Эльдар Рязанов и его фильмы о высших нормах жизни

1ryazanov.png

18 ноября

В этот день 1927 года родился кинорежиссер Эльдар Рязанов.

Какой Новый год без «Иронии судьбы, или С легким паром»? А до 1975 года на этом месте в телепрограммах стояла «Карнавальная ночь». И какое 8-е марта без фильма «Служебный роман»? Ведь были годы, когда телевизионным начальникам казалось, что эти фильмы устарели, пытались их куда-то задвинуть подальше, а не получалось, потому что рейтинги этих картин, созданных Эльдаром Рязановым, все равно зашкаливали. И не надо думать, что эти фильмы – такая же традиция, как салат оливье. Нет, это кино больше чем кино. Они – частица жизни нескольких поколений наших людей, причем частица эта очень добрая и светлая. Старшее поколение не так много, возможно, и может передать детям и внукам, но добро и свет донести до них обязаны. И, кажется, дети и внуки, это понимают.

Большинство фильмов Рязанова – комедии. Хотя есть у него «Жестокий романс» по мотивам пьесы Александра Островского «Бесприданница». Это трагедия, причиной которой стал эгоизм «блестящего барина» Паратова. И смерть героини картины Ларисы Огудаловой вызывает в зрителях чувство сострадания, может быть даже более сильное, чем театральная постановка. 

А, например, «Вокзал для двоих», как сам Рязанов говорил, это трагикомедия. Внешне, может, и смешно. Но в глубине – жутко. Вот что говорил об этой картине сам автор:

«Сердце просто оборвалось, когда мы попали в колонию, где проводились съемки. Как сказал начальник лагеря, здесь собрана «вся нечисть Подмосковья: убийцы, грабители, насильники, взломщики». Но, тем не менее, это лагерь молодых людей, у которых, кажется, вся жизнь впереди, но она уже исковеркана, переломана. И вот это ощущение ожога, которое мы испытали, не давало нам покоя. Потому что жизнь каждого – это горе и несчастье. Это ощущение ожога и легло в основу картины».

И то же мы видим в картине «Берегись автомобиля». Вроде бы смешно: все перепутано, перевернуто с ног на голову. Страховой агент Юрий Деточкин оказывается борцом за справедливость. А следователь Максим Подберезовиков разыскивает опасного и неуловимого преступника. И отдает Деточкина под суд. Но как быть со справедливостью? И Подберезовиков этим вопросом мучается: Деточкин «виноват, но он не виноват». Да, Деточкин воровал «Волги» у незаконно разбогатевших, не взяв себе ни копейки, отправлял все деньги в детские дома. Но детские дома в этом фильме остаются за кадром. А в 1966 году, когда вышел на экраны этот фильм, детские дома очень напоминали колонии: и решетки на окнах, и режим жестокий, и никаких игрушек, и там протекала жизнь детей, которые вообще ни в чем не были виноваты.

И так же еще в одной комедии «О бедном гусаре замолвите слово» корнет Плетнев отпускает на свободу актера Бубенцова «из чувства чести и сострадания».

Эльдар Рязанов объяснял эти жизненные коллизии так: «Герои картины живут по каким-то высшим моральным нормам, и мы с ними согласны. Но это не значит, что я одобряю действия Деточкина. Я ему – сочувствую. И этот человек для меня близкий и дорогой. Так же, как и герой Басилашвили фильма «Вокзал для двоих». Это норма жизни. Он – мужчина. И то, что за высшую норму жизни очень часто следует наказание, к сожалению, так оно и есть. Человек, который может жить по свободным человеческим законам, он обязательно будет наказан. Так оно, к сожалению, и бывает».

И, наверное, самое главное: Рязанов снимал свои фильмы для того, чтоб мы, люди, стремились к этим высшим нормам жизни. Потому что искусство существует, в частности, и для того, чтобы призывать милость к падшим.

Александр Трушин