Дорога жизни митрополита Алексия (Симанского). К 80-летию снятия блокады Ленинграда

27 января 2024 года, в 80-ю годовщину полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, в храмах Санкт-Петербургской епархии совершаются поминальные богослужения. В заупокойных ектениях и молитвах звучат имена из списка священно- и церковнослужителей блокадного Ленинграда. Среди них – митрополит Ленинградский Алексий (Симанский), будущий Патриарх Алексий I.

Все страшные 900 дней блокады владыка Алексий не разлучался со своей паствой, оставаясь в осажденном, замерзающем городе, наполненном трупами умерших от голода и непогребенных жителей. Но и храмы были переполнены молящимися людьми и причастниками, несмотря на то что во время служб то и дело раздавались резкие сигналы воздушной тревоги. Со временем к ним привыкли: человеческая душа не может бояться бесконечно долго. Из-за обстрелов, взрывов бомб стекла в окнах были выбиты, в помещениях гулял ветер. Температура в помещениях опускалась ниже нуля, певчие от голода едва держались на ногах.

Но владыка Алексий все время был в храме, одно время даже жил на колокольне Никольского собора. Он служил литургии, молебны, часто без диакона, сам причащал и читал поминания. Всякий мог тогда прийти к нему со своим горем, и он принимал пасомых, утешал их беседами. В своих проповедях и посланиях к пастве митрополит внушал людям надежду на избавление и победу.

 «Дорога жизни» – доставка продовольствия и эвакуация раненых из осажденного Ленинграда по льду Ладожского озера В пасхальном послании 1942 года святитель писал: «Во всех нас заговорил русский, сын одного Отечества, и встали не за себя, не за личные блага, а за Мать-Родину, которой грозит разорение и гибель… А над всем сим – непоколебимая вера, присущая русскому православному человеку, вера в бесконечную милость Божию, сильную превозмочь гордость насилия и даровать победу народу, явившему столь великую крепость духа в годину тяжкой опасности».

Храмы, которые выстояли

Еще раньше, 10 августа 1941 года, в московском Богоявленском соборе он произнес проникновенные слова о любви к Отечеству, которую, по мнению владыки, разделяют все наши святые, в первую очередь игумен Земли Русской преподобный Сергий: «Русский человек бесконечно привязан к своему Отечеству, которое для него дороже всех стран мира. Ему свойственна тоска по Родине, о которой у него постоянная дума, постоянная мечта. Когда Родина в опасности, тогда особенно разгорается в сердце русского человека эта любовь. Он готов отдать все свои силы на защиту ее; он рвется в бой за ее честь, неприкосновенность и целость, проявляет беззаветную храбрость, полное презрение к смерти. Не только как на долг, на священный долг, смотрит он на дело ее защиты, но это есть непреодолимое веление сердца, порыв любви, которую он не в силах остановить, которую он должен до конца испытать… Мы веруем, что и теперь великий предстатель за землю Русскую преподобный Сергий простирает свою мощь и свое благословение русским воинам». 

Вместе с народом выстояли в годы войны и православные храмы.  Величественный собор Спаса-на-Крови с его великолепными мозаиками во время блокады превратился в морг: со всего города сюда свозили тела погибших ленинградцев. Искусствоведы до сих пор рассказывают об этом с содроганием, однако, куда как ни в церковь приносим мы усопших для последнего целования? 

Храм Спаса-на-Крови в годы блокады превратился в морг.jpgХрам Спаса-на-Крови в годы блокады превратился в морг 

В подвальных помещениях других церквей (например, в Спасо-Преображенском соборе) были устроены бомбоубежища. Под Казанским собором находился детский сад и одно время – отдел штаба Ленинградского фронта. Многие храмы использовались для хранения культурных ценностей. Так, Сампсониевский собор был занят филиалом Эрмитажа, Крестовоздвиженскую церковь занимало фильмохранилище, Афонское подворье и Новодевичий монастырь – архивы, Владимирскую церковь – филиал Публичной библиотеки и т.д. Особенно много музейных коллекций было размещено в Исаакиевском соборе в надежде на то, что германские войска, считая его гигантское здание ориентиром, не будут специально пытаться уничтожить храм. Этот расчет оказался правильным, за весь период блокады в собор не было прямого попадания бомб или снарядов, и бесценные коллекции уцелели.

Лавра победителей

В конце 1941 г. в части зданий Александро-Невской Лавры разместился приемно-распределительный госпиталь № 1. Сюда в обязательном порядке поступали все больные и раненые военнослужащие, прежде чем попасть в какое-либо другое лечебное учреждение.

Обращение в ходе войны к русским патриотическим, в том числе православным церковным традициям играло важную роль в обороне Ленинграда. Тем более что с городом на Неве тесно связана жизнь, деятельность или история захоронений знаменитых русских полководцев – Александра Суворова, Михаила Кутузова, ныне прославленного адмирала Феодора Ушакова, святого благоверного князя Александра Невского.

В Благовещенской церкви Лавры находилась могила генералиссимуса А.В. Суворова, и в 1942 г. было произведено ее художественное оформление.

Могила А.В. Суворова в Благовещенской церкви Александро-Невской Лавры.jpgМогила А.В. Суворова в Благовещенской церкви Александро-Невской Лавры 

Сюда, к могиле непобедимого полководца приходили воины, которые уходили на защиту родного города. Осенью 1942 г. было произведено декоративное оформление притвора в Троицком соборе, где до 1922 г. находилась рака с мощами св. кн. Александра Невского.

Имя святого князя стало популярно уже накануне войны, после выхода на экраны художественного фильма «Александр Невский» Сергея Эйзенштейна (1938 г), теперь же оно воспринималось как символ борьбы с германской агрессией.

На площади перед Казанским собором у памятников полководцам Отечественной войны 1812 г. Михаилу Кутузову и Барклаю де Толли давали клятву уходившие на защиту Ленинграда воины. Памятники в виде исключения не были закрыты мешками с песком. Одновременно воины посещали и расположенную в соборе могилу фельдмаршала М.И. Кутузова.

Танковая колонна им. Димитрия Донского и эскадрилья им. Александра Невского

Танковая колонна им. Димитрия Донского.jpg Танковая колонна им. Димитрия Донского

Важным шагом властей стало выделение православным приходам минимально необходимого количества вина и муки для причащения богомольцев, так как в блокадном городе эти продукты было невозможно купить.

Это решение в Ленсовете приняли после того, как в начале 1942 г. митрополит Алексий внес в фонд обороны пожертвованные верующими 3, 5 млн. рублей и золотые украшения с драгоценными камнями на большую сумму. На следующий день владыке позвонили из Смольного и просили передать благодарность прихожанам от городского комитета обороны. Поинтересовались, не надо ли чего? Владыка ответил, что кончилось красное вино для богослужения, и с дровами тоже плохо. Сказали, что все будет доставлено. Предложили прикрепить его к столовой Смольного, но он отказался: «Как все, так и я». Тогда после короткого молчания голос в трубке ответил: «Мы будем вам помогать с продуктами и дровами».

Конечно, выделяемых продуктов хватало лишь для удовлетворения минимальных богослужебных потребностей. Так, согласно свидетельству прихожан, в мае 1942 г. в Никольской Большеохтинской церкви просфоры были размером с пятикопеечную монету, а вина выделялось не более двух столовых ложек на службу. Из-за нехватки дров крещение младенцев происходило в нетопленой церкви и т.п.

Но были и радости: в апреле 1942 г. власти, впервые в советский период, разрешили совершать Пасхальный крестный ход вокруг храмов с зажженными свечами.

А 5 января 1943 г. Патриарший Местоблюститель Сергий предпринял важный шаг на пути к фактической легализации Церкви, организовав очередные сборы на оборону страны. Он послал И. Сталину телеграмму, прося его разрешения на открытие Патриархией банковского счета, куда вносились бы все деньги, пожертвованные на нужды войны в храмах СССР. 5 февраля председатель СНК дал свое письменное согласие и от лица Красной армии поблагодарил Церковь за ее труды.

14 января 1943 г. и митрополит Алексий направил телеграмму И. Сталину, в которой сообщал: «Руководствуясь призывом Патриаршего Местоблюстителя Митрополита Московского Сергия, епархия вносит на постройку колонны танков имени Димитрия Донского еще 500 000 рублей. Сбор средств продолжается с непоколебимой верой в близкую победу нашего правого дела над кровавым безумием фашизма. Усердно молим Бога о помощи Вам в Вашем великом историческом призвании – отстоять честь, свободу и славу родной страны».

На эту телеграмму был получен ответ: «Прошу передать православному русскому духовенству и верующим Ленинградской епархии мой привет и благодарность Красной Армии за их заботу о Красной Армии. И. Сталин». Обе телеграммы были опубликованы в газетах.

В кинохронике начали показывать немыслимые еще недавно кадры: в освобожденных городах жители с иконами встречают советских солдат, и некоторые из бойцов, осеняя себя крестным знамением, прикладываются к иконам; освящается танковая колонна, построенная на пожертвования верующих и т.д.

Эскадрилья им. Александра Невского.jpg Эскадрилья им. Александра Невского

Зимой 1942/43 г. на студии Ленкинохроники был снят документальный фильм «Сбор ленинградскими верующими средств на танковую колонну имени Димитрия Донского и эскадрилью имени Александра Невского». Его автор известный фронтовой кинодокументалист Н.А. Сотников в 1976 г. вспоминал: «…это был приказ, боевое задание и, как не намекнули, задание правительственное. Фильм предназначался для показа за рубежом, цели имел пропагандистские, должен был способствовать открытию второго фронта… С самого начала фильму были созданы максимально привилегированные условия – и не только по военным, блокадным меркам. Он должен был в производственном отношении идти «по зеленой улице». Высокие полномочия давались на период работы над фильмом и мне. Во всяком случае, я таких ни ранее, ни далее никогда не имел. Любая моя просьба по этому фильму воспринималась как приказ. А консультантом мне было рекомендовано пригласить самого митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия».

Владыка принял съемочную группу утром в Никольском соборе, около полудня состоялась запись кадров сбора пожертвований в этом храме. По свидетельству Н. Сотникова, его удивило, сколько верующих пришли внести свою лепту в оборону родного города и страны.

11 октября 1943 г. впервые за все годы советской власти 12 ленинградским священнослужителям, в том числе митрополиту Алексию, были вручены правительственные награды – медали «За оборону Ленинграда». 

Происходили и другие перемены. Военнослужащие Ленинградского фронта, в том числе офицеры, стали посещать богослужения в храмах города (известно, что на некоторых богослужениях в Никольском кафедральном соборе присутствовало командование фронта во главе с маршалом Говоровым) и даже порой прислуживать в церкви.

В целом к моменту освобождения Ленинграда от блокады взаимоотношения властей и православных общин города существенным образом изменились, начинался качественно новый этап церковной жизни обратившегося к Богу православного народа.


Литература:
1.     Протоиерей Владислав Цыпин. История Русской Православной Церкви. Синодальный и новейший периоды (1700-2005). – Издание Сретенского монастыря, Москва, 2006, 816 С. 
2.     Михаил Шкаровский. Религиозная жизнь блокадного Ленинграда. Источник: https://spbda.ru/publications/religioznaya-jizn-blokadnogo-leningrada-po-novym-dokumentalnym-istochn...