Грех ли телесная любовь не ради чадородия, а ради удовольствия?

Наш читатель Александр обратился с целым рядом вопросов об излишествах в разных сферах жизни: 

1. Грех ли роскошь, ведь можно быть богатым и не жить в роскоши? Зачем нужна роскошь не в храме? Ведь добродетель – в раздачи роскоши нуждающимся, разве не так?

2. Грех ли телесная любовь не ради чадородия, а ради удовольствия?

3. Считается ли однозначно немощью телесная любовь не ради зачатия детей? (Отец Валериан Кречетов говорил, что для христиан приемлема только одна форма контрацепции – воздержание).

4. Есть ли действия одновременно не греховные, но и не добрые?

Мария Захарова
Протоиерей Вячеслав Куликов

Протоиерей Вячеслав Куликов на вопросы ответил по порядку:

1. Да, Вы совершенно правы. Приведу лишь три высказывания апостолов по этому поводу.

1 Ио. 3:17 А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, – как пребывает в том любовь Божия? 

2 Кор.13-15 Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность. Ныне ваш избыток в восполнение их недостатка; а после их избыток в восполнение вашего недостатка, чтобы была равномерность, как написано: кто собрал много, не имел лишнего; и кто мало, не имел недостатка.

Иа. 4:17 Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех.

Совершенно очевидно, что «роскошь» – это избыток. При этом всегда в поле зрения имеются люди, испытывающие «недостаток», и поэтому всегда имеется возможность сделать доброе дело и помочь нуждающемуся. И эта возможность будет в наличии до тех пор, пока ты весь свой «избыток» (т.е. роскошь) не исчерпаешь на помощь нуждающимся. Отсюда путем элементарной логики получаем, что само наличие роскоши без намерения ее использовать на добрые дела – грех. Собственно эти же рассуждения можно приложить и к богатству, хотя между роскошью и богатством есть некоторая разница.

2, 3. Любые излишества в удовлетворении естественных потребностей являются грехом. Другой вопрос, что считать излишеством. И тут уже вряд ли можно дать один ответ для всех. Например, естественная потребность (для поддержание сил и самой жизни) в пище регулируется чувством голода, но иногда это чувство может стать гипертрофированным или, наоборот, притупляться. Поэтому помимо чувства нужно руководствоваться также и разумом, находить некий разумный компромисс между ними. Это также касается любых других телесных потребностей. 

Наш организм устроен так, что удовлетворение естественных потребностей сопровождается чувством удовольствия, они практически неразделимы. Поэтому для различения того, является ли, например, дальнейшее вкушение пищи совершенно необходимым для восстановления телесных сил, или можно ограничиться уже съеденным, существуют различные приемы, один из которых – сделать небольшую паузу и посмотреть, захочется ли после этого еще есть. Другой прием – сознательно делать пищу «невкусной», чтобы чувство удовольствия не было определяющим в процессе насыщения. Однако этим тоже не нужно злоупотреблять, ведь не напрасно Бог нам дал способность различать вкусное от невкусного. Главное тут, чтобы, вкушая вкусное, мы не пресыщались, вредя здоровью, благодарили Бога за возможность наслаждаться пищей (неслучайно в притчах Царство Небесное уподобляется пиру) и, самое главное, не впали в зависимость от вкуса пищи, не устраивали скандалов, если вдруг нам предложат невкусную, с нашей точки зрения, пищу, не расстраивались сами и не досаждали другим.

Примените эти рассуждения к сфере интимных отношений и получите правильный для себя ответ. Церковь же старается не особенно вмешиваться в эту сферу, но призывает супругов сохранять определенное целомудрие и избегать разнузданности. Если же нет никаких сил ограничивать супружеские отношения только их прямым предназначением для чадородия, то лучше уж предохраняться (неабортивными способами), чем разжигаться, хотя и то, и другое – грех. Стоит только учесть, что если в пище вы сами хозяева своего тела, то в супружеских отношениях хозяином вашего тела, по слову апостола, является супруг и темперамент при этом у каждого свой.

См. ответ на вопрос: «Если жена не имеет сил на близость»

4. Христос сказал:

Матф.12:30 Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.

Получается, что если человек не с Христом, ради Которого он делает добрые дела, то, не делая добрых дел, он против Него, расточает и, следовательно, с Его противником. Поэтому апостол Павел призывает христиан быть бдительными и трезвенными.

1Пет.5:8 Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. 

Дело, которое не приближает человека ко спасению является напрасной тратой времени и сил, тем самым "расточением".