Почему для нас, православных, важно, чтобы иконы были каноническими

Надо же как промыслительно складываются, казалось бы, случайные события нашей жизни. Вот и протоиерей Олег Стеняев, известный миссионер, вспоминает об одном эпизоде детства, определившем его любовь к православной канонической иконе. Вот его рассказ.

Мария Захарова
Протоиерей Олег Стеняев

Часть I. «Причастие – самое сильное впечатление детства»

Часть II. Как царь Давид дедушке в плену помог

Часть III. Благодаря чему я стал священником 

Все в нашей жизни неслучайно

Отец мой Виктор Иванович Стеняев оставил нашу семью, посчитав ее уж очень для тогдашнего советского антуража религиозной. Мама спустя некоторое время вышла второй раз замуж – тоже за Виктора Ивановича Коновалова, очень достойного человека. Работал он таксистом. 

Слайд_из_коллекции_Рублевского_музея_Богоматерь_всех_скорбящих.png Богоматерь всех скорбящих радость. Коллекция Рублевского музея

Однажды у него в такси два иностранца забыли пару коробок со слайдами и аппарат, чтобы их просматривать. А слайды-то оказались из Рублевского музея! Тогда только иностранцам такое продавали. И вот все это достояние нашего Отечества оказалось-таки у меня. Отчим мне все это торжественно вручил: 

– Тебе подарок! Бери! Иностранцы забыли. 

Я до сих воспринимаю это как действие Провидения! Все детство я разглядывал настоящие русские иконы, – лучшие образцы. Это у меня как бы отдых такой был, – буквально каждый день, чуть только появится минутка, я тут же рассматривал эти слайды. Они все были подписаны: что за икона, какой век, какой школы… 

Так что я уже начинал ориентироваться: в направлениях, мастерах, – но главное, просто воспитывался вкус к хорошей канонической иконописи. С тех пор я терпеть не могу всю эту европейскую мазню. В любой храм могу прийти и сразу сказать: 

– Это православные иконы. А это что-то неправославное! 

Только подумайте: и это из-за того, что какие-то там иностранцы забыли коробки со слайдами именно в том самом такси, которым рулил мой отчим… Они же не могли знать, что я стану православным священником? Они не могли, но Бог все знает и управляет все так, как Ему угодно. 

«А Он вам никого не напоминает?!»

Спас_Вседержитель_Иконописец_Андрей_Рублев.jpg Спас Вседержитель. Иконописец Андрей Рублев

Сделаю отступление, забегая вперед, – когда я уже был священником, где-то в 1990-х годах я как-то раз встретился с одной баптисткой, которая, сама того не предполагая, объяснила мне, почему православным людям так важно молиться перед канонически правильными иконами. 

– Как вы молитесь? – спрашиваю у нее.

– Ну, как? Молюсь Богу Отцу через Иисуса.

– А у вас же нет икон, вам не тяжело так молиться?.. 

– Зачем мне икона? Христос у меня в сердце, – заявляет она. 

– А Он как выглядит? – интересуюсь. 

Она очень смутилась… Я не отступаю, смотрю на нее, жду ответа. Она еще немного помялась и выпалила:

– Ну, Он такой: небольшого роста, рыженький... 

– А Он вам никого не напоминает?! – допытываюсь я.

Она еще больше смутилась, запротестовала:

– Я не хочу на этот вопрос отвечать! 

– Ну, как христианка проявите уважение к собеседнику... – все-таки настаиваю.

– Хорошо, расскажу, – сдается со вздохом. – В молодости я знала одного бухгалтера, вот очень на него похож... 

Вот тогда-то я вполне и осознал, для чего нам нужны иконы. Если нет икон, то при молитве хочешь не хочешь, а субъективные образы возникают. 

Поясню еще на одном примере. Одна моя прихожанка смотрела четырехсерийный фильм Франко Дзеффирелли «Иисус из Назарета». И так она за эти четыре серии свыклась с образом Господа, что когда она становилась потом на молитву, то понимала, что молится перед образом того самого актера с его характерными чертами лица, мимикой, жестами – всё это сразу всплывало в ее сознании, шевелилось даже (она же фильм смотрела, а не икону созерцала), – и она не знала уже, чтоже с этим делать?! 

Точно так же и та бедная баптистка, очень верующая женщина, благочестивая, не имея иконы, мысленно постоянно возвращалась к своему ненаглядному бухгалтеру, который, может быть, ей очень нравился, когда она еще сама была молода, с ним, наверно, для нее ассоциировались какие-то романтические переживания, – и на всем этом была замешана ее молитва... 

В чем сила православной иконы? 

Православная икона – это озарение, которое пережил какой-то святой. После чего он или сам написал икону, или руководил иконописцем. А все последующие иконописцы, строго придерживаясь канона, делали уже списки с этого образа, – но в основе все равно была и остается духовная реальность, открытая действием Духа Святаго, а не образы, которые клубятся, в том числе под действием темных сил, в воображении падшего человека. 

Слайд_из_коллекции_Рублевского_музея_Ангел_Хранитель,_со_священномучеником.pngАнгел Хранитель. Коллекция Рублевского музея

Икона спасает нас от субъективного восприятия духовного мира. Правда, к сожалению, во многих наших храмах, особенно построенных в XVIII веке, когда преклонялись перед всем иностранным, вместо канонических византийских и русских икон можно встретить итальянскую живопись. А это в основном эпоха Возрождения с ее зацикленностью на человеке, – да и то не на лучших представителях. Известно, что Эль Греко, Рафаэль и другие художники той поры рисовали своих Мадонн с уличных женщин, а апостолов и святых с бесноватых – просто приходили в сумасшедшие дома, ставили мольберт и живописали себе... Там вроде денег натурщикам платить не надо было… И чего мы после этого хотим?..

Наше сознание не настолько очищено, чтобы мы могли молиться без канонически правильно написанной иконы. Вся эта ренессансная итальянщина не поможет. У итальянцев тоже были сильные иконописцы, но в древности, последний – Джотто. Настоящая икона являет нам бесстрастное видение духовной реальности.

Записала Ольга Орлова




Анна

13.06.2023 05:09:2023

Спасибо за разъяснения. А то и не задумывались и непонятно