в Великой Отечественной войне и почему этот подвиг случился, приведу цифры. В ноябре 1941 года вышла директива о сборе материалов Великой Отечественной войны для экспозиций существующих и будущих музеев – заглядывали вперед начиная с 1941 года! Весной 1943 года в осажденном городе на Неве печатались уже карты Берлина. Когда вот такой посыл идет в народ, когда мы говорим о Победе – это работает!
Но самое главное для нас, людей пишущих, через два месяца после начала войны, то есть в августе, вышло постановление ЦК ВКП(б) о работе на фронте военных журналистов – и выбраны были лучшие: К. Симонов, Б. Полевой, М. Шолохов, А. Толстой и т.д. Они одели шинели и поехали на фронт. И уже их слово работало на Победу.
Антология национальной поэзии «Мы с вами, братья!»
Собрал ли нас Департамент по работе со СМИ – собрали, спросили: ребята, кто поедет? Чем мы можем помочь? Что мы придумаем? Давайте мозговой штурм сделаем. Не собрали и не соберут, потому что им всё кажется, что это большая политика, а они не хотят «лезть в большую политику». Страна уже вся этим живет, а до них всё не дойдет никак, что это за война идет?
К 1943 году в армии издаются 64 газеты на национальных языках тиражами от 8 до 5 тысяч еще и с тем расчетом, что один номер прочтут 5-10 человек.
Вот сейчас мы издали сборник «Мы с вами братья», куда собрали и перевели поэтов национальных республик. Так мы показали бойцам, которые там, на фронте, сейчас воюют: вся Россия с вами. С 1944 года ничего подобного не издавалось.
Но опять же, когда мы попросили денег, – мне сказали, деньги распределены, денег нет. На войну нет денег?
Культурная жизнь во время Великой Отечественной войны оказалась повседневностью. Она не была чем-то особенным, героическим – люди просто этим жили изо дня в день.
Вся страна, все ее творцы работали на Победу: выпускались пушки – там символика победы, спички – там на коробках тоже символика Победы.
А на то, что происходит сегодня, страшно смотреть. Мы вот на книжную ярмарку на Красной площади заявляем 11 позиций и доказываем организаторам, что главная площадка должна быть посвящена дню текущему, войне, ее героям. Нам отказали. Выделили всего лишь одну площадку с совершенно нейтральным названием «Литература народов России».
Но тем не менее мы провели мероприятия. Сначала мы возложили цветы к могилам солдат, а после уже все собрались на Красной площади. Слава Богу, нам дали свои площадки еще и Военно-историческое общество, издательство «Вече», С. Миронов.
В Израиле стараются всех до одного офицеров любого ранга провести через Освенцим. А наших ребят через какую культурную политику проводят?
Очень много вопросов возникает. Победа не может состояться в окружении – ее в информационных баталиях опрокинут, обесценят, оболгут. В Англии сорокатомная энциклопедия Второй мировой войны. Япония – 110 томов. А у нас всего 12 томов – нам казалось: всё и так понятно, что объяснять.
Нельзя проигрывать на информационном фронте!
Мы должны смотреть в будущее. Когда Расул Гамзатов написал своих белых журавлей, прошло 40 лет, и по стране пошел «Бессмертный полк».
Продолжение следует…
Записала Ольга Орлова
05.12.2024